Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Дать понятие «президент»
2. показать связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
3. рассмотреть историю развития законодательства о выборах Президента в Российской Федерации
Введение
Глава 1. Президент Российской Федерации
§1. Институт главы государства
§2.Конституционный статус и компетенция Президента Российской Федерации
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации и их краткая характеристик
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Голосование является важным
этапом при проведении выборов Президента.
Голосование начинается в 8 часов
и заканчивается в 20 часов по местному
времени. Голосование может закончиться
до 20 часов, если проголосовали все
избиратели, включенные в список избирателей
на избирательных участках, образованных
на судах, находящихся в плавании,
в воинских частях, на полярных станциях,
в труднодоступных или
После получения членами
участковой избирательной комиссии
избирательных бюллетеней для выдачи
начинается процесс голосования - с
получения бюллетеня
Избиратель может
Досрочное голосование проводится по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не ранее чем за 15 до дня голосования на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях
Подсчет голосов избирателей
на избирательном участке
Ha основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, и данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации.
Избранным считается кандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50 процентов голосов избирателей + один голос.
Выборы признаются несостоявшимися:
- в них участвовало менее половины общего числа избирателей;
- "против" всех зарегистрированных
кандидатов проголосовало
- ни один кандидат не
набрал половины голосов
- если все кандидаты
выбыли до повторного
Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными в случаях, когда:
- допущенные нарушения
не позволяют с достоверностью
определить результаты
- если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, охватывающих 1/4 часть избирателей;
- по решению суда.
В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.
Повторные выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если:
- выборы Президента Российской
Федерации признаны
- выборы Президента Российской
Федерации недействительными,
- на день проведения
повторного голосования оба
- при повторном голосовании
ни один зарегистрированный
Не позднее чем через три дня после принятия решения о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сообщение об этом публикуется в средствах массовой информации.
Повторные выборы проводятся
в том же порядке, что и общие
выборы, но с сокращением сроков
избирательных действий не более
чем на одну треть, за исключением
запрещения выдвижения кандидатов, действия
(бездействие) которых послужили (послужило)
основанием для признания общих
выборов или выборов при
Таким образом, выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупность стадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированы законодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов является то, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторые особенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Раскрыть место Президента
Российской Федерации в системе
органов государственной власти
невозможно без обращения к теории
разделения властей, как основополагающего
принципа построения правового государства.
Теория разделения властей в историческом
плане появилась в целях
Одна из главных идей Дж. Локка заключается в том, что человек - материальное по своей природе существо, подвластное личным чувствам, руководствующееся, прежде всего, стремлением к удовольствию и желанием избежать боли. Поэтому слабость человеческой природы проявляется в подверженности искушениям, склонности «цепляться за власть». Лица, «которые обладают властью создавать законы, могут также, по мнению английского философа, захотеть сосредоточить в своих руках и право на их исполнение и не подчиняться созданным ими законам». Ключом к пониманию соотношения властей в государстве является мысль Локка о верховенстве законодательной власти, которая становится «священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило» .
Наиболее подробную разработку теория разделения властей получила в работах Ш.Л. Монтескье. В рамках своего учения Ш. Монтескье выделял в каждом государстве три ветви власти:
1) законодательная;
2) исполнительная, по отношению к делам, определяемым международным правом;
3) исполнительная в отношении того, что определяется гражданским правом.
Необходимо заметить, что
приведенная классификация
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне.
В действующей Конституции принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции, которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можно заметить, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью. Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонники выделения самостоятельной президентской власти.
Принципиально иной точки
зрения придерживается группа ученых,
рассматривающих Президента РФ как
одного из субъектов исполнительной
власти и считающих, что он должен
быть интегрирован в исполнительную
власть. Следует упомянуть также
своеобразный взгляд на место Президента
в системе органов
Думается, практика последних лет позволяет говорить о становлении самостоятельной президентской власти. От эффективного использования полномочий Президента зависит устойчивая работа всего государственного механизма, и включение четвертой ветви власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в системе органов государственной власти.
Статья 80 Конституции РФ
предваряет определение правового
положения Президента указанием, что
он «является главой государства».
В части 2 этой же статьи установлено,
что Президент - гарант Конституции,
прав и свобод человека и гражданина.
Это объясняется значением
Особенностью правового
положения Президента именно как
главы государства является то, что
он, выполняя возложенные на него Конституцией
полномочия, инициируя деятельность
федеральных органов
В соответствии с Конституцией
Президенту РФ принадлежит право
определять основные направления внутренней
и внешней политики государства.
Это означает, что, с одной стороны,
именно Президенту как лицу, избранному
на свой пост избирательным корпусом
страны, принадлежит право