Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Дать понятие «президент»
2. показать связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
3. рассмотреть историю развития законодательства о выборах Президента в Российской Федерации
Введение
Глава 1. Президент Российской Федерации
§1. Институт главы государства
§2.Конституционный статус и компетенция Президента Российской Федерации
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации и их краткая характеристик
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Содержание статьи 80 Конституции
во многом предопределяет общую направленность
всех последующих статей главы 4 Конституции
и центральное место Президента
в системе органов
Таким образом, роль Президента, согласно Конституции РФ, выходит за рамки только главы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.
Разделение властей как
принцип построения российской государственности
объективно предполагает наличие органа,
гарантирующего от разрыва и противостояния
властей. Действующая Конституция
Российской Федерации преодолела прежнее
видение принципа разделения властей,
обусловившего ряд глубоких политических
кризисов, угрожавших самим основам
российской государственности, и наделила
главу государства, таким образом,
весьма широкими полномочиями. Он выступает
в качестве объединяющего начала
в конституционном строе
Каждое государство, будь то США с ее более чем 200-летним опытом Президентуры или Конституция V республики во Франции, устанавливает и «оттачивает» институт Президента, приемлемый только для конституционного строя данного государства. Конституция Российской Федерации 1993 года - Конституция переходного периода от одной социальной системы к другой. Полномочия Президента, закрепленные в ней, являются полномочиями переходного периода. Именно этим отличается институт Президента в Российской Федерации от соответствующих институтов в других современных государствах.
Качественное своеобразие взаимоотношений Президента с другими органами государственной власти и в том числе с парламентом, взаимообусловливаются особенностями формы правления в Российской Федерации.
Таким образом, проведенное
исследование позволяет сделать
следующие выводы: действительно
принцип разделения властей, воплощенный
в Конституции 1993 г., имеет свою, так
называемую, «российскую» специфику. И
это связано с рядом
1) сложности так называемого
переходного периода, которые
как в политической, так и в
экономической среде требовали
значительной концентрации
2) зачаточный характер
большинства демократических
3) наличие значительного
влияния прежней идеологии на
политическую природу и
4) отсутствие реального
опыта организации
5) президент не входит
в какую-либо ветвь власти, а
является своеобразным «
Заключение
В процессе написания работы
были решены следующие задачи: дано
определение понятию «
Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:
«Президент»- это выборный глава государства, политический лидер, гражданин, замещающий государственную должность Президента и опирающийся на поддержку политической элиты. Форма правления в основном определяется каким образом к власти приходит политический лидер этой страны: путем выборов или наследственно. Соответственно институт президентства в Российской Федерации, закрепленный в конституционных и иных нормах права, взаимоотношения президента с иными ветвями государственной власти позволяют определить Россию как президентскую республику.
Начиная с 1990 г, законодательство о выборах Президента довольно динамично развивалось. Сперва были внесены поправки в Конституцию РСФСР 1978г., далее в соответствии с поправками приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». Очередной значимой вехой стало принятие 12 декабря Конституции СССР. Все действующее законодательство было приведено в соответствие с ней. Закон «О выборах Президента РСФСР» утерял силу. В 1993 г. принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который переиздавался в 1999 г. В 2003 принята очередная ныне действующая редакция, последние изменения в которую вносились в июле 2009 г. В соответствии с изменениями от февраля 2009г срок полномочий Президента продлен до 6 лет.
Выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупность стадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированы законодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов является то, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторые особенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.
Президент не входит в какую-либо ветвь власти, статус Президента РФ отражает, во-первых, традиционное понимание президента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра», обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов, гаранта конституции и государства. Также можно отметить его определяющее положение по отношению к исполнительной власти, права по ее осуществлению, его роль как фактического главы исполнительной власти.
Список нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты:
1) Законодательство СССР:
1. Закон СССР от 14 марта
1990 г. N 1360-I "Об учреждении поста
Президента СССР и внесении
изменений и дополнений в
2. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. N 1096-1 "О выборах Президента РСФСР// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г., N 17, ст. 510
2) Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
4. Федеральный закон
«О выборах Президента
5. Федеральный закон
от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
6. Постановление
Правительства РФ от 13 января 2000
г. N 32 "О содействии избирательным
комиссиям в организации
Комментарии к законодательству
7. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ в ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2010 г.
8. Комментарий к
Конституции Российской
Учебная и научная литература:
9. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко - М., МГУ, 1999. С. 205.
10. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1955. С. 298.
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008.
12. Боер В.М., Городинец Ф.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб., 1999.
13. Радченко В.И. Президент
в Конституционном строе
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. - М..: Юристъ, 2006., ст. 250
15. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Феде рации: Учеб. для вузов / Под ред. А.А. Вешнякова. М., 2003.
16. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - М.: ЗАО "Юстицинформ", 2008.
17. Елисеев Б.П. Нормативно-
18. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 2004.
Иные источники:
19. http://bd.fom.ru/report/cat/