Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Дать понятие «президент»
2. показать связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
3. рассмотреть историю развития законодательства о выборах Президента в Российской Федерации
Введение
Глава 1. Президент Российской Федерации
§1. Институт главы государства
§2.Конституционный статус и компетенция Президента Российской Федерации
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации и их краткая характеристик
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации и их краткая характеристика
Избирательный процесс в
Российской Федерации включает установленную
законом совокупность стадий, состоящих
из конкретных избирательных процедур
и избирательных действий. Стадии
избирательного процесса - это этапы
организации и проведения выборов,
в рамках которых совершаются
предусмотренные законами избирательные
действия, а также избирательные
процедуры, обеспечивающие реализацию
избирательных прав граждан РФ и
иных участников выборов, целостность,
завершенность и легитимность избирательного
процесса при формировании представительного
органа, избрании выборного должностного
лица. Только совокупность юридически
необходимых и достаточных
Основными стадиями избирательного процесса являются:
· назначение выборов (принятие
уполномоченным на то государственным
органом, органом местного самоуправления,
должностным лицом решения о
назначении даты выборов, в том числе
в порядке ротации части
· образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
· предвыборная агитация;
· голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.
При этом факультативными
стадиями являются: в предусмотренных
законом случаях повторное
Назначение выборов. Порядок назначения выборов Президента Российской Федерации подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Основными нормативно - правовыми актами регламентирующими процесс выборов Президента Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы Президента Российской
Федерации назначает
- Совет Федерации Федерального Собрания.
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Решение о назначении выборов должно быть принято Советом Федерации не позднее чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования, кроме случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, тогда выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Центральная избирательная комиссия назначает выборы Президента Российской Федерации только в случаях:
- Если Совет Федерации в установленные законом сроки не назначил выборы Президента Российской Федерации.
- Если Совет Федерации
не назначил досрочные выборы
Президента Российской
Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации.
Образование избирательных
округов, избирательных участков, составление
списков избирателей. По своему содержанию
избирательные округа представляют
собой разграниченные территории Российской
Федерации, образованные в соответствии
с нормами избирательного законодательства
для организации выборов
Для обеспечения организации
проведения голосования и подсчета
голосов образовываются специальные
территориальные
Выдвижение и регистрация кандидатов. Анализ законодательства позволяет выделить два порядка выдвижения кандидатуры на пост Президента: в порядке самовыдвижения и выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком.
Право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации имеет каждый гражданин, достигший 35 лет и проживающий постоянно в течение не менее 10 лет на территории Российской Федерации.
Далее осуществляется:
· Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата
· Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками
· Представление избирательных документов для регистрации кандидата
· Регистрация кандидата
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.
Представление избирательных документов для регистрации кандидата. В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок от 80 до 45 дней до дня голосования предоставляются документы для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации. Срок подачи документов истекает в 18 часов по московскому времени 45 дня до дня голосования.
Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации должна проверить соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата: соблюдение порядка сбора подписей, соблюдение порядка оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные листы и иные принятые в соответствии с Федеральным законом документы в течение 10 дней со дня их приема.
О результатах проверки подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока извещаются не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Регистрация кандидата. В
течение 10 дней с момента принятия
документов, необходимых для регистрации
кандидата на пост Президента Российской
Федерации Центральная
- о регистрации кандидата.
В этом случае каждому
В решении о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, делается отметка о том, что кандидат был выдвинут политической партией или избирательным блоком.
- об отказе в регистрации кандидата.
Если было принято решение об отказе в регистрации кандидата, то в течение суток с момента принятия такого решения выдается его копия с изложением оснований отказа кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата.
Выборы Президента Российской Федерации могут быть отложены для дополнительного выдвижения кандидатов на срок до 60 дней по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов.
Предвыборная агитация и информирование избирателей. Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.2).
Информационные материалы,
размещаемые в средствах
Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами.
В день голосования до момента
окончания голосования на территории
Российской Федерации запрещается
опубликование (обнародование) данных
об итогах голосования, о результатах
выборов Президента Российской Федерации,
в том числе размещение таких
данных в информационно-
Опубликование (обнародование)
результатов опросов
В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата либо против всех кандидатов;
2) выражение предпочтения
какому-либо кандидату, какой-
3) описание возможных
последствий избрания или
4) распространение информации
с явным преобладанием
5) распространение информации
о деятельности кандидата, не
связанной с его
6) деятельность, способствующая
формированию положительного
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на
каналах организаций