Порядок принятия управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса выработки и принятия эффективного управленческого решения.
Выполнение цели исследования невозможно без решения комплекса задач, касающихся различных аспектов стратегического управления:
- оценки степени влияния качества управленческих решений на конечные показатели деятельности компании;
- рассмотрения теоретических аспектов принятия управленческих решений;
- изучения моделей и методов принятия решений;
- анализа внешнего окружения и внутренней среды предприятия.

Оглавление

Введение 3

Глава I. Управленческие решения: понятие, виды, классификация

1.1 Понятие и сущность управленческого решения 5

1.2 Виды управленческих решений и их классификация 8

1.3 Роль управленческих решений в деятельности организации 13

Глава II. Порядок принятия управленческого решения

2.1 Состав и последовательность этапов принятия решений 16

2.2 Методы принятия управленческих решений 24

2.3. Организация и контроль выполнения решений 28

Заключение 34

Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)



Введение                                                                                                             3

 

Глава I. Управленческие решения: понятие, виды, классификация

 

1.1 Понятие и сущность управленческого решения                                       5

 

1.2 Виды управленческих решений и их классификация                              8

 

1.3 Роль управленческих решений в деятельности организации                 13

 

Глава II. Порядок принятия управленческого решения

 

2.1 Состав и последовательность этапов принятия решений                      16

 

2.2 Методы принятия управленческих решений                                           24

 

2.3. Организация и контроль выполнения решений                                      28

 

Заключение                                                                                                        34

 

Библиографический список литературы                                                        36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Руководство предприятием осуществляется путем претворения в жизнь требований руководящих документов, распоряжений, указаний министерства и вышестоящих руководителей. Многогранность сферы деятельности руководителя требует организации четкого управления подчиненными менеджерами. Основой управления является решение руководителя. Решения принимаются руководителем для организации выполнения самых разнообразных задач. Безусловно, главным в деятельности руководителя (менеджера) является организация практического выполнения принимаемых решений.

 

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.

Актуальность темы подтверждается тем неоспоримым фактом, что необходимость постоянного принятия управленческих решений и отбор их из возможных альтернатив является неотъемлемой частью руководителя любого ранга, а от качества принимаемых решений зависит конечный успех функционирования компании в рыночной экономике.

 

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Организационное (управленческое) решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель управленческого решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поскольку наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет большой вклад в достижение конечной цели.

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса выработки и принятия эффективного управленческого решения.

Выполнение цели исследования невозможно без решения комплекса задач, касающихся различных аспектов стратегического управления:

- оценки степени влияния качества управленческих решений на конечные показатели деятельности компании;

- рассмотрения теоретических аспектов принятия управленческих решений;

- изучения моделей и методов принятия решений;

- анализа внешнего окружения и внутренней среды предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Содержание и виды управленческих решений

 

 

1.1 Понятие и сущность управленческих решений

 

 

Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т.п. Другие решения более сложны и требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения.

Cуществует много определений управленческого решения. Вот некоторые из них:

· Решение - это выбор альтернативы.

· Решение - это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.

· Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.

Эти приведенные определения подразумевают наличие некоторой проблемы и/или ситуации, требующей принятия решения для своего разрешения или изменения.

Однако для менеджера принятие решений - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

 

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:

      выработку и постановку цели;

 

      изучение проблемы;

 

      выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;

 

      рассмотрение вариантов решений;

 

      выбор и окончательное формулирование решения;

 

      принятие решения;

 

      доведение решений до исполнителей;

 

      контроль за выполнением решений.

 

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.

В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.


 

1.2 Виды управленческих решений и их классификация

 

 

Виды управленческих решений. Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности). (Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.)

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

      по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

      по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

      по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

      по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;

      по сложности: простые и сложные;

      по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

 

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и (рациональные решения.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения -- обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

 

Организационные решения можно разделить на две группы:

 

1) запрограммированные;

 

2) незапрограммированные.

 

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Запрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.

 

В основе запрограммированных решений лежат типовые (запрограммированные) процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имевших место в практике организации или менеджера, принимающего решение. Важным условием при формировании запрограммированного решения является степень структуризации конкретной проблемы, с которой связано это решение. Для четко структурированной проблемы могут быть применены стандартные процедуры соответствующих модулей их разрешения. Менеджеру не приходится затрачивать усилия и средства на разработку процесса ее решения.

Незапрограммированное решение требуется в случаях, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (отсутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными ранее факторами. Так как для таких решений заранее невозможно составить программу действий (последовательность конкретных шагов), то руководитель должен разработать, прежде всего, процедуру принятия решения (например, достижение целей организации, совершенствование структуры и мотивация, улучшение продукции и др.).

 

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Приведенные типы решений (запрограммированное и незапрограммированное) представляют два крайних случая. Запрограммированное решение всегда имеет незапрограммированные элементы, связанные с оригинальными особенностями конкретной ситуацией, и, наоборот, - в любом незапрограммированном решении, как правило, могут быть стандартные (запрограммированные) процедуры. Реальные решения лежат между ними. Поэтому в практике управления запрограммированными и незапрограммированными решениями принято называть соответственно - преимущественно запрограммированные и преимущественно незапрограммированные решения.

Все управленческие решения имеют те или иные отрицательные последствия для отдельных процессов, результатов или для организации в целом, если они затрагивают всю организацию. Поэтому принятие управленческого решения всегда сопряжено с компромиссом между положительными и отрицательными его последствиями. В основе компромисса лежат принципы, сформулированные Робертом Кацем, сущность которых заключается в следующем:

Выбранная альтернатива может иметь недостатки (возможно значительные).

Эффективно работающие руководители не позволяют недостаткам возможных решений (принимаемых решений) парализовать их волю.

Информация о работе Порядок принятия управленческого решения