Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса выработки и принятия эффективного управленческого решения.
Выполнение цели исследования невозможно без решения комплекса задач, касающихся различных аспектов стратегического управления:
- оценки степени влияния качества управленческих решений на конечные показатели деятельности компании;
- рассмотрения теоретических аспектов принятия управленческих решений;
- изучения моделей и методов принятия решений;
- анализа внешнего окружения и внутренней среды предприятия.
Введение 3
Глава I. Управленческие решения: понятие, виды, классификация
1.1 Понятие и сущность управленческого решения 5
1.2 Виды управленческих решений и их классификация 8
1.3 Роль управленческих решений в деятельности организации 13
Глава II. Порядок принятия управленческого решения
2.1 Состав и последовательность этапов принятия решений 16
2.2 Методы принятия управленческих решений 24
2.3. Организация и контроль выполнения решений 28
Заключение 34
Библиографический список литературы
При цепочной структуре коммуникаций решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой коммуникации одинаковы, а командный стиль руководства отсутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.
Для иерархической структуры коммуникаций характерны ярко выраженные командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.
Организационно-управленческие решения оформляют в виде приказа или распоряжения, после чего они приобретают силу закона. Однако великое множество решений мигрируют в организации в виде устных указаний, заданий, пожеланий и т.п. управляющих директив. Главная задача менеджера и состоит в том, чтобы организовать исполнение такого решения, обеспечить координацию и контроль выполнения.
Таким образом, организация исполнения решений немыслима без контроля. Контроль исполнения решений является заключительной (завершающей) стадией управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей.
Главное назначение контроля состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также своевременное принятие мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Т.е. основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений.
С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений. Можно выделить и другие функции, которые решаются с помощью контроля исполнения.
1. Диагностическая функция - главная, ведущая функция контроля. Кто бы ни проверял, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состояние дел, т.е. поставить диагноз.
Без функции обратной связи, поступающей руководителю о ходе выполнения поставленных задач, он, по сути, выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.
Ориентирующая функция контроля проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролируются начальником, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, не решаются подчиненными.
Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов человеческого фактора.
5.Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию по соответствию решения практике.
6. Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.
В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля:
предварительный - предшествует принятию окончательного решения. Его цель - дать более глубокое обоснование принимаемому решению;
текущий - с его помощью вносятся коррективы в процесс исполнения принятых решений;
последующий - служит для проверки эффективности принятия решений.
Процедура контроля организуется в рамках алгоритма реализации функции контроля менеджмента (в том числе установление показателей, измерение и определение их отклонений от установленных показателей, устранение несоответствий). Контроль позволяет выявить причины отклонений и дает возможность принять соответствующие дополнительные решения относительно хода реализации решения, а также извлечь уроки на будущее. При этом контроль по завершении реализации решений дополнительно позволяет:
стимулировать хорошую работу исполнителей;
получить удовлетворение от хорошо выполненной работы;
организовать учебу исполнителей;
своевременно устранить возникшие в процессе реализации решений отклонения и несоответствия;
принять решение о внесении изменений в ранее принятое решение;
оценить потенциальные возможности, выявить резервы и упущенные возможности, которые могут быть использованы в будущих решениях;
оценить действующую систему принятия решений и разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Наиболее важным при организации контроля реализации решения является возможность корректировки этого решения.
Причинами корректировки принятого решения могут быть: ошибки, допущенные в самом решении, изменения в обстановке, происшедшие с момента принятия решения, вызванные непредвиденными внутренними и внешними факторами, неудовлетворительная организация исполнения решений, выявление (появление) дополнительных возможностей, позволяющих перекрыть запланированные результаты. Неизмененное решение (при возникновении такой необходимости) становится не только не эффективным, но и превращается в фактор дезорганизации производства.
При необходимости изменения ранее принятого решения возможны два варианта: внесение необходимых изменений в ранее принятое решение и принятие нового решения в соответствии с новой обстановкой.
Корректировка решения имеет и негативные последствия из-за потери темпов реализации и трудозатрат аппарата управления вследствие несущественных изменений, постоянно вносимых в принятое решение. Всякая целесообразность улучшения решения требует всестороннего изучения и оценки. Стремление быстро внести изменения при неудовлетворительном его выполнении может породить новые ошибки. Поэтому всякой корректировке должны предшествовать: предоставление возможности самим исполнителям найти пути устранения возникших помех (проблем), а также тщательный анализ, как самого решения, так и хода его реализации с учетом новой обстановки.
Завершающим этапом реализации решения является подведение итогов его выполнения. Эта процедура является обязательным элементом эффективного контроля и направлена в большей степени на совершенствование системы принятия решений на предприятии в целом. Итоги должны проводиться в любом случае, независимо от того, как реализовано решение (выполнены поставленные цели и задачи или они не достигнуты вообще).
В процессе подведения итогов следует: проанализировать все этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения; оценить успехи, рассмотреть выявленные в работе исполнителей недостатки и зафиксировать внимание работников на вновь возникших проблемах.
Подведением итогов заканчивается управленческий цикл. В то же время следует всегда иметь в виду, что подведение итогов реализации конкретного решения служит началом нового управленческого цикла, так как создает исходную базу для новых решений.
Заключение
В данной работе были проанализированы понятие и виды управленческого решения, роль решений в деятельности организации, а также порядок принятия решений и его этапы, и контроль над их выполнением.
Процессы принятия управленческих решений связаны с полномочиями, делегированными менеджеру, и занимают центральное место в его управленческой деятельности. Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса управления. Принятие решений - это осмысленный выбор из множества альтернатив наиболее предпочтительной.
Виды решений классифицируются по многочисленным признакам.
Технология разработки и принятия управленческих решений представляет собой совокупность последовательно повторяющихся действий, складывающихся из отдельных этапов, процедур, операций.
Решение - это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего циклическую структуру.
Организация исполнения решений немыслима без контроля.
Контроль за выполнением решений является объективной необходимостью, так как даже самые оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.
Контроль позволяет выявить причины отклонений и дает возможность принять соответствующие дополнительные решения относительно хода реализации решения, а также извлечь уроки на будущее.
Библиографический список литературы
1. Балдин К.В. и др. Управленческие решения: учебник- М.: Дашков и к, 2008.- 496с.;
2. Веснин В.Р.Основы менеджмента: учебник- М.: Институт международного права и экономики, Изд-во «Триада Лтд», 1999.- 384с.;
3. Виханский О.С., Наумов А.И.Менеджмент: учебник- М.: Гардарики, 2002.- 288с.;
4. Гончаров В.И.Менеджмент: учебное пособие- Мн.: Мисанта, 2003.- 624с.;
5. Дорофеев В.Д. и др. Менеджмент: учебное пособие- М.: ИНФРА-М, 2008.- 440с.;
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие- М.: Новое знание, 2005.- 336с.;
7. Кнышова Е.Н.Менеджмент: учебное пособие- М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005.- 304с;
8. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент- СПб.:Питер Ком, 1999.- 896с.;
9. Максименко Г.Б. Менеджмент: учебное пособие- М.: Дашков и К, 2007.- 364с.;
10. Менеджмент: учебное пособие- /под ред. М.Л.Разу.- М.: КНОРУС, 2008.- 320с.;
11. Менеджмент: теория и практика в России: учебник /под ред. А.Г.Поршнева, М.Л.Разу, А.В.Тихомировой.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.- 528с.;
12. Мескон М.Х. и др. Менеджмент /пер.в англ.- М.: Дело, 1992.- 702с.;
2
Информация о работе Порядок принятия управленческого решения