Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция

Краткое описание

Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_I.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Иногда при подготовке решений для обеспечения компетентности обсуждения целесообразно привлечь в качестве консультантов соответствующих  специалистов. Так, например, принимая решение о внедрении в практику работы органов внутренних дел компьютерной сети, следует учесть мнение инженеров, программистов. Очевидно, что это будет способствовать более четкой постановке задачи, реальному и конкретному формулированию основных направлений ее реализации.

Одним из условий обеспечения  компетентности управленческих решений является коллегиальная форма их подготовки и принятия. Как известно, сочетание коллегиальности и единоначалия в системах военного типа имеет свои особенности. Единоначалие является важным принципом в организации управления в органах внутренних дел. Сама структура органов внутренних дел, характер деятельности, требующий оперативности, быстроты, решительности действий, предполагает наличие руководителя-единоначальника.

Требование законности управленческого решения. Под законностью в деятельности органов внутренних дел (в том числе и принимаемых решений) следует понимать точное исполнение законов и подзаконных актов, обеспечение тех целей, для достижения которых они приняты.

В этом смысле не только акты управления, но и план как форма управленческого решения должны быть направлены на обеспечение основных целей, исполнительно-распорядительной деятельности органа государственного управления. Кроме того, план должен также соответствовать (не противоречить) планам вышестоящих субъектов управления и отражать реальное, фактическое положение вещей.

Одним из требований, предъявляемых  к управленческому решению, является его непротиворечивость.

Внутренняя непротиворечивость решения предполагает единство, с  одной стороны, сформулированных задач, с другой  методов и средств их реализации, это означает, что каждая поставленная задача должна быть подкреплена конкретными мерами по ее решению. Так, например, план работы будет внутренне противоречивым тогда, когда в описательной части отмечается неблагополучное состояние дел на том или ином участке работы, а среди намечаемых мероприятий в этой связи ничего не предусмотрено, или, наоборот, решению одного из вопросов в плане уделено значительное место, а необходимость в этом из содержания описательной части не усматривается.

Внешняя сторона непротиворечивости управленческого решения выражается в том, что управленческое решение  не должно противоречить другим решениям, в частности решениям вышестоящих субъектов управления.

Для успешного достижения целей принимаемое решение должно быть полномочным.

Распорядительный характер деятельности органов внутренних дел  предполагает наличие соответствующих  властных полномочий. Каждое управленческое решение органов внутренних дел  независимо от их уровня должно приниматься субъектом управления, наделенным соответствующими правами.

Полномочность придает  решению силу, способную воздействовать на объект управления, а при необходимости  использовать принуждение в виде санкций.

В сфере охраны общественного  порядка и борьбы с преступностью органы внутренних дел действуют от имени государства, в пределах предоставленных прав и полномочий. Поэтому при принятии управленческих решений нельзя допускать их превышения, не выходить за установленные рамки, поскольку это может привести к нарушению не только требования полномочности, но и одновременно требования законности управленческих решений.

Принятие решения в  пределах предоставленных полномочий является не только правом, но и обязанностью каждого руководителя.

Требование конкретности управленческого решения заключается в четком формулировании выдвинутых целей, путей и средств их достижения.

В каждом решении должна быть поставлена определенная, четко  сформулированная задача, исключающая  разночтение и двусмысленность  в понимании. Ясность выражения мыслей способствует правильному уяснению поставленных задач, исключает возможность неправильного толкования и искажения смысла решения. Четкая структура и последовательность изложения помогают правильно оценить решение в целом, выделить главные и второстепенные вопросы, проследить связь между ними.

Каждое управленческое решение должно быть адресовано определенным исполнителям или исполнителю и  быть рассчитанным на определенное время, необходимое для его реализации. Поэтому в управленческом решении должно быть точно указано, кто является ответственным организатором, кто исполнителем, какие установлены сроки. На необходимость определения реальных сроков исполнения решений следует обратить особое внимание. Неправильное определение сроков может привести к неисполнению решений или несвоевременному исполнению. Определяя сроки, необходимо реально рассчитать не только время, требуемое на непосредственное исполнение того или иного решения, но и время, затрачиваемое на размножение (например, приказа, если в этом есть необходимость), возможность непредвиденных задержек, время на транспортировку и доведение решения до исполнителей и т.д.

Каждое управленческое решение в органах внутренних дел должно приниматься своевременно. С опозданием принятое решение не может обеспечить активного и наступательного характера управления в сфере охраны общественного порядка.

Необходимость принять  то или иное управленческое решение  возникает каждый раз в связи  с конкретной ситуацией, задачей  как своеобразный ответ субъекта управления на происходящие в системе управления изменения. В этих условиях опоздание с принятием решения может привести к тому, что ситуация, в ответ на которую принималось решение, уже изменилась, возникла новая, и надо принимать другое решение. В свою очередь, процесс переориентации на новую ситуацию требует подчас определенного времени и не «исключено, что новое решение также будет принято с опозданием.

Успешная реализация выдвинутых в решении целей и  задач предполагает соответствующую подготовку, выделение необходимых сил и средств, их правильную расстановку и использование, что может быть обеспечено лишь при своевременности принятия управленческого решения. Так, например, если в летний период на территории обслуживания органа внутренних дел предполагается наплыв отдыхающих, туристов или приток бродяг, то решение, связанное с организацией общественного порядка, в этой связи должно быть принято не в середине лета, а заблаговременно.

Несвоевременно принятое решение может стать или неосуществимым, или бесполезным. Причем под несвоевременным следует понимать не только решение, принятое с опозданием, но также преждевременно принятое решение, когда для его реализации нет необходимых предпосылок и условий.

Стадии процесса подготовки и принятия решения. Как же отмечалось, весь процесс управления (управленческий цикл) может быть разделен на две части:

         -  выработка и принятие управленческого  решения;

- его практическая  реализация, в свою очередь, складывающаяся  из ряда элементов, основными  из которых являются организация, регулирование и контроль.

Процесс выработки и  принятия управленческого решения  делится на процесс подготовки решения  и момент выбора действия, линии  поведения (то есть принятие решения).

Простые решения, когда  принимаются простейшие решения  процессы выработки и принятия сливаются в одном акте. Следует заметить, что это в основном характерно для решений, связанных с так называемым административно-организационным распорядительством. Принятие таких решений подчас является искусством, а не точным расчетом. Здесь основную роль играют опыт, знание, способности руководителя-администратора, зачастую интуитивно оценивающего ту или иную управленческую ситуацию, в которой необходимо найти правильное решение.

Для решений, связанных  с административным распорядительством, характерны достаточно очевидные ситуации (необходимость организовать силы и средства по обеспечению общественного порядка при проведении определенных мероприятий, организовать работу личного состава по раскрытию конкретного преступления и т.д.)

Сложные решения, более четко прослеживается последовательность элементов процесса при выработке и принятии решения по сложным вопросам, когда необходимо выяснить возможные варианты, взвесить и оценить слабые и сильные стороны каждого из них и найти наилучший в данных условиях.

В этих случаях особое значение приобретает процесс выработки  решения.

Начальным этапом данного  процесса является возникновение проблемы. Необходимо наличие проблемы для  разрешения.

Второй этап  осознание  необходимости ее разрешения. Это возможно лишь при условии, если субъект управления знает желаемое состояние системы, ее организации. Так, например, перед МВД РК стоит ряд задач по совершенствованию деятельности ОВД, в частности оптимизация структур органов и подразделений, выработка объективных критериев оценки работы, построение эффективной системы информации и др.

Постановка этих проблем  стала возможной в результате осознания того, что существующее состояние системы не способствует ее развитию и совершенствованию. Хотя данный этап (осознание проблемы) подготовки управленческого решения присутствует не всегда, тем не менее, его надо иметь в виду.

Проблема, вызывающая необходимость  принятия решения, должна быть правильно  оценена. Это означает, прежде всего, правильное определение и формулирование той цели, ради которой будет готовиться решение. Оценить проблему  значит четко представить себе и определить подлежащие достижению цели конкретной управленческой ситуации.

Таким образом, начальная  стадия процесса подготовки и принятия управленческого решения складывается из следующих этапов: возникновение проблемы, осознание проблемы и определение цели управленческого решения.

Следующим этапом является конструирование самого управленческого решения, то есть выработка различных вариантов решения проблемы и выбор наилучшего из них.

Конструирование управленческого  решения начинается со сбора и  обработки информации, необходимой  для выработки различных вариантов  решения, и в этом смысле сбор и  анализ информации. Успех этой работы в значительной мере зависит от умения субъекта управления владеть методологией аналитической работы, четко определить круг необходимых для решения проблемы сведений и правильно их оценить.

Таким образом, конструирование  решения складывается из сбора и  анализа информации, построения на ее основе набора вариантов возможного решения, оценки каждого из них и выбора для реализации в данных условиях лучшего.

При выработке вариантов  управленческого решения необходимо поставить, по крайней мере, два вопроса: каковы ограничения решаемой проблемы, а если она складывается из нескольких частных задач, то, что является определяющим, главным; какими возможностями, силами и средствами мы располагаем для решения проблемы.

При конструировании  решения приходится учитывать огромное множество различных сторон и влияний, возможностей исхода  полного или частичного успеха  в том или ином случае реализации разных вариантов.

Решение сложных задач  управления требует одновременного учета самых разнообразных факторов: экономических, политических, социально-психологических, правовых и многих других.

Чем большее число  факторов приходится учитывать, тем  труднее и сложнее задача принятия решения. Иногда может возникнуть необходимость  намеренно упростить ситуацию, отвлечься  от второстепенных, менее значительных факторов и рассмотреть только основные, наиболее существенные связи и отношения.

Как правило, преимущество одного варианта по сравнению с другими  относительно, явно предпочтительных вариантов не бывает (иначе нечего было бы, и выбирать), каждый может  иметь определенные преимущества и недостатки, и только всесторонний учет всех «за» и «против» позволяет остановиться на одном  лучшем не вообще, а лучшем только в данных конкретных условиях, в соответствии с имеющимися возможностями и конкретными ограничениями решаемой задачи.

Решение можно считать  принятым лишь с того момента, когда  облечено в конкретную форму, команду  управления. Так, например, решение  может считаться принятым не тогда, когда руководитель для себя определил, что в данной обстановке следует  действовать определенным образом, а лишь тогда, когда это решение будет воплощено в конкретную форму: устный или письменный приказ, подписанный, утвержденный план. Принятое управленческое решение должно быть доведено до исполнителей, которым оно адресовано.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого руководителей ОВД в организации оперативно-служебной деятельности подразделений криминальной полиции соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

Литература.

  1. Бакеев В.А. и др. Психологические условия повышения организованности   информированности сотрудников органов внутренних дел и качество   принимаемых решений. М.: Академия МВД СССР. 1986. с.24.
  2. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения.   Методологический аспект. М., 1977.
  3. Грядовой Д.И., Малахов В.П., Пылев С.С., Чернявский В.С. Принятие   управленческого решения  и опыт системного управления. М., 1996, с.39.
  4. Добкин В.М. Системный анализ в управлении. М., 1984. с.79.
  5. Заботин Б.В. и Тельшевский С.М. Организационное обеспечение   выполнения управленческих решений в системе органов внутренних дел.         Киев, РИО МВД УР, 1978, с.52.
  6. Иванов Н.Н., Малюткин В.А. Разработка, принятие и организация   исполнения управленческих решений в МВД, УВД/ Учебное пособие.         М.: Академия МВД СССР. 1981, с. 48-86.
  7. Карданская Н.Л. Основы приятия управленческих решений. М., 1998. с.214.

Информация о работе Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права