Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция

Краткое описание

Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_I.doc

— 352.00 Кб (Скачать)


 

 

ISO 9001:2001

 

Лекционный  комплекс

 

 

1. Тезисы (краткий конспект) лекций*

 

 

 

ТЕМА:  ПОНЯТИЕ  И  СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.  АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО  КАК ОТРАСЛЬ  ПРАВА

 

 

Введение

  1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
  2. Понятие административного права и его предмет.
  3. Система и источники административного права РК.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Приступая к изучению административного  права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться таким утверждением недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения.

 

ВОПРОС  1.   ПОНЯТИЕ  И  СУЩНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Предметом регулирования административного  права в основном являются общественные отношения, складывающиеся в сфере  государственного управления. Поэтому, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его регулирования – государственного управления.

Существуют виды управляемых  систем:

1. Механические – управляемые  машины, технологические процессы и т.п.

2. Биологические –  управляемые процессы в живых  организмах.

3. Социальные – управление поведением людей и коллективов.

Управление вообще –  это целенаправленное согласование деятельности двух или более людей, их ассоциаций (обществ, объединений), которое осуществляется ради получения  конкретного результата.

Оно объективно присутствует в любом человеческом обществе. Управление имело место в первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном обществе. Меняются на различных этапах человечества тип, методы и формы управления, его цели, но неизменным остается его необходимость в руководящем воздействии на все стороны жизни.

Всякое управление есть целенаправленное, упорядочивающее воздействие (приведение в порядок). Общество, как и производство, нуждается в том упорядочении, ради которого осуществляется управление.

Общество не может само по себе автоматически обеспечить необходимое воздействие между элементами, его составляющими. Чтобы обеспечить бесперебойность, нормальное осуществление всех задач, поставленной цели, возникает необходимость в управлении.

По своему содержанию управление сводится к упорядочению общественных отношений, к регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей в единое целое, к налаживанию совместной жизни.

Управление обществом  есть управление людьми, социальными  отношениями людей. Оно является условием нормальной жизни общества.

Разновидностью совместной деятельности людей является социальное управление.

Социальным управлением  называется управление, которое целенаправленно  и властно осуществляется людьми в отношении людей (управление делами общества).

Надобность в нем  возникает всегда, когда налицо совместная деятельность людей, требующая согласования и руководства. Управлять – значит организовывать совместную деятельность людей. Но чтобы управлять поведением людей, надо иметь определенные властные полномочия.

Из вышеизложенного  можно сделать вывод: для управления характерно то, что в роли субъекта управления, как и его объекта, выступают люди, иначе говоря, люди управляют людьми.

Элементы  социального управления

1. Определение цели управления;

2. Субъект управления (тот, кто управляет), обладающий  реальной властью.

Как правило, субъект  социального управления – это  определенный коллектив людей, выступающий  в роли государственного или общественного  органа, либо должностное лицо. Он обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых. Наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления;

3. Объект управления (тот  кем управляют);

4. Деятельность по  управлению (живой управленческий  труд) (существование между субъектом и объектом прямых обратных связей);

5. Среда (условия) функционирования  субъекта и объекта управления.

6. Человеческий фактор  управления (психика, эмоции):

7. Результат управленческого  труда (достижение поставленной цели).

Процесс управления осуществляется в определенной последовательности. Он носит циклический характер и состоит из ряда стадий.

Основные  стадии управленческого цикла

1. Выявление проблемы, нуждающейся в разрешении

2. Разработка проекта  решения

3. Его оценка

4. Принятие решения

5. Организация исполнения

6. Контроль за его  исполнением

Виды  социального управления

1. Государственное управление (управление  делами государства)

2. Общественное управление (управление делами общественных  объединений).

Таким образом, социальное управление представляет собой реализацию организационных функций, создающих необходимые условия для достижения в процессе совместной деятельности людей поставленных целей. В подобном понимании оно имеет место всюду, где люди совместно решают общие задачи. Являясь важнейшим условием существования и развития общества, управление организует всю систему возникающих в его рамках связей. При этом упорядочивающее воздействие оказывается как на поведение отдельных людей, так и на деятельность их различных коллективов.

На долю управления приходится осуществление функций по поддержанию, укреплению и развитию сотрудничества людей. В этом и состоит важнейшее  назначение социального управления.

Отличие государственного управления от общественного

Государственное управление – исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии общества. Государственное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляется всеми органами государства.

Государственное управление это:

а) деятельность по исполнению законов;

б) деятельность, заключающаяся  в текущем распорядительстве  различными объектами и людьми, что  связано с изданием обязательных для них подзаконных актов.

В более узком смысле слова (или, собственно, в административно-правовом аспекте) государственное управление следует рассматривать как исполнительную и распорядительную (в том числе внутриорганизационную), юридически-властную деятельность подзаконных и подконтрольных органов государственного управления, направленную на практическое и непосредственное осуществление руководства народным хозяйством, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Среди характерных черт (признаков) государственного управления могут быть выделены следующие:

1) исполнительный и  распорядительный характер управленческой  деятельности: исполнительный по отношению к органам власти, образовавшим органы управления для исполнения своих решений, и распорядительный – по отношению ко всем другим органам государства, поскольку без соответствующих полномочий невозможно обеспечить эффективное руководство отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также осуществить контроль за проведением принятых решений в жизнь;

2) юридически-властный  характер управления заключается  в том, что оно реализуется  от имени государства и наделяется  последним необходимыми властными полномочиями, предполагает подчинение объекта управления субъекту управления. Поэтому управленческие отношения являются по своему характеру субординационными, властно-распорядительными;

3) организационный характер  управления состоит в том, что  с его помощью достигается  координация совместной деятельности  множества людей, трудовых коллективов,  обеспечивается выполнение поставленных целей посредством организации аппарата управления и каждого его звена;

4) повседневный и непрерывный  характер управления обусловлен  самим содержанием исполнительной деятельности государства, исключающего эпизодичность,  разорванность процессов в системе управления, связанных между собой определенными организационными отношениями в процессе совместного функционирования. Действительно, нельзя серьезно говорить об исполнении законов временно;

5) подзаконность и  подконтрольность государственного управления находит свое выражение в том, что с одной стороны, все правовые акты, издаваемые органами управления всех ступеней, должны быть строго основаны на требованиях закона и не противоречить закону, с другой стороны, все структуры управления образуются органами власти для проведения в жизнь своих решений и, следовательно, подконтрольны и подотчетны в своих действиях последним, поэтому строгие рамки подзаконности и подконтрольности государственного управления служат делу укрепления органов власти и исключают (или сводят к минимуму) возможность административного произвола.

Функции государственного управления

Всякое социальное, в том числе  государственное управление имеет  определенные социальные цели, задачи и состоит из ряда функций, т.е. направлений деятельности.

Цели зависят от интересов  тех социальных сил, которым принадлежит  власть.

Задачи – от целей  и реальной обстановки, в которой  власть осуществляется.

Функции государственного управления – это самостоятельные  и обособленные направления или виды управленческой деятельности, определяемые ее целями.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства.

Функции управления выполняют  роль средств по отношению к его  целям и задачам. Можно условно  представить функции государственного управления как объективно обусловленные  виды властных планово-организующих и  регулирующих воздействий государства, отличающихся друг от друга по: предмету; содержанию; способу сохранения и преобразования управляемых объектов.

Функции подразделяются на:

1. Общие

2. Специальные

3. Вспомогательные

Общими являются те функции, которые имеют место в любом  управленческом взаимодействии между субъектами и объектами социального управления. Они присутствуют в любом процессе управляющего воздействия.

К ним относятся:

1. Прогнозирование –  предвидение изменений в развитии  каких-либо событий или процессов  на основе полученных данных и достижений науки.

Данная функция имеет  больше значение для успешного выполнения всех других управленческих функций. Практика показывает, что именно эта функция  находится в нашем государстве  в «законе». Если бы она осуществляемое истинно научными методами и средствами, то многих негативных процессов, которые сегодня происходят, можно было бы избежать.

2. Планирование - это определение  направлений, целей, задач и  результатов, пропорций и конкретных количественных и качественных показателей, той или иной деятельности, развитие тех или иных процессов (экономических, культурных, оборонных и т.п.).

Разработка оперативных  и долгосрочных программ, обеспечение  их материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и т.п.

3. Организация (в узком  смысле слова) как функция управления имеет своим назначением сформировать управляющую и управляемую подсистемы - составные части единой системы управления; формирование структуры системы управления, назначение работников, определение порядка их взаимоотношений.

Организовать - значит придать ему стройный вид, упорядочить, определить строение.

Пример тому, создание, упразднение, слияние и разделение организаций и органов, установление их функций подчиненности, прав и  обязанностей, порядка взаимоотношений, структуры и штатов, наделение материальными и денежными средствами, подбор и расстановка кадров и т.п.

4. Регулирование имеет  своим назначением установить  режим какой-либо деятельности, порядок совершения тех или иных действий (без прямого влияния на их содержание) или повлиять на них косвенным путем.

5. Общее руководство  можно определить как направление  деятельности (поведения) управляемых с точки зрения ее содержания. (Дача указаний, предписаний, установление правил и нормативов, координация).

6. Оперативное распорядительство  означает дачу текущих указаний, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.

7. Контроль заключается  в установлении соответствия  или не соответствия фактического состояния управляемого объекта ранее заданному ему состоянию. (Органы государственного управления производят проверки и обследования управляемых объектов. Контроль позволяет выявлять нарушения в деятельности подконтрольного объекта, привлекать виновных к ответственности, вносить коррективы).

Информация о работе Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права