Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция
Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.
8. Учет – выработка и фиксация в количественной форме данных о наличии и расходе ресурсов (людских, материальных, денежных, о результатах деятельности по выполнению решений, о наличии и движении документов).
Специальные функции отражают специфические особенности данного органа государственного управления. Например: техническое и методическое руководства, технический контроль, специальные виды контроля и т.д.
Вспомогательные функции
прямо не выражают управляющее воздействие,
а предназначены для
По мнению профессора Д.Н. Бахрах следует различать три группы функций:
1. Ориентирования системы:
а) прогнозирование
б) планирование
в) нормативное регулирование
г) методическое руководство
2. Обеспечения системы
а) кадрового
б) материально-технического
в) финансового
г) организационно-структурного (эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию систем, распределение, перераспределение полномочий и т.п.)
д) информационного
3. Оперативного управления системой
а) непосредственного регулирования деятельностью (этим занимаются производственные и диспетчерские отделы предприятий, учебные отделы вузов, эта деятельность связана с устранением сбоев в работе и т.д.)
б) учета
в) контроля
г) оценки (всей работы, отдельных работников, выполнение отдельных заданий и т.п.)
Принципы государственного управления – основные руководящие начала, на которых строится управление и функционирует управленческий аппарат, и которые могут быть сформулированы в виде определенных правил. Принципы государственного управления получают закрепление в законодательстве, в приказах, уставах, положениях, инструкциях и т.д. Принципы государственного управления делятся на 2 группы: социально-правовые и организационные.
К социально-правовым относятся следующие принципы:
1) демократический централизм, т.е. централизм на подлинно демократической основе, предполагающий централизацию, но не полную и абсолютную, а такую, которая обеспечивает нижестоящим органам возможность учета местных условий при проведении в жизнь постановлений центра и в то же время их самостоятельность, инициативу в решении дел местного значения;
2) равноправие национальностей
– все нации имеют право
участвовать в управлении
3) плановость – деятельность органов государственного управления планируется и направлена на выполнение утвержденных планов экономического и социального развития, проекты этих планов разрабатываются соответствующими органами государственного управления;
4) участие масс в управлении, гласность и учет общественного мнения – один из путей демократизации общества;
5) принцип законности – организация и деятельность аппарата государственного управления, участие масс в управлении регулируются правовыми нормами, выражающими волю народа, и эти нормы строго соблюдаются.
Организационные принципы:
1) принцип дифференциации
и фиксирования функций и
2) принцип ответственности в границах компетенции;
3) принцип сочетания
отраслевых, межотраслевых и
4) принцип сочетания линейных и функциональных начал при верховенстве линейных (линейное построение органа или системы органов предполагает, что у каждой нижестоящей инстанции или исполнителя имеется лишь одна непосредственно вышестоящая инстанция, правомочная давать указания по всем функциям руководства. Функциональная система заключается в том, что каждой отдельной функцией управления ведает специализированная руководящая инстанция);
5) принцип сочетания
коллегиальности с
ВОПРОС 2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
И ЕГО ПРЕДМЕТ
Вопрос о предмете той или иной отрасли права, отрасли науки или учебной дисциплины является интересным и в то же время сложным. Именно при его изучении можно столкнуться с многочисленными, а часто и противоречивыми высказываниями. Как правило, этот вопрос возбуждает самые горячие споры, является одним из более дискуссионных.
Объясняется это тем, что различные отрасли права тесно взаимодействуют, переплетаются в процессе регулирования общественных отношений. Нередко одни и те же отношения подвергаются одновременно воздействию норм ряда отраслей права и т.п. Все это, естественно, приводит к тому, что практически иногда бывает сложно определить четкие границы действия различных правовых норм.
Это обстоятельство оказывает несомненное влияние и на развитие правовой нормы мыслей, давая основания для содержательной дискуссии.
Особенно длительной являлась дискуссия о предмете административного права.
Определить предмет той или иной отрасли права, значит, выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью.
Именно предмет правового регулирования дает необходимое представление о каждой отрасли права.
Каковы же исходные методологические позиции, определяющие основу решения вопроса о предмете административного права?
По общему мнению всех
административистов административное
право регулирует те общественные отношения, которые
складываются в процессе осуществления
государственного управления или исполнительско-
Следовательно, круг общественных отношений, составляющих предмет административно правового регулирования, ограничен рамками одного из видов государственной деятельности, а именно государственного управления.
Вообще нужно сказать, что термин «администрация» (от латинского “administratio” - административная деятельность, с одной стороны, и управление, с другой стороны, фактически совпадают).
Конечно, нередко слово «администрация» употребляется и в несколько ином смысле. Так, например, говорят об администрации предприятия, учреждения, имея в виду, соответствующее звено государственного аппарата.
С учетом изложенного
под предметом
Итак, административное право есть такая отрасль, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Какие же это общественные отношения? Это отношения, которые могут возникать между:
а) различными органами государственного управления по вертикали, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами (например, между Правительством РК и Министерством внутренних дел, между городской администрацией и ее отделами);
б) различными органами государственного управления, не связанными между собой отношениями подчиненности (например, между районной администрацией и местными органами, органами транспорта, связи и т.п.);
в) различными органами государственного
управления и подчиненными им предприятиями,
учреждениями, организациями (например,
между министерством и заводом)
г) различными органами государственного управления и гражданами (например, акиматом и гражданином, подавшим заявление или жалобу).
Указанные виды общественных
отношений наиболее типичны, характерны
для сферы административного
регулирования, ибо в административном
праве главное – это
Далее, общественные отношения, составляющие предмет административно-правового регулирования, можно классифицировать по их характеру, содержанию. В этом смысле можно, как представляется, выделить следующие группы отношений:
а) отношения, связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства административной и иной (производственной, хозяйственной и т.п.) деятельностью нижестоящих органов;
б) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления и должностными лицами функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия и администрация цехов);
в) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования деятельности общественных организаций;
г) отношения, связанные с осуществлением сотрудничества органов государственного управления с общественными организациями (например, администрация предприятия и профсоюза);
д) отношения, связанные с осуществлением органами государственного управления деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав.
Перечисленные группы общественных отношений построены в соответствии с основными видами административной деятельности органов государственного управления.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и регламентируемые административным правом, можно классифицировать по конкретным направлениям (отраслям) управлений деятельности, а также по их объему.
1. По направлениям
административной деятельности
складываются следующие
а) связанные с подготовкой, принятием и исполнением актов управления, а также с исполнением законов и актов органов государственной власти;
б) связанные с осуществлением
повседневной деятельности исполнительно-
в) связанные с осуществлением контроля за исполнением принятых решений;
г) связанные с осуществлением принуждения в административном порядке (т.е. без обращения в суд), являющегося одним из средств обеспечения необходимого правопорядка в сфере государственного управления.
2. По отраслям административной (управляемой) деятельности:
а) отношения в сфере управления народным хозяйством;
б) отношения в сфере управления социально-культурным строительством;
в) отношения в сфере
административно-политического
г) отношения в сфере межотраслевого управления.
3. По объему управленческой деятельности можно выделить общественные отношения:
а) в сфере общего управления
(руководство всеми или
б) в сфере отраслевого управления;
в) в сфере осуществления специальных управленческих функций межотраслевого характера (например, контроль за деятельностью неподчиненных органов и лиц, координация).
Такова в основных чертах характеристика общественных отношений, составляющих предмет административного права. Простое их перечисление уже свидетельствует, и весьма красноречиво, о том, что этот предмет имеет самостоятельное и важное значение, что административным правом охватываются разнообразные и широкие по своему характеру, содержанию и познанию общественные отношения.
Говоря о предмете административного права, следует также остановиться о науке административного права.
Наука административного права является составной частью юридической науки.
Наука административного права призвана анализировать общественные отношения в сфере государственного управления и систему регулирующих их административно-правовых норм, исследовать и обобщить закономерности правового регулирования организации и деятельности аппарата государственного управления.
Наука административного права выявляет и изучает общие закономерности административно-правового регулирования общественных отношений, раскрывает их сущность, обобщает и распространяет практику применения норм административного права.
Наука административного права также изучает правовой статус субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, сущность административного процесса, разрабатывает научные проблемы, связанные с совершенствованием отдельных административно-правовых проступков, спорами, общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления.