Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция

Краткое описание

Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_I.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

8. Учет – выработка  и фиксация в количественной форме данных о наличии и расходе ресурсов (людских, материальных, денежных, о результатах деятельности по выполнению решений, о наличии и движении документов).

Специальные функции  отражают специфические особенности  данного органа государственного управления. Например: техническое и методическое руководства, технический контроль, специальные виды контроля и т.д.

Вспомогательные функции  прямо не выражают управляющее воздействие, а предназначены для обслуживания процесса управления в рамках общих  и специальных функций. Например: делопроизводство, организация подготовки и переподготовки кадров, юридическое обслуживание, финансирование и т.п.

По мнению профессора Д.Н. Бахрах следует различать три  группы функций:

1. Ориентирования системы:

а) прогнозирование

б) планирование

в) нормативное регулирование

г) методическое руководство

2. Обеспечения системы

а) кадрового

б) материально-технического

в) финансового

г) организационно-структурного (эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию систем, распределение, перераспределение полномочий и т.п.)

д) информационного

3. Оперативного управления  системой

а) непосредственного  регулирования деятельностью (этим занимаются производственные и диспетчерские отделы предприятий, учебные отделы вузов, эта деятельность связана с устранением сбоев в работе и т.д.)

б) учета

в) контроля

г) оценки (всей работы, отдельных  работников, выполнение отдельных заданий и т.п.)

Принципы государственного управления

Принципы государственного управления – основные руководящие начала, на которых строится управление и функционирует управленческий аппарат, и которые могут быть сформулированы в виде определенных правил. Принципы государственного управления получают закрепление в законодательстве, в приказах, уставах, положениях, инструкциях и т.д. Принципы государственного управления делятся на 2 группы: социально-правовые и организационные.

К социально-правовым относятся  следующие принципы:

1) демократический централизм, т.е. централизм на подлинно  демократической основе, предполагающий централизацию, но не полную и абсолютную, а такую, которая обеспечивает нижестоящим органам возможность учета местных условий при проведении в жизнь постановлений центра и в то же время их самостоятельность, инициативу в решении дел местного значения;

2) равноправие национальностей  – все нации имеют право  участвовать в управлении государством, никто не вправе подвергаться  какой-либо дискриминации (ст. 14 Конституции РК);

3) плановость – деятельность  органов государственного управления планируется и направлена на выполнение утвержденных планов экономического и социального развития, проекты этих планов разрабатываются соответствующими органами государственного управления;

4) участие масс в  управлении, гласность и учет  общественного мнения – один из путей демократизации общества;

5) принцип законности  – организация и деятельность  аппарата государственного управления, участие масс в управлении регулируются правовыми нормами, выражающими волю народа, и эти нормы строго соблюдаются.

Организационные принципы:

1) принцип дифференциации  и фиксирования функций и полномочий;

2) принцип ответственности  в границах компетенции;

3) принцип сочетания  отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в управлении;

4) принцип сочетания  линейных и функциональных начал при верховенстве линейных (линейное построение органа или системы органов предполагает, что у каждой нижестоящей инстанции или исполнителя имеется лишь одна непосредственно вышестоящая инстанция, правомочная давать указания по всем функциям руководства. Функциональная система заключается в том, что каждой отдельной функцией управления ведает специализированная руководящая инстанция);

5) принцип сочетания  коллегиальности с единоначалием  при верховенстве коллегиальности.

 

 

 

 

 

  ВОПРОС  2. ПОНЯТИЕ  АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

И  ЕГО  ПРЕДМЕТ

 

Вопрос о предмете той или  иной отрасли права, отрасли науки  или учебной дисциплины является интересным и в то же время сложным. Именно при его изучении можно столкнуться с многочисленными, а часто и противоречивыми высказываниями. Как правило, этот вопрос возбуждает самые горячие споры, является одним из более дискуссионных.

Объясняется это тем, что различные отрасли права  тесно взаимодействуют, переплетаются  в процессе регулирования общественных отношений. Нередко одни и те же отношения подвергаются одновременно воздействию норм ряда отраслей права и т.п. Все это, естественно, приводит к тому, что практически иногда бывает сложно определить четкие границы действия различных правовых норм.

Это обстоятельство оказывает несомненное влияние и на развитие правовой нормы мыслей, давая основания для содержательной дискуссии.

Особенно длительной являлась дискуссия о предмете административного  права.

Определить предмет  той или иной отрасли права, значит, выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью.

Именно предмет правового  регулирования дает необходимое  представление о каждой отрасли  права.

Каковы же исходные методологические позиции, определяющие основу решения  вопроса о предмете административного права?

По общему мнению всех административистов административное право регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления или исполнительско-распорядительной деятельности.

Следовательно, круг общественных отношений, составляющих предмет административно правового регулирования, ограничен рамками одного из видов государственной деятельности, а именно государственного управления.

Вообще нужно сказать, что термин «администрация» (от латинского “administratio” - административная деятельность, с одной стороны, и управление, с другой стороны, фактически совпадают).

Конечно, нередко слово  «администрация» употребляется  и в несколько ином смысле. Так, например, говорят об администрации  предприятия, учреждения, имея в виду, соответствующее звено государственного аппарата.

С учетом изложенного  под предметом административного  права и понимаются общественные отношения управленческого характера. Следовательно, если «администрация» есть деятельность по управлению, то «административное право» (филологическая ассоциация) регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой «административной деятельности».

Итак, административное право есть такая отрасль, которая  регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Какие же это общественные отношения? Это отношения, которые  могут возникать между:

а) различными органами государственного управления по вертикали, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами (например, между Правительством РК и Министерством внутренних дел, между городской администрацией и ее отделами);

б) различными органами государственного управления, не связанными между собой  отношениями подчиненности (например, между районной администрацией и местными органами, органами транспорта, связи и т.п.);

в) различными органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (например, между министерством и заводом);

г) различными органами государственного управления и гражданами (например, акиматом и гражданином, подавшим заявление или жалобу).

Указанные виды общественных отношений наиболее типичны, характерны для сферы административного  регулирования, ибо в административном праве главное – это регулирование отношений, складывающихся именно в процессе деятельности органов государственного управления, поэтому эти отношения и называются управленческими.

Далее, общественные отношения, составляющие предмет административно-правового регулирования, можно классифицировать по их характеру, содержанию. В этом смысле можно, как представляется, выделить следующие группы отношений:

а) отношения, связанные  с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства административной и иной (производственной, хозяйственной и т.п.) деятельностью нижестоящих органов;

б) отношения, связанные  с осуществлением органами государственного управления и должностными лицами функций  непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия  и администрация цехов);

в) отношения, связанные  с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования  деятельности общественных организаций;

г) отношения, связанные  с осуществлением сотрудничества органов  государственного управления с общественными организациями (например, администрация предприятия и профсоюза);

д) отношения, связанные  с осуществлением органами государственного управления деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав.

Перечисленные группы общественных отношений построены в соответствии с основными видами административной деятельности органов государственного управления.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и регламентируемые административным правом, можно классифицировать по конкретным направлениям (отраслям) управлений деятельности, а также по их объему.

1. По направлениям  административной деятельности  складываются следующие основные  виды общественных отношений:

а) связанные с подготовкой, принятием и исполнением актов управления, а также с исполнением законов и актов органов государственной власти;

б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера как в правовой, так и в организационной форме;

в) связанные с осуществлением контроля за исполнением принятых решений;

г) связанные с осуществлением принуждения в административном порядке (т.е. без обращения в суд), являющегося одним из средств  обеспечения необходимого правопорядка в сфере государственного управления.

2. По отраслям административной (управляемой) деятельности:

а) отношения в сфере  управления народным хозяйством;

б) отношения в сфере  управления социально-культурным строительством;

в) отношения в сфере  административно-политического управления (охрана общественного порядка, оборона  и т.п.);

г) отношения в сфере  межотраслевого управления.

3. По объему управленческой  деятельности можно выделить  общественные отношения:

а) в сфере общего управления (руководство всеми или несколькими  отраслями);

б) в сфере отраслевого управления;

в) в сфере осуществления  специальных управленческих функций  межотраслевого характера (например, контроль за деятельностью неподчиненных органов и лиц, координация).

Такова в основных чертах характеристика общественных отношений, составляющих предмет административного права. Простое их перечисление уже свидетельствует, и весьма красноречиво, о том, что этот предмет имеет самостоятельное и важное значение, что административным правом охватываются разнообразные и широкие по своему характеру, содержанию и познанию общественные отношения.

Говоря о предмете административного права, следует  также остановиться о науке административного права.

Наука административного  права является составной частью юридической науки.

Наука административного  права призвана анализировать общественные отношения в сфере государственного управления и систему регулирующих их административно-правовых норм, исследовать и обобщить закономерности правового регулирования организации и деятельности аппарата государственного управления.

Наука административного  права выявляет и изучает общие  закономерности административно-правового  регулирования общественных отношений, раскрывает их сущность, обобщает и распространяет практику применения норм административного права.

Наука административного права также изучает правовой статус субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, сущность административного процесса, разрабатывает научные проблемы, связанные с совершенствованием отдельных административно-правовых проступков, спорами, общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления.

Информация о работе Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права