Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция

Краткое описание

Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_I.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Обеспечение общественной безопасности

     1. Общественная  безопасность обеспечивается решениями   и  действиями государственных  органов, организаций, независимо  от  форм  собственности,

должностных лиц и  граждан, направленными на:

     1) укрепление  гарантий обеспечения личной безопасности  граждан,  их прав и свобод;

     2)   формирование   общенациональной   психологии,   основанной   на казахстанском  патриотизме и межнациональном  согласии;

     3) укрепление  единства народа Казахстана;

     4) поддержку  естественного прироста населения и обеспечение принятия своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам;

     5) усиление  борьбы с преступностью, в том  числе с ее организованными  формами, коррупцией и терроризмом;

     6) сдерживание  резкого роста  безработицы  и  падения  уровня  жизни населения, угрожающих политической стабильности;

     7)  предупреждение  наркомании  и  алкоголизма,  а  также     других социальных  факторов,  угрожающих  здоровью  и  нравственности  населения,  генофонду народа Казахстана;

     8) воспрепятствование  снижению интеллектуального потенциала  страны.

     2. Не допускается  принятие решений и  совершение  действий  заведомо способных:

     1)  нарушить  единство  народа  Казахстана  и  ухудшить    состояние  межнациональных отношений;

     2) нарушить  общественное  согласие  и   политическую  стабильность  в  стране;

     3) повлечь  незаконное вмешательство религии   в  дела  государства  и  государства в дела религии;

     4) привести  к росту преступности и правонарушений.

     3. Признаются  подрывающими  национальную  безопасность  и  влекущими установленную   законом  ответственность   призывы  граждан,  в  том   числе представителей политических  партий и иных общественных  объединений, к:

     1) свержению  или насильственному изменению конституционного строя, в том числе призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство  Республики  Казахстан,  целостность,  неприкосновенность,   и неотчуждаемость ее территории;

     2) захвату  власти;

     3) насильственному прекращению полномочий  или воспрепятствованию деятельности  органов,  сформированных,  а должностных лиц   Республики Казахстан,  избранных (назначенных)  в соответствии  с Конституцией  и законодательством Республики Казахстан;

     4) использованию  существующих  конфессиональных  различий  и  разных религиозных  воззрений в политических целях.

Особенностью деятельности органов национальной безопасности является их независимость от политических партий и иных общественных объединений. Это означает, что решения негосударственных формирований не могут каким-либо образом влиять на выполнение органами национальной безопасности своих задач.

Служба в органах  национальной безопасности не совместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности. Кроме этого, военнослужащие органов национальной безопасности не должны состоять в партиях, профсоюзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Данные требования призваны обеспечить принцип независимости органов от политических партий и общественных объединений.

Помимо органов национальной безопасности, управление в данной области осуществляется практически  всеми государственными органами в рамках реализации отдельных узко специализированных функций. Поэтому органы национальной безопасности тесно взаимодействуют с государственными органами и организациями, а последние, в свою очередь, обязаны оказывать органам национальной безопасности необходимое содействие.

      1. Защита государственных секретов

 

     государственные  секреты  -  защищаемые  государством      сведения, составляющие государственную и служебную тайны,  распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной  военной, экономической,          научно-технической,  внешнеэкономической, внешнеполитической,       разведывательной,   контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие  с общепринятыми нормами международного права;

     государственная   тайна   -   сведения   военного,   экономического,

политического и иного характера, разглашение  или утрата  которых  наносит  или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан;

     служебная тайна  -  сведения,  имеющие  характер  отдельных  данных, которые могут входить в состав  государственной  тайны,  разглашение  или утрата которых может нанести ущерб  национальным  интересам  государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан;

     гриф  секретности  -  реквизиты,  свидетельствующие о       степени

секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые  на  самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

     доступ   к   сведениям,   составляющим   государственные    секреты, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление  конкретного лица со сведениями, составляющими государственные секреты;

     допуск к  государственным  секретам  -  процедура оформления  права граждан на доступ к сведениям, составляющим  государственные  секреты,  а организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

     засекречивание сведений и их носителей - совокупность мероприятий по ограничению в интересах обеспечения национальной безопасности государства распространения сведений, составляющих государственные секреты, и доступа к их носителям;

     носители    сведений,    составляющих    государственные    секреты, - материальные объекты, в том числе физические поля,  в которых сведения, составляющие государственные секреты, находят  свое  отображение  в  виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

     рассекречивание  сведений  -  совокупность  мероприятий по   снятию ограничений   с   соблюдением   интересов   национальной     безопасности государства,  установленных на  распространение сведений,  составляющих государственные секреты, и на доступ к их носителям;

     система  защиты  государственных  секретов  -  совокупность  органов защиты государственных  секретов,  используемых  ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственные секреты, и их носителей,  а также мероприятий, проводимых в этих целях;

     средства  защиты  сведений,  составляющих  государственные  секреты, - технические,   криптографические,   программные   и   другие    средства, предназначенные  для  защиты  сведений,  составляющих     государственные секреты, средства, в которых они реализованы, а также  средства  контроля эффективности защиты государственных секретов;

     разглашение  государственных  секретов  -  сообщение,      передача, предоставление,  пересылка,  публикация  или доведение   государственных секретов любыми  другими способами до  юридических и физических  лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними;

     утрата государственных секретов - выход, в том числе и временный, сведений, составляющих государственные секреты, из законного владения или пользования в результате утери либо хищения.

 

Правовой режим государственных  секретов определяется Законом Республики Казахстан "О защите государственных секретов в Республике Казахстан" от 19 января 1993 года и другими нормативными правовыми актами, издаваемыми по данным вопросам.

Родовым понятием, используемым для  определения государственного секрета, является термин "информация", поэтому государственные секреты — это какие-либо сведения, а не материальные носители этих сведений (документы, вещи, кассеты, дискеты и т. п.). Чтобы информация относилась к государственным секретам, она должна обладать следующими признаками:

а) затрагивать обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Республики Казахстан;

б) быть подконтрольной государству;

в) ограничиваться специальными перечнями  и правилами;

г) быть собственностью республики.

Следует учитывать, что не всякая информация, даже отвечающая перечисленным требованиям, может быть засекречена. Так, не относится к государственным секретам информация, если ее засекречивание посягает на права, свободы и законные интересы граждан, скрывает нарушения законности в действиях государственных органов и должностных лиц, искажает положение дел в сфере здравоохранения, образования, экологии, правопорядка и т. д.

Все государственные секреты Республики Казахстан подразделяются натри категории: государственная, военная и служебная тайна. Каждая категория обладает своими ограничительным грифом и режимом секретности. По общему правилу срок засекречивания информации не может превышать 20 лет. Этот срок может быть в отдельных случаях продлен в порядке, установленном Президентом.

В Законе "О защите государственных  секретов Республики Казахстан" содержится перечень лиц, которые не допускаются  к государственным секретам:

а) иностранцы и апатриды;

б) имеющие непогашенную судимость  за совершение умышленного преступления;

в) имеющие медицинские противопоказания для соответствующей работы;

г) члены незарегистрированных политических партий и общественных объединений, преследующих антиконституционные цели.

Граждане Республики Казахстан, допущенные к сведениям, составляющим государственную и  военную тайну, могут быть с их согласия ограничены в правах на срок до 5 лет. Ограничения могут касаться прав выезда за границу, на контакты с иностранными гражданами и организациями, на свободу слова, авторского и изобретательского права.

Система защиты государственных  секретов включает в себя деятельность целого ряда государственных органов. Так, вводит ограничения на засекречивание информации Парламент республики, национальную политику в области защиты секретной информации определяют Президент и государственные органы, имеющие право засекречивать информацию.

Что касается КНБ Республики Казахстан, то он в пределах своей  компетенции осуществляет следующие  полномочия:

  • контролирует обеспечение сохранности государственных секретов;
  • проверяет режим секретности в органах государственного управления;
  • согласовывает допуск граждан Республики Казахстан к секретной информации, кроме Президента, председателей Палат Парламента, Премьер-министра и его заместителей, Генерального прокурора республики;
  • проверяет граждан Республики Казахстан, оформляемых на допуск к государственным секретам;
  • проводит служебные расследования по фактам разглашения и утраты государственных секретов.

Непосредственным обеспечением защиты государственных секретов занимаются государственный орган по защите информации и режимно-секретные органы в организациях Республики Казахстан.

 

 

    1. Обеспечение безопасности высших должностных лиц государства и его органов

Одним из направлений  деятельности органов, обеспечивающих национальную безопасность, является охрана высшего политического руководства страны, поддержание нормального режима функционирования государственных органов.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан "О Службе охраны Президента Республики Казахстан" от 3 ноября 1995 года, перечень должностных лиц, подлежащих охране, утверждается главой государства. Осуществляется эта охрана Службой охраны Президента. Что касается государственных органов, иных организаций, так называемых "режимных объектов", то вопрос о необходимости их охраны решается Правительством республики.

Обеспечение безопасности высших должностных лиц государства осуществляется исключительно в рамках решения более глобальной задачи — поддержания высокого уровня национальной безопасности, иначе говоря, охраняется не столько конкретное физическое лицо (гражданин), сколько его способность выполнять свои политические функции. В принципе государство обязано заботиться о неприкосновенности каждого человека. С этой точки зрения личность любого должностного лица обладает ценностью, равной ценности каждого индивида. Однако жизнь и здоровье граждан, являющихся носителями политической воли народа, можно рассматривать как особый объект интересов государства. Угроза безопасности таких лиц в конечном счете представляет опасность для всего общества, так как нарушает целостность его политической системы и нормальный ход развития социальных процессов.

Информация о работе Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права