Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция

Краткое описание

Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_I.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Сложность и разнообразие задач, которые возникают в процессе управления в сфере борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка, вызывают необходимость принятия множества  самых различных управленческих решений.

Непосредственно в системе  органов внутренних дел принимаются различные управленческие решения, которые могут быть классифицированы по ряду критериев, что позволяет выделить их различные виды.

Все управленческие решения  могут быть разделены на акты управления (в административно-правовом смысле) и решения, не являющиеся актами управления в этом смысле, например, такая форма управленческих решений, как дислокации.

1. Акты управления  классифицируются по юридическим  свойствам на:

- нормативные (содержат  общие положения и правила,  рассчитанные на относительно продолжительное их исполнение);

-  индивидуальные (акты  частной реализации нормативных  решений).

2. Акты управления  классифицируются по содержанию, по отношению к процессу управляющего  воздействия на:

  • функциональный аспект организации (упорядочение процессов функционирования системы управления) связан с воздействием на процесс управления в рамках существующей системы;
  • ее структурный аспект (строение, взаимное расположение и соотношение элементов-частей в структуре целого) связан с совершенствованием системы и структуры аппарата управления, выработкой обоснованных нормативов штатной численности, построением эффективной системы информации и т.д.

Государственное управление имеет две стороны: внешнюю и  внутреннюю.

В органах внутренних дел внешним является управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Типичным решением является постановление органа внутренних дел о применении меры принуждения.

Внутренним  управлением  в рамках системы самих органов  внутренних дел. Типичный решением является приказ начальника органа внутренних дел по вопросам внутриорганизационной деятельности.

Субъекты управленческого  решения:

        - любое должностное лицо органов  внутренних дел, включая сотрудника  патрульно-постовой службы, самостоятельно принимающего в определенной обстановке решения, направленные на обеспечение общественного порядка (во внешнем управлении).

-  руководитель соответствующего органа или подразделения (во внутреннем управлении).

Вопросы внутреннего  управления, находясь в органической взаимосвязи с внутренним управлением имеет по отношению последнему определяющее значение. В ряде управленческих решений они выступают в единстве.

Например, разрабатывая план мероприятий по обеспечению  общественного порядка в определенных условиях, начальник органа внутренних дел одновременно принимает два решения:

- по вопросам, направленным  во вне (что, где и как  надо делать для     обеспечения порядка в данной обстановке);

- по организации в  этой связи работы подчиненных  (расстановка сил,     распределение обязанностей, обеспечение необходимыми средствами и     т.д.).

Управленческие решения  могут быть подразделены на основные и дополнительные (промежуточные).

Каждый управленческий цикл обязательно имеет временные  рамки, определяемые продолжительностью выполнения соответствующего управленческого решения. Поэтому любое управленческое решение, конкретизированное во времени и рассчитанное на определенный период его исполнения является основным.

В процессе практической организации исполнения управленческих решений иногда приходится их дополнять, конкретизировать, корригировать, то есть принимать дополнительные (промежуточные) решения, в соответствии с конкретно складывающейся обстановкой.

По содержанию управленческие решения могут быть:

  • императивными (обязательные для исполнения);
  • рекомендательными (например, методические письма).

Таким образом, в зависимости  от различных критериев и оснований  подхода к классификации управленческих решений можно определить следующие  их виды:

- нормативные и индивидуальные;

- организации системы  управления и организации процесса  управления;

- внешние и внутренние;

- основные и дополнительные;

- императивные и рекомендательные.

Каждое управленческое решение облекается в определенную форму, то есть получает так называемое внешнее выражение.

Под формой управленческого  решения понимается способ выражения принятого решения (например, в устной или письменной форме), а так же форма изложения решения, принимаемого в письменном виде (различные по наименованию акты управления и другие документы).

Используемые в практике управления формы управленческих решений  разнообразны. Сюда, прежде всего, относятся  все виды актов управления.

Так, одни решения могут  быть облечены в форму приказа  или распоряжения, другие  наставления  или инструкции, третьи  методического письма и т.д.

При всем многообразии наименований актов управления  предлагается их четкая классификация, выбор таких  форм (наименований), которые целесообразно  использовать в каждом конкретном случае принятия решения.

Например, нормативные акты, издаваемые МВД РК, по форме выражения могут быть классифицированы следующим образом:

  • приказы и распоряжения являются формой дачи указаний организационного характера;
  • наставления и инструкции регламентируют формы и методы деятельности подразделений, служб, отдельных категорий сотрудников;
  • инструктивные и методические письма содержат рекомендации о распространении передового опыта;
  • указания регулируют частные вопросы.

Формы управленческих решений, безусловно, не исчерпываются перечнем различных видов актов управления, хотя и составляют довольно значительную их часть.

Особое место среди  форм управленческих решений, не являющихся актами управления, занимают планы  работы служб и органов внутренних дел. Планы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел также являются актами управления, поскольку с момента их утверждения начальником соответствующего органа они приобретают юридическую силу акта управления и обязательны для исполнения.

В плане как форме  управленческого решения находит  выражение оценка обстановки, поставленной задачи и определение на установленный, планируемый период основных направлений деятельности, расстановки сил и т.д.

По существу каждый из пунктов плана есть не что иное, как отражение принятого решения, в них конкретизируются пути и средства достижения поставленной цели. План составляется на основе и с учетом конкретных задач и конкретной обстановки. Таким образом, план содержит все элементы управленческого решения и относится к одной из его форм.

Своеобразную форму управленческих решений в органах внутренних дел представляют разрабатываемые дислокации. Так, в каждом горрайоргане внутренних дел два раза в год (на осенне-зимний и весенне-летний периоды), разрабатывается дислокация патрульно-постовой службы, в которой отражается принятое решение о расстановке и использовании сил и средств патрульно-постовой службы. На основе анализа обстановки с учетом имеющихся возможностей (количество полицейских, транспорта и т.д.) определяются основные и дополнительные посты и маршруты патрулирования, сменность постов, время несения службы и т.д.

Таким образом, к числу  форм управленческих решений в органах  внутренних дел следует отнести  установленные и общепринятые в  деятельности органов государственного управления основные виды актов управления (директивы, приказы, распоряжения, инструкции и т. д.), а также не относящиеся к актам управления планы, дислокации.

Следует заметить, что  принятое по тому или иному вопросу  решение может быть одновременно выражено в нескольких формах.

Так, например, решение, принятое в связи с изучением состояния борьбы с тем или иным видом преступления (например, кражами) и направленное на совершенствование деятельности органа в этом направлении, может быть одновременно выражено и в соответствующем приказе руководителя, и в планируемых мероприятиях, и в разработке новой дислокации.

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям. Управленческое решение должно быть обоснованным, законным, непротиворечивым, полномочным, конкретным и своевременным.

Особое место в ряду требований, предъявляемых к управленческим решениям, занимает требование обоснованности. Данное требование означает, что управленческое решение должно:

- основываться на анализе  достоверной и полной информации;

- быть всесторонним,  то есть по возможности  максимально учитывающим    все стороны рассматриваемого вопроса;

- быть компетентным.

Необходимым условием принятия обоснованного управленческого  решения является тщательный анализ конкретной обстановки на основе полной и достоверной информации.

Подготовке управленческого  решения предшествуют сбор необходимой  информации, ее обработка и анализ.

Так, если в районе обслуживания органа внутренних дел началось строительство  крупного промышленного объекта, повлекшее  активный приток и заметное увеличение населения, в том числе лиц, в прошлом судимых, то данное обстоятельство характеризует условия окружающей внешней среды.

К внешней среде относятся  географическая и социально-экономическая  характеристика не только непосредственно  обслуживаемой территории, но и соседней территории, ее влияние на управляемую сферу.

Субъект управления, принимая решение по тому или иному вопросу, должен иметь уверенность в том, что реализация, исполнение решения  не будут противоречить и не нанесут  ущерба другим сторонам работы.

Начальник органа внутренних дел, принимающий решение об усилении патрульно-постовой службы и привлекающий для этого личный состав оперативных  подразделений, должен четко себе представлять, что количественное усиление таким  путем сил наружной службы полиции может привести к ослаблению оперативно-розыскного направления в деятельности органа. Опасность такого рода особенно реальна, когда оперативный состав тратит на выполнение не свойственных для него функций патрулирования значительную часть своего служебного времени.

Принятие управленческого  решения при всестороннем подходе  к его обоснованию может быть затруднено тем, что управляемые  объекты, являясь сложными системными образованиями, могут содержать  противоречивые начала, (противоречия могут проявляться между отдельными решаемыми задачами, между различными организационными формами работы и т. д.).

Так, казалось бы, вполне понятное и обоснованное стремление к сохранению полнейшей тайны  информации, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий, может породить ничем не оправданный, с точки зрения элементарной целесообразности, искусственный разрыв между отдельными оперативными службами и даже оперативными работниками. Чрезмерное стремление ограничить круг лиц, имеющих доступ к подобной информации, вступает в противоречие с одним из важнейших условий организации  требованием и необходимостью координации усилий, взаимодействия различных служб, и в первую очередь взаимоинформации между ними. В то же время сама природа, характер отдельных сведений, полученных оперативным путем, исключают широкий обмен такими сведениями.

В подобных случаях мы сталкиваемся с двумя противоречивыми  требованиями: с одной стороны  стремление к полному сохранению тайны информации, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий, а с другой  необходимость обеспечения взаимообмена информацией между различными органами и службами.

Отдача полного предпочтения только одному из этих направлений, стремление максимизировать одно из них не может  быть признано на современном этапе лучшим. Оптимальным следует считать разумное сочетание, «компромисс» линейного и зонального принципа организации работы с аппаратами органов внутренних дел.

Следует также иметь  в виду, что при реализации решения, касающегося какого-то одного аспекта  общего вопроса, может произойти неоправданное перемещение акцентов, концентрация всего внимания, перенос центра тяжести на вновь принятое решение в ущерб сложившимся связям и звеньям, целесообразность и необходимость которых не ставилась под сомнение. Такая ситуация не может не сказаться отрицательно на эффективности функционирования системы управления в целом.

Одним из необходимых  условий обеспечения обоснованности управленческого решения является компетентность его подготовки и  принятия. Начальник УВД (РОВД) при подготовке важных управленческих решений должен привлечь к обсуждению, прежде всего представителей тех служб, которых оно касается, поскольку они наиболее компетентны в рассматриваемом вопросе и именно на них ляжет основная тяжесть практической реализации принимаемого решения.

Информация о работе Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права