Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция

Краткое описание

Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Prilozhenie_I.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

 

2. Основное содержание.

 

      1. Понятие и элементы национальной безопасности

 

Управление в области  национальной безопасности касается целого комплекса общественных отношений, связанных с предупреждением  и пресечением внутренних и внешних  угроз обществу и государству, а также интересам отдельной личности. Рассматривая данный комплекс отношений как нечто целостное, необходимо учитывать, что любое социальное образование испытывает скрытое соперничество, противодействие со стороны аналогичных образований или своих составных частей.

Другими словами, равновесие каждой социальной системы, в том  числе и общества, находится под  своеобразным "прессом" чуждых ему сил как естественного (например, производственные аварии, техногенные катастрофы и др.), так и искусственного характера (например, массовый переход границы, беспорядки, несанкционированные митинги). Именно поэтому административная деятельность государства включает в себя функции обеспечения национальной безопасности.

Понятие национальной безопасности тесно связано с двумя другими понятиями, а именно: государственной безопасностью и общественной безопасностью. Государственную безопасность можно определить как защищенность государственных институтов от явлений и факторов деструктивного и дестабилизирующего характера, а общественную — как состояние защищенности личности, общественных объединений, социальных групп, общества и государства от опасностей и угроз, способных нанести им существенный ущерб. Национальная безопасность фактически включает безопасность государства и народа, проживающего на территории Казахстана.

Таким образом, национальная безопасность — это состояние защищенности общественных и государственных институтов от угроз социального, природного и техногенного характера, обеспечиваемое системой правовых, политических, военных, экономических и психологических (при катастрофах и в других случаях могут быть стрессы, состояние шока) мероприятий.

     1. Обеспечение национальной безопасности  достигается:

     1) последовательно  реализуемой единой государственной политикой  при четком   разграничении   компетенции   и   обеспечении     согласованного функционирования всех органов и  должностных  лиц  государства,  а  также граждан, принимающих на законном основании участие в  реализации  мер  по обеспечению национальной безопасности;

     2) адекватностью  мер по защите  национальных  интересов  реальным  и потенциальным  угрозам;

     3)  взаимной  ответственностью  личности,  общества  и  государства, балансом их  интересов.

     2. Республика  Казахстан обеспечивает свою национальную  безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и  методами,  в  том  числе экономическими,   политическими,   военными,   правовыми,    специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами.

     3. Обеспечение  национальной  безопасности  состоит   в  достижении  и поддержании   необходимого  уровня  защищенности  национальных   интересов путем:

     1) определения  основных направлений деятельности  государства в  этой сфере;

     2) выявления  и прогнозирования угроз национальной  безопасности;

     3) осуществления   комплекса  оперативных  и   долговременных  мер  по предупреждению  и нейтрализации угроз  национальной  безопасности,  в  том числе  по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы;

     4) мобилизации  сил и средств обеспечения  национальной безопасности в  случаях возникновения  непосредственной  угрозы  национальным  интересам,  посягательства на них, в том  числе в случаях экстремальных  и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера;

     5)  безотлагательного   принятия  решений  и  действий  по     защите национальных  интересов, пресечения незаконной  деятельности, посягающей на национальную  безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;

     6)   локализации   и   ликвидации   последствий,   связанных       с

посягательствами  на  национальные  интересы,  осуществления    комплекса восстановительных мер.

Элементы национальной безопасности — это объекты ее охраны. К ним относятся личность, ее права и свободы, политическая система общества, государственный суверенитет, территориальная целостность; экономический, научно-технический и оборонный потенциал страны. Элементам национальной безопасности угрожают следующие особо опасные

  • преступления:
  • терроризм;
  • межнациональные и межконфессиональные конфликты;
  • несанкционированные митинги и демонстрации;
  • незаконная деятельность различных общественных объединений;
  • агрессивная политика иностранных государств;
  • крупные стихийные бедствия;

обострение экологических  проблем.

 

 

      1. Организационно-правовые формы управления в области национальной безопасности

 

Согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, "Об органах национальной безопасности Республики Казахстан" от 12 декабря 1995 года единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности республики (КНБ), его структурные подразделения на местах (областные управления, городские и районные отделы), органы военной контрразведки, подразделения специального назначения, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.

Главным органом данной системы является КНБ, который образуется Президентом и не входит в структуру  центральных исполнительных органов. Комитет возглавляется председателем, назначаемым на должность Президентом с согласия Сената Парламента. КНБ вправе издавать в пределах своих полномочий ведомственные правовые акты.

Комитет национальной безопасности

     1. Комитет национальной безопасности:

     1) образуется, упраздняется и реорганизуется  Президентом  Республики и  не входит в систему центральных  исполнительных органов Республики;

     2) образует  и  осуществляет  руководство   органом  правительственной связи  при Комитете национальной безопасности,  территориальными  органами Комитета национальной безопасности по областям, городам республиканского значения и столицы Республики, органами  военной контрразведки, войсками Комитета   национальной   безопасности,   подразделениями    специального назначения и подведомственными организациями;

     3) издает  в пределах своих полномочий  нормативные  правовые  акты  и непосредственно  реализует   основные  направления  деятельности   органов национальной безопасности;

    4)  возглавляет Председатель,  который назначается на   должность Президентом Республики  с согласия  Сената  Парламента      Республики;

освобождается Президентом  Республики от должности;

     5) является  юридическим  лицом,  имеет   действительное  и условное наименования, свою символику и знаки отличия,  соответствующие печати  и штампы, счета в банках, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения, учебные центры.

     2.  Структура   и  организация  деятельности  Комитета   национальной безопасности   определяются   Положением   о   Комитете  национальной безопасности.

     2-1. Президент  Республики Казахстан по  представлению   Председателя Комитета  национальной  безопасности  Республики  Казахстан    утверждает символику, знаки отличия и  ведомственные  награды  органов национальной безопасности.

Задачами органов  национальной безопасности являются:

  • реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • добывание разведывательной информации;
  • пресечение разведывательной деятельности иностранных спецслужб (контрразведка);
  • пресечение террористической и иной антиконституционной деятельности;
  • раскрытие и расследование отдельных категорий преступлений;

обеспечение государственных органов специальной связью.

     1. Задачами  органов национальной безопасности  являются:

     1) участие  в разработке  и  реализации  государственной  политики  в  области обеспечения безопасности  личности, общества и государства;

     2) добывание  разведывательной  информации  в  интересах  Республики Казахстан;

     3) выявление,  предупреждение и пресечение  разведывательной  и  иной направленной  на  нанесение  ущерба  безопасности  Республики     Казахстан  деятельности специальных служб  и организаций  иностранных  государств,  а также отдельных лиц;

     4)  выявление,  предупреждение  и  пресечение  терроризма  и    иной деятельности, направленной на насильственное  изменение конституционного строя,  нарушение целостности и подрыв  безопасности Республики Казахстан;

     5) выявление,  пресечение, раскрытие  и  расследование   преступлений, отнесенных законодательством  к ведению органов национальной  безопасности;

     6)  обеспечение   Президента  Республики  Казахстан,  государственных органов, Вооруженных Сил, других войск  и  воинских  формирований  страны правительственной связью в мирное и военное время;

     7)  организация   шифровальной  работы  в  государственных   органах, организациях и воинских  формированиях Республики Казахстан.

     2. Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безопасности только законом.

Для решения указанных  задач органы национальной безопасности имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе специальные, осуществлять административное задержание, решать вопрос о выдворении из Казахстана иностранных граждан, проникать в спецслужбы иностранных государств, получать безвозмездно от государственных органов и организаций необходимую информацию и т. д.

Права органов  национальной безопасности

     Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на  них обязанностей имеют право:

     1) проводить  общие и специальные  оперативно-розыскные   мероприятия, экспертно-криминалистические  исследования, привлекать  к  работе  граждан Республики  Казахстан  на  добровольной  основе  в  качестве   внештатных оперативных сотрудников в целях выявления, предупреждения,  пресечения  и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено  законодательством к ведению органов национальной безопасности;

     2) осуществлять  проникновение в  специальные   службы  и  организации иностранных   государств,  преступные  группы,  цели  и  действия  которых  направлены на  подрыв  безопасности  государства,  нарушение  целостности  Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя;

     3)  решать  совместно  с  компетентными   государственными   органами вопросы   о  закрытии  въезда  и   выдворении  из  Республики     Казахстан иностранных граждан  и лиц  без  гражданства,  которые  своими  действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

     4)   при   выявлении,   пресечении,   раскрытии   и    расследовании

преступлений, отнесенных законодательством к ведению  органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

     5)  вызывать  в  органы  национальной  безопасности  граждан      по материалам, находящимся  в  производстве,  получать  от  них  объяснения, справки, документы  и  снимать  с  них  копии;  подвергать  приводу  лиц, уклоняющихся от явки по вызову; и т.д.

Главным предназначением органов национальной безопасности является обеспечение безопасности личности и общества. Вместе с тем специфика деятельности органов национальной безопасности объективно порождает проблему соблюдения ими прав и свобод человека. Данная коллизия решается в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, "Об органах национальной безопасности Республики Казахстан" следующим образом. Во-первых, государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности при осуществлении этими органами своей деятельности. Во-вторых, действия органов и отдельных сотрудников могут быть обжалованы в вышестоящие органы национальной безопасности, прокуратуру или суд. Наконец, пункт 3 статьи 4 Указа предоставляет каждому гражданину республики возможность в установленных законодательством пределах ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и решениями.

Информация о работе Понятие и сущность государственного управления. Административное право как отрасль права