Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:36, лекция
Приступая к изучению административного права, необходимо прежде всего определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы РК. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
Введение
Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления.
Понятие административного права и его предмет.
Система и источники административного права РК.
Заключение.
Список использованной литературы.
В результате глубокого
и всестороннего исследования этих
закономерностей
Наука административного права, как и отрасли права, имеет свою систему. Система науки административного права создается на основе внутренней связи, существующей между различными административно-правовыми институтами. Между системой отрасли и системой науки административного права существует органическая связь, однако полного их совпадения нет. Дело в том, что наука административного права, кроме общих вопросов исследует также закономерности развития административного права и другие теоретические проблемы. Поэтому сама наука административного права по ряду вопросов шире системы отрасли административного права.
Являясь составной частью единой системы, административное право теснейшим образом связано со всеми другими его отраслями.
1. Административное право и конституционное право. Между этими отраслями наблюдается наиболее тесная связь и часто даже невозможно установить разную грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеются.
Конституционное право
закрепляет основы общественного строя
и политики государства, основы взаимодействий
государства и личности, национально-государственные
и административно-
Следовательно, предмет государственного права шире, чем предмет административного права. Административное право берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к государственному управлению, детализирует и дополняет их, определяет механизм реализации тех или иных норм.
Например, конституционное право закрепляет общие для всех органов государства основные принципы организации и деятельности. На этой базе нормы административного права регулируют применение указанных принципов в сфере государственного управления.
Конституция РК установила основы компетенции некоторых наиболее важных органов государственного управления. Административное право достаточно определяет компетенции их, а также остальных органов управления.
Так, ст. 13 Конституция РК закрепляет право жалобы на незаконные действия государственных и общественных органов и должностных лиц. Нормы же административного права призваны детально определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры и рассмотрения.
2. Административное право и гражданское право. Во взаимоотношении этих двух равных отраслей наблюдается тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет правового регулирования, т.е. и та, и другая регулирует одинаковый круг общественных отношений. А это означает, что различие между этими определениями права следует искать не по предмету правового регулирования, а на основе других критериев, в частности методов правового регулирования.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, стороны в которых равноправны.
Административное право - имущественные отношения, где стороны неравноправны: одной из сторон имущественных отношений, регулируемых административным правом, всегда является соответствующий орган государственного управления.
Регулирование имущественных
отношений, разрешительного воспроизводств
Следует отметить, что многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина также возникают на базе актов государственного управления. Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключаются лишь при наличии у него ордера на данную жилую площадь.
Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров). Пример тому производство конфискации и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов.
Наконец, органы государственного управления иногда выступают и в качестве органов государства, юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган управления может арендовать помещение какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятием связи, закупать (в пределах системы) мебель и оргтехнику и т.д. В таких случаях орган не выступает в качестве субъекта исполнительной и распорядительной деятельности, не выполняет функций государственного управления.
Административное право имеет точки соприкосновения и с уголовным правом. Административное право включает в себя многочисленные общеобязательные правила (дорожного движения, паспортной системы, санитарные, противопожарные и т.д.).
В случаях, предусмотренных уголовным законодательством, нарушение этих правил может повлечь уголовную ответственность.
Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из этих проступков граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать во взаимоувязке соответствующие нормы административного и уголовного права.
ВОПРОС 3. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РК
Административное право, как уже указывалось, регулирует различные общественные отношения. Это предопределяет необходимость проведения определенной систематизации правовых норм. Система административного права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.
Административное право состоит из двух частей: общая и особенная.
Система общей части административного права – это нормы, регулирующие общие вопросы для всей отрасли государственного управления. Она выглядит следующим образом:
- нормы, закрепляющие
основные принципы
- нормы, закрепляющие правовые отношения субъектов административного права;
- нормы, закрепляющие
основы и принципы государствен
- нормы, закрепляющие правовые формы и методы государственного управления;
- нормы, закрепляющие способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
- административный процесс
и условия применения мер
Подобная система
В особенной части содержатся нормы, объединяющие институты административного права и действующие в отдельных сферах (управление государственной собственностью, образованием, культурой, юстицией, здравоохранением, внутренними делами и др.).
Источники административного права – это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.
К источникам административного права относятся:
1. Конституция РК, принятая 30 августа 1995 г.
2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, от 30 января 2001 г. представляющий собой комплекс нормативных актов, регулирующих различные сферы административных правоотношений.
3. Законы, принимаемые Парламентом РК.
4. Акты Президента, определяемые Конституцией:
- указы
- распоряжения
- указы, имеющие силу закона.
5. Постановления Правительства
РК, которые в соответствии со
статьей 69 Конституции обязательны
для исполнения на всей
6. Акты центральных органов
7. Конституция к действующему
праву относит постановления
Верховного Суда РК. Их в полной
мере можно отнести к
а) обобщения практики рассмотрения административных дел;
б) совершенствования практики правоприменения административного законодательства.
Такова классификация
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
На основании вышеизложенного
мы пришли к выводу о том, что государственное
управление - конкретный вид деятельности
по осуществлению единой государственной
власти имеющий функцию и компетенционную
специфику, отличающую его от иных видов
(форм) реализаций государственной власти.
Поэтому государственное управление это
деятельность исполнительно-
Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства.
Назначение органов национальной безопасности Республики Казахстан
Органы национальной безопасности Республики (в дальнейшем – органы национальной безопасности) - непосредственно подчиненные и одотчетные Президенту Республики специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.
Основные понятия:
внешняя безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан;
военная безопасность - состояние защищенности Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны;
информационная безопасность - состояние защищенности осударственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере;
концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов;
национальная безопасность Республики Казахстан (далее – национальная безопасность) - состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз;
национальные интересы Республики Казахстан (далее - национальные интересы) - совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов;
общественная безопасность - политико-правовая, духовно-нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб;
объекты национальной безопасности - личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность;
субъекты национальной безопасности - государство, осуществляющее свои полномочия через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, граждане и организации;
угрозы национальной безопасности - совокупность условий, процессов и факторов, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность;
экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду;
экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешний условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.