Основные юридические черты и свойства договора купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – дать общую характеристику и обозначить основные юридические черты и свойства договора купли продажи.
Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Обозначить понятие и основные элементы договора купли-продажи.
2. Раскрыть содержание договора купли-продажи.
3. Отразить основные юридические черты и свойства таких разновидностей

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1 глава – общие положения о купле – продаже ……………………..7
1.1 Понятие и элементы договора купли – продажи …………………….……...7
1.2 Содержание договора купли – продажи ……………………………………...21
глава - Виды договора купли – продажи……………….…………31
3 глава – Проблемы, возникающие при заключении договора купли – продажи жилого помещения…………………………………67
Заключение…………………………………………………………………….81
Список использованной литературы……………………….…………85
Приложения………………………………………………….…………………89

Файлы: 1 файл

диплом купля продажа.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

В соответствии с п.2 ст.424 ГК РФ изменение  цены договора после его заключения допускается лишь в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В период действия

 

 
договора цены на пиломатериалы  в централизованном порядке не изменялись. Возможность изменения цены договора после его заключения стороны не установили.

Поскольку основания для изменения  установленной договором цены на пиломатериалы отсутствовали, кассационная коллегия арбитражного суда решение  по делу отменила и в удовлетворении исковых требований поставщика отказала23.

В договоре особое место отводится условиям о таре и упаковке. В некоторых случаях поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, исключение будет для товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. другой способ отгрузки товаров может быть установлен в договоре. Если требования в договоре к таре и упаковке не определены, товар должен быть упакован обычным для такого товара способом. В любом случае, поставщик обязан обеспечить сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки.

Требования к таре и (или) упаковке, предусмотренные в установленном  законом порядке, являются обязательными  для предпринимателей. Законодатель предусматривает обязанность покупателя по договору поставки возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, если иное не предусмотрено договором поставки (ст.517 ГК РФ). Порядок и сроки возврата указанных средств устанавливаются законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Поставляемый товар должен быть надлежащим  
 
образом замаркирован. Товар который выпускается юридическими лицами, должны иметь производственную марку и товарный знак, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

При заключении договора стороны имеют  право выбрать любую форму  оплаты, которая соответствует действующему законодательству. А так же они  свободны при выборе сроков оплаты, но здесь существует одна императивная норма, которая установлена Указом Президента от 20.12.94 года “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров”. Указом устанавливается, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров, является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары.

Форма расчетов должна соответствовать  выбранному сторонами моменту оплаты в соотношении с моментом поставки товара по договору. Наиболее выгодным и простым для поставщика является условие о расчетах за товар в виде полной предварительной оплаты товара, которая осуществляется в форме платежного поручения покупателя своему банку ( ст.863-866 ГК РФ). Эта форма расчетов наиболее надежно обеспечивает исполнение обязательства по оплате, поскольку денежные средства поступают до отгрузки товара и не требуется никаких связанных с расчетами расходов со стороны поставщика.

У покупателя в этом случае нет  гарантии своевременной поставки товара и, помимо того, он заранее несет  потери, которые связаны с отвлечением  из оборота денежных средств, фактически давая беспроцентную ссуду поставщику. Поэтому часто покупатель настаивает на включение в договор условия оплаты против получения счетов, отгрузочных и иных документов. Этот вид оплаты может осуществляться в форме аккредитива.

Часто используется оплата чеком против представления реестров счетов, отгрузочных  и иных согласованных в договоре документов (ст.877-888 ГК РФ).  
 
Эта форма расчетов удобна тем, что уменьшает до минимума разрыв во времени между передачей товара покупателю и оплатой его поставщику, потому, что, позволяет осуществить эти действия взаимосвязано простым обменом документов, подтверждающих отгрузку товара, на чек.

При поставке на условиях последующей  оплаты, нередко используют оплату в форме платежного поручения, в течение определенного в договоре срока после поставки товара, а также расчеты по инкассо (ст.874-876 ГК РФ). Которые сейчас осуществляются платежными требованиями - поручениями (их использование регулируется разделом 6 Положения о безналичных расчетах) или платежными требованиями на основании телеграмм и писем ЦБ РФ.

Ст.862 ГК РФ  п.1 делает возможным  осуществление расчетов и в иных формах предусмотренных законом, установленным  в соответствии с ним банковскими  правилами. Такой формой расчетов может быть использование векселя. “Вексель в расчетах удобен тем. Что одновременно с платежной функцией выполняет функции эффективного средства обеспечения исполнения обязательства по оплате, поскольку позволяет поставщику самому выбрать степень надежности исполнения обязательства по расчетам в договоре.24 “Для поставщика важно как можно быстрее получить денежные средства в оплату поставленного товара, для того чтобы уменьшить потери от отвлечения денежных средств из оборота и застраховаться от возможной неплатежеспособности покупателя (плательщика) при этом с минимальными затратами. Поскольку для поставщика соображение значительности риска убытков в соотношении “прибыль к риску” чаще всего значительно превышает возможности получения прибыли в настоящее время, он предпочитает полную предварительную оплату за товары. Компромиссным вариантом между  
 
сторонами, наиболее часто используемым на практике, является непосредственная оплата после поставки партии продукции.25 Срок поставки товара представляет собой согласованные сторонами и предусмотренные в договоре временные периоды, в течении которых поставщик обязан передать продукцию (товары) покупателю. Сроки поставки в договоре могут определяться некоторыми способами: периода времени, в течение которого должна быть произведена поставка (месяц, квартал, год); путем указания фиксированной даты поставки; с применением специальных терминов - “немедленная поставка”, “со склада” и т.д.

Поставка продукции частями, когда  она определена договором, обычно составляется график поставок,  в нем указывается дата и количество каждой поставляемой партии продукции (товара). Если же при аналогичных условиях график не был согласован, то продукция должна поставляться равными частями и равномерно (ст.508 ГК РФ). Досрочная поставка по договору должна быть предусмотрена в тексте контракта. Если такое условие не оговаривалось в договоре, то досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Условие досрочной поставки предполагает досрочную оплату покупателем поставленной продукции. Нужно отметить, что продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается как поставка следующего по графику периода. Если же поставщик поставил продукцию досрочно без согласования с покупателем, последний вправе отказаться от ее приемки до наступления срока, установленного в договоре или графике поставок, который является неотъемлемой частью договора. Такое же право сохраняется за покупателем и в случае долгосрочной поставки продукции. Кроме того, покупатель вправе отказаться принимать одновременно большую партию  
 
товаров, рассчитанную, согласно договору, на поставку определенными частями.

При оформлении договоров поставки особенно важно подробно изложить в  тексте договора процедуру приемки  покупателем поставленной продукции  по количеству и качеству. При этом надо учитывать характерные признаки продукции, отдельные пожелания как поставщика, так и покупателя, особенности ее доставки и дальнейшего использования. Наряду с законодательными актами действуют нормативные документы, регламентирующие вопросы поставки продукции, приемки и хранения: “Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству“ (утв. Пост. Госарбитража СССР от 29.12.73 года  №81 и от 14.11.74 года №98); “Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству” (утв. Пост. Госарбитража СССР от 15.06.65 года № П-б).

5.  Поставка товаров для государственных  нужд

Одной из разновидностей поставки  товаров в Кодексе урегулированы отношения, которые связаны с поставкой товаров для государственных нужд. В последние годы предпринимались попытки регламентировать указанные отношения с помощью закона. Последняя такая попытка выразилась в принятии Государственной Думой двух федеральных законов: "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (от 13 декабря 1994 года) и "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (от 2 декабря 1994 года). Эти законы действуют уже около полутора лет, но практика не дает нам никаких  
 
свидетельств их влияния на упорядочение такой важной сферы отношений, как удовлетворение потребностей государства в товарах, работах и услугах.

Дело в том, что, по своему содержанию названные законы являются скорее экономическими декларациями, нежели юридическими актами. Они регулируют порядок определения государственных нужд, то есть потребностей России и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций-исполнителей. Так же данные законы не определяют порядок заключения государственных контрактов и их исполнения, а оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных потребителей товаров, работ или услуг. Такой пробел заполняют нормы, которые содержаться в ГК РФ. Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.

Подписывается государственный контракт на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных  нужд. В некоторых случаях, предусмотренных  законом, заключение государственного контракта будет являться для  исполнителя, поставщика обязательным. При этом в отношении всякого исполнителя, поставщика, за исключением казенного предприятия, должно соблюдаться введенное ГК РФ требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику в результате выполнения им условий государственного контракта.

Гражданский кодекс регламентирует порядок  и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта  
 
разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику, принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик обязан рассмотреть проект государственного контракта и в течении тридцати дней со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Существует три варианта решения:

во-первых, согласие заключить контракт, но на условиях, которые отличаются от тех, что предложил государственный  заказчик.

во-вторых, согласие заключить государственный  контракт на условиях, которые предложены государственным заказчиком.

в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.

Государственному заказчику предоставляется  тридцати дневной срок для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком.

Если же одна сторона, , уклоняется от его подписания, то другая сторона  может обратиться в арбитражный  суд с иском о понуждении к  заключению государственного контракта.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении служит основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в течении 30 дней направить проект договора покупателю. Если подписанный проект договора с протоколом разногласий поставщик получит от покупателя, то он должен  
 
принять меры к их согласованию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.

При наличии извещения о прикреплении, поставщик не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика заключить договор, на условиях которой был разработан покупателем проекта договора.

 

6.  Договор контрактации

Признаки договора контрактации заключаются  в том, что исполняющей стороной в нем является производитель  сельскохозяйственной продукции, который  обязан передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем  по договору контрактации выступает лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи.

В правовом регулировании договора контракции необходимо отметить интересную деталь. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным п. 5 главы 30 ГК РФ, сначала применяются правила о договоре поставки и лишь при их отсутствии - общие положения о договоре купли-продажи.

Особенности правового регулирования  договора контрактации предусмотренные  ГК РФ, продиктованы субъектным составом обязательства и спецификой предмета договора. В отличие от других видов договоров: договора  
 
купли-продажи или поставки товаров в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции. Поэтому ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя возлагаются дополнительные обязанности. К примеру, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить безопасный ее вывоз. В договоре может быть указана обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать по требованию производителя отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.

Информация о работе Основные юридические черты и свойства договора купли-продажи