Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:50, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач:
1)рассмотрение понятия и условий усыновления;
2) изучение порядка усыновления;
3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников;
4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации………………………………..…….6
1.1 История усыновления………………………………………………………..6
1.2 Понятие и условия усыновления……………………………….......………16
1.3 Порядок и правовые последствия усыновления………………………..….27
ГЛАВА II. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами.…40
2.1. Усыновление иностранцами детей - российских граждан……………….40
2.2. Проблема законодательства о международном усыновлении………...…43
ГЛАВА III. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей…………………………………………….....52
3.1. Отмена усыновления………………………………………………………..52
3.2. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка……………….58
Заключение……………………………………………………………………....67
Список литературы………………………………………………………….…
Во-вторых, отнесение
решения вопроса об
В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении.
И, наконец, в-четвертых,
недопущение, чтобы устройство ребенка
приводило к получению
Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление". Иностранное усыновление имеет место, "когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве ("государство происхождения"), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство ("принимающее государство") либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения" (п.1 ст.2 Конвенции).
В Гаагской конвенции нашли более детализированную форму положения Конвенции ООН о правах ребенка относительно усыновления, а также закреплен ряд новых правил такого усыновления, например, относительно его признания и правовых последствий; об использовании личных сведений, собранных или переданных в соответствии с конвенцией, только для соответствующих целей и др.
Особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законодательством стран-участниц и международными договорами, о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях.
Многие положения Гаагской конвенции находят отражение в российском законодательстве. Ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия Семейного кодекса РФ, некоторые были введены в него впоследствии путем принятия внутригосударственных актов.
В частности, созвучна положениям Гаагской конвенции норма п. 1 ст. 165 СК о праве, применимом к усыновлению российских детей иностранными гражданами.
На территории РФ усыновление и удочерение (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится соответственно по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству государства, на территории которого усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше государств должны также соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усыновление; об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка; о процедуре усыновления; о требованиях к кандидатуре усыновителей; об условиях усыновления - разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным, согласии родителей ребенка на усыновление и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находится ребенок.
Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ч. 2 ст. 126 СК), т. е. Министерством образования и науки РФ.
Однако непосредственное обращение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на региональном и федеральном уровнях определяется в разделе IV Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.31
Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 126 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соответствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.
Деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не должна преследовать коммерческих целей. Порядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).
Указанные органы и организации вправе представлять интересы граждан РФ, постоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и апатридов в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. Правительством РФ 28 марта 2000г. принято постановление «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроля за ее осуществлением», регламентирующее порядок открытия и деятельности на российской территории представительств органов (организаций) иностранных государств по усыновлению.32 В настоящее время действует разрешительный (аккредитационный) порядок открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется Министерством образования и науки РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим на основании лицензии деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в установленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых документов.
Решение вопроса об
аккредитации
На основании выданного разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства в Государственной регистрационной палате Министерства юстиции РФ, где информация о нем вносится в реестр и выдается соответствующее свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования и науки РФ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность представительства по усыновлению.
Российские дети могут передаваться на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).
Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны обращаться с заявлением об установлении усыновления не в районные (городские) суды общей юрисдикции, а в суды субъектов РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка (ст. 269 ГПК РФ). Эти лица при обращении с заявлением об установлении усыновления помимо общего перечня необходимых документов обязаны представить дополнительно: заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, или для апатридов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государства. Кроме того, в числе необходимых для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление для его посещения по месту жительства (нахождения), пп. "е" п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет "письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке".
Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК). Порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г.
Постановка на учет усыновленных детей – граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда их в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов. По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до выезда из России через Департамент консульской службы МИД РФ. Сведения о постановленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усыновленного делается соответствующая отметка.
Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка на учет сохраняется и при перемене ими места жительства. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению, которые представляли в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновленных детях.
Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобразования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.
Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на территории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несовершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).
Усыновление (удочерение) детей - граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. В соответствии с п. 4 ст. 165 Семейного кодекса такое усыновление признается действительным в России при соблюдении следующих условий: если усыновление было произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разрешение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ. Для получения разрешения иностранные граждане и лица без гражданства представляют через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ необходимые документы (п. 33 Правил передачи детей на усыновление). Если усыновляемый ребенок или его родители никогда не проживали на территории России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ.
К любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством иностранных государств, может быть применена оговорка о публичном порядке. С помощью этой оговорки на легальной основе не допускается применение на российской территории норм иностранного семейного права в случаях, когда такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). Если оговорка о публичном порядке используется, для регулирования семейных отношений применяется не иностранное право, а законодательство РФ.33
ГЛАВА III. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей.
3.1 Отмена усыновления
Что такое неудачное усыновление? Это усыновление, которое впоследствии было отменено в судебном порядке. Новый Семейный кодекс предусматривает только одно основание для прекращения усыновления - его отмену. Институт признания усыновления недействительным был упразднен. Отмена усыновления является одновременно право-прекращающим и право-восстанавливающим юридически фактом.
При отмене усыновления происходит прекращение всех правовых последствий усыновления на будущее время. Прекращаются все правоотношения между усыновленным ребенком и усыновителями и их родственниками. Одновременно, если это соответствует интересам ребенка, восстанавливаются его правовые связи с родителями и другими кровными родственниками.
Отмена усыновления производится только в судебном порядке. Основаниями к отмене усыновления являются, прежде всего, обстоятельства, при наличии которых родители могут быть лишены родительских прав: уклонение от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, хронический алкоголизм или наркомания родителей. 34 Однако если перечень оснований для лишения родительских прав сформулирован как исчерпывающий, перечень оснований к отмене усыновления является открытым. Усыновление может быть отменено и при наличии иных обстоятельств, в частности при неполучении согласия указанных в законе лиц. Само по себе неполучение согласия не является безусловным поводом к отмене усыновления. Критерием, которым руководствуется суд при решении вопроса об отмене усыновления, является ответ на вопрос, соответствует ли такая отмена интересам ребенка. Следовательно, если, например, усыновление было произведено без согласия ребенка или супруга усыновителя, отмена усыновления возможна, если в результате этого отношения между ребенком и семьей усыновителя оказались столь неблагоприятными для ребенка, что в целях охраны его интересов необходимо отменить усыновление.35
Информация о работе Опыт усыновления Российских детей иностранными гражданами