Положение иностранных граждан в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. 7
1.1. Источники правового регулирования, общая характеристика законодательства о правовом положении иностранных граждан 7
1.2. Общая характеристика правоспособности и дееспособности иностранных граждан 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ. 24
2.1. Правовые основания пребывания иностранных граждан в России 24
2.2. Трудовые права иностранцев 36
2.3. Право иностранных граждан заниматься предпринимательской деятельностью 58
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 66
3.1. Основания заключения и расторжения брака иностранных граждан 66
3.2. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 76
3.3. Вопросы усыновления 77
3.4. Наследственные права иностранцев и защита наследственных прав 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 97

Файлы: 1 файл

Дипломная по КПРФ.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

ОЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  исследования: 22 июля 1763 года, российская императрица Екатерина опубликовала манифест «О дозволении всем иностранцам в Россию въезжающим поселиться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах».

С тех пор огромное количество иностранцев воспользовались  высочайшим «дозволением». Кто-то нашел здесь источник дохода, кого-то надолго привлекла наша культура и духовность, многие связали с Россией всю свою жизнь.

И сегодня в России проживает большое количество иностранных  граждан. В настоящее время в  России официально зарегистрировано порядка 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное их число в 10-15 раз больше. Конечно, их пребывание нуждается в государственном регулировании, многие вопросы без участия государства просто неразрешимы. Вместе с тем, очень важно сохранить тот баланс, который не позволит отступить от либерально-демократических принципов развития страны, отказаться от презумпции верховенства прав и свобод российских и иностранных граждан.

В России сравнительно недавно  была создана полноценная иммиграционная служба. Во всех субъектах Российской федерации сформированы подразделения  по делам миграции. Руководство этой службы неоднократно заявляло, что основная задача это службы – «защитить интересы коренного населения России». Именно во исполнение этой идеи принимались и принимаются все нормативные документы, регулирующие вопросы пребывания иностранных граждан в России.

С ноября 2002 года вступил  в силу новый Федеральный закон "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации", который весьма жестко диктует иностранцам, как им надо вести себя в нашей  стране. Вплоть до введения "черных списков" тех, кто по тем или иным причинам не соответствует соответствующим требованиям. Закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и регулирует отношения между иностранцами и органами государственной власти в России.

Понятие «иностранец» в нормативных правовых актах и в юридической литературе употребляется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства.

В Российской Федерации  термин «иностранец» употребляется в узком смысле. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на этот счет определено, что иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В некоторых источниках (специальной литературе и нормативных  правовых актах) иностранных граждан  и лиц без гражданства объединяют общим понятием «иностранцы». Однако следует знать и помнить что имеются по ряду позиций и определенные различия в правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Между прочим, на такой подход ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говориться: «В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда Федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».

Цель работы: всесторонне  исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении  иностранных граждан в  Российской Федерации.

Для построения логического  исследования в рамках обозначенной темы мы ставим перед собой определенные задачи, которые будут способствовать поставленной цели работы:

- обозначить особенности  правового положения иностранных  граждан, охарактеризовать источники  правового регулирования, дать  характеристику действующего законодательства, обозначить в нем пробелы;

- определить правоспособность  и дееспособность иностранных  граждан;

- раскрыть особенности  пребывания иностранных граждан  на территории Российской Федерации;

- рассмотреть трудовые  права и право заниматься предпринимательской деятельностью иностранными гражданами на территории Российской Федерации;

- рассмотреть вопросы  семейного и наследственного  права иностранных граждан;

- подвести итоги и  сделать соответствующие выводы  по работе.

Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан, а также судебная и арбитражная практика.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых-правоведов, посвятивших свои исследования проблемам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляет, наряду с  традиционным диалектическим методом  познания, комплекс общенаучных и  специальных методов, применяемых  в юриспруденции: логический, исторический, системно-структурный, системно-функциональный, специально-юридический.

Объект исследования составляет правовое положение иностранных граждан  в Российской Федерации.

Предметом исследования является российское законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

 Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и спецификой исследования, отвечают предъявленным требованиям. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН.

1.1. Источники  правового регулирования, общая  характеристика законодательства  о правовом положении иностранных  граждан

Законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, к настоящему моменту составляет весьма обширный объем законодательных и иных нормативных актов, не всегда согласованных между собой и содержащих не объяснимые логически изъятия из национального режима, предоставленного иностранным гражданам и лицам без гражданства в силу ч.3 ст.62 Конституции РФ (например, предоставление национального режима иностранным гражданам обусловлено наличием взаимности в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - ст. 36 Патентного закона РФ, ст.47 Закона РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров и ряда других законодательных актов в области охраны промышленной собственности; ведение архитектурной деятельности иностранцами в отсутствие международного договора, устанавливающие иные правила, разрешается только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим лицензию - ст. 10 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").

С принятием нового закона о правовом положении иностранных граждан ожидалось создание общей правовой базы, которая отражала бы правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства как совокупности прав и обязанностей публично-правового и частно-правового характера, сформированной на основе общепризнанных принципов и норм международного права. К сожалению, Закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"1 2002 года не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев.

Отмененный Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан  в СССР" 1981 года при всем его  несовершенстве достаточно точно и  полно отражал правовой статус иностранцев  в публично-правовой сфере, в которой  существуют ограничения прав иностранцев и запреты на занятие определенного рода деятельностью, и в сфере частно-правовой, в которой иностранцам предоставлен национальный режим. Порядку въезда и выезда на территорию страны и правилам пребывания иностранцев в стране в ранее действовавшем законе было уделено всего несколько статей. Вновь принятый закон, напротив, практически полностью посвящен правилам пребывания иностранцев в Российской Федерации, и не включает норм, касающихся собственно правового статуса, включенные же нормы явно недостаточны для определения правового положения или статуса. По сути, закон 2002 года - это возведенные в ранг закона правила пребывания иностранцев в России, ранее существовавшие в форме постановления правительства - Кабинета Министров СССР 1991 года.

В связи с изложенным, Закон о  правовом положении иностранных  граждан по своему содержанию направлен  не на определение их правового статуса, а на установление миграционных квот, занятости иностранцев на территории России, передвижению мигрантов, имеющих разный статус, по территории России, установлению ограничений в правах и установлению "контроля и учета" нероссийских граждан, находящихся по тем или иным правовым основаниям в России.

В законе имеется значительное число "отсылочных" норм, отсылающих не к законодательным актам, а к нормативным актам правительства, как уже принятым, так и подлежащим разработке. Таким образом, закон не будет иметь прямого действия, а "обрастет" многочисленными актами исполнительной власти. Подобная законодательная практика приведет к еще большему разбуханию правовой базы, регулирующей статус иностранцев.

В законе не содержится необходимого перечня прав, которыми наделены иностранные  граждане в России - имущественные  и неимущественные права, право  на социальное обеспечение, на труд, образование, жилище, участие в общественных организациях, на свободу совести и вероисповедание и иные права, которые и составляют статус иностранного гражданина.

Проанализируем пробелы в Законе РФ «О правовом положении иностранных  граждан», (далее Закон).

Формулировка статьи 3 Закона не соответствует п. 4 ст.15 Конституции РФ. Второе предложение данной статьи, констатирующее, что "наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации", не предусматривает приоритета норм международного права над внутренним законодательством РФ, установленным ч.4 ст.15 Конституции: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Отсутствует в ст. 3 Закона и положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что из сферы регулирования правового статуса иностранцев исключаются или, по крайней мере, не учитываются, предписания Международного билля о правах человека, Европейской конвенции о правах человека и основных свободах и другие международно-правовые нормы и принципы.

Аналогичные замечания  касаются ст.4 Закона, которая устанавливает национальный режим иностранных граждан в Российской Федерации вслед за ч. 3 ст. 62 Конституции, но при этом не содержит отсылки к международным договорам Российской Федерации.

Ст. 2 и 6 вводят новую категорию  иностранцев по сравнению с ранее  действующим законом - временно проживающие  иностранцы. К ним отнесены не только лица (следует полагать - работники-мигранты), прибывающие на территорию России в  пределах установленных квот, но и лица, находящиеся в России на иных законных основаниях. Например, родившиеся на территории РСФСР и РФ; ранее состоявшие в гражданстве СССР; нетрудоспособные родители, имеющие детей - российских граждан; супруги российских граждан. Однако для этих категорий срок, разрешающий временное проживание в России, установлен в три года. Согласно же ст. 7 закона, всем этим лицам может быть отказано в выдаче разрешения на временное проживание (либо оно может быть аннулировано) - если в течение указанных трех лет иностранный гражданин находился за пределами РФ более шести месяцев, не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения в РФ. Из указанного перечня лиц, конечно, следовало бы исключить супругов, нетрудоспособных родителей, детей нетрудоспособных родителей, поскольку для них указанные ограничения могут служить непреодолимым препятствием для дальнейшего проживания в России со всеми последствиями разрыва семейных и родственных связей и нарушением личных и имущественных прав.

Закон создает дискриминационный  режим для иностранных инвесторов, лишая их права на проживание в  России, если размер их инвестиций окажется в какой-то момент времени ниже установленного правительством уровня (подпункт 5 п.3 ст.7).

Пункт 5 ст.5, п.6 ст.6, п.3 ст.8, а равно ст. 31 не содержат указаний на защиту в суде принадлежащих иностранным  гражданам личных, имущественных, семейных и иных прав, а также на обжалование  в суде неправомерных действий должностных лиц, отказывающих в выдаче разрешений на временное пребывание, проживание или постоянное проживание иностранных граждан в России. Закон вообще лишь в двух статьях (п.9 ст.31 и п.5 ст.34) упоминает решение суда, но лишь применительно к содержанию в специально отведенных помещениях органов внутренних дел лиц, подлежащих депортации. Тем самым нарушаются законные права иностранных граждан на судебную защиту, предусмотренную Конституцией РФ и иным действующим законодательством.

Закон оперирует словосочетанием "режим пребывания (проживания)" иностранных граждан (п.7 ст.7, п.7.ст.9), который в прямом понимании создает впечатление, что все иностранцы в России находятся в некой "режимной зоне", а не в свободной демократической стране. Само понятие "режима пребывания" законом не разъясняется и позволяет административным органам самым широким образом его толковать, что может, и, скорее всего, приведет к массовому нарушению прав граждан. При этом, как отмечалось в п.4 заключения, иностранные граждане лишены судебной защиты своих прав и возможности обжаловать действия должностных лиц в суде.

Информация о работе Положение иностранных граждан в РФ