Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. 7
1.1. Источники правового регулирования, общая характеристика законодательства о правовом положении иностранных граждан 7
1.2. Общая характеристика правоспособности и дееспособности иностранных граждан 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ. 24
2.1. Правовые основания пребывания иностранных граждан в России 24
2.2. Трудовые права иностранцев 36
2.3. Право иностранных граждан заниматься предпринимательской деятельностью 58
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 66
3.1. Основания заключения и расторжения брака иностранных граждан 66
3.2. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 76
3.3. Вопросы усыновления 77
3.4. Наследственные права иностранцев и защита наследственных прав 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 97
В своей жалобе гражданин Украины Х. оспаривает конституционность вышеназванных норм в соответствии, с которыми в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также, если иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), то разрешение на временное проживание ему не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется. По этому же основанию иностранному гражданину не выдается и вид на жительство, а ранее выданный вид на жительство аннулируется.
По материалам дела гражданин Украины Х. имеет заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. В 2003 году он заключил брак с гражданкой Российской Федерации, в 2004 году у них родилась дочь, имеющая в настоящее время гражданство Российской Федерации; обе они постоянно проживают в городе Москве.
По мнению заявителя, вышеуказанные нормы законов нарушают его права проживать совместно с семьей, заботиться о ребенке и воспитывать его, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливают дискриминационные правила, нарушающие баланс прав и свобод человека в демократическом обществе.
Для того чтобы получить разрешение на временное проживание необходимо представить помимо указанных в законе документов и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
В случае представления заявителем данных о наличии у него ВИЧ-инфекции неизбежно будет инициирована процедура его депортации из Российской Федерации, последствием чего в силу статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» станет запрет на въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня депортации, о чем будет проставлена соответствующая отметка в документе, удостоверяющем личность.
В то же время такие международные акты как Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 года), Руководящие принципы по обеспечению уважения прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом (приняты второй Международной консультацией по ВИЧ/СПИДу и правам человека, созванной Верховным комиссаром ООН по правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Женеве 23 - 25 сентября 1996 года), Конвенция о правах ребенка, (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года) устанавливают, что международное право гарантирует право на равную защиту закона и свободу от дискриминации по каким бы то ни было признакам - таким как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение, что семья признается основной ячейкой общества и что при рассмотрении заявлений на въезд в страну гуманитарные соображения, такие как воссоединение семьи и необходимость в убежище, должны превалировать над экономическими и что ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка.
Исходя из вышесказанного, Конституционный Суд Российской Федерации определил, что:
«при наличии коллизии
между равно защищаемыми
Правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 года №155-О «По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Не лишнее отметить, что все вышеперечисленные основания не только являются определяющими при решении вопроса о временном проживании иностранцев в России, но исключают возможность ходатайствовать о гражданстве Российской Федерации.
Постановлением правительства
РФ от 1 ноября 2002 года №789 утверждено «Положение
о выдаче иностранным гражданам и лицам
без гражданства разрешения на временное
проживание» и поручено МВД РФ утвердить
образец отметки о разрешении на временное
проживание, проставляемой в документе,
удостоверяющем личность иностранного
гражданина (лица без гражданства), и образец
бланка разрешения на временное проживание,
выдаваемого лицу без гражданства.
Следует обратить внимание на некоторые
весьма существенные моменты этого документа.
В частности, если заявитель намерен получить в пределах
квоты, определенной правительством РФ,
разрешение на временное проживание для
себя и совместно проживающих с ним членов
семьи, он должен сообщить об этом в заявлении.
Последнее не принимается к рассмотрению
если иностранный гражданин удостоверяет
свою личность документом, выданным в
связи с его служебной или профессиональной
деятельностью, в том числе паспортом
моряка или документом, срок действия
которого менее 6 месяцев.
К заявлению прилагается значительный
перечень документов, которые удостоверяют
личность и гражданство иностранца, наличие
или отсутствие судимости, наличие средств
обеспечивающих заявителю и членам его
семьи при проживании в РФ прожиточный
минимум, или документ, свидетельство
о браке и др.
Как мы уже отмечали выше, срок рассмотрения заявления
не должен превышать 6 месяцев со дня его
подачи со всеми необходимыми и надлежащим
образом оформленными документами. Соответствующий
орган внутренних дел обязан в месячный
срок со дня принятия решения направить
уведомителю заявление с указанием номера
и даты его принятия, а при отрицательном
решении – основание отказа. Что касается
уведомления о решении, принятом органом
внутренних дел по заявлению, поданному
за границей, то оно направляется в МИД
РФ для последующего информирования заявителя.
Решение органа внутренних дел о выдаче
иностранцу разрешения на временное проживание
является основанием для оформления ему
дипломатическим представительством
или консульским учреждением РФ визы для
въезда в Российскую Федерацию.
Постоянное проживание. Закон года предусматривает,
что в течении срока действия разрешения
на временное проживание и при наличии
законных оснований иностранному гражданину
по его заявлению может быть выдан вид
на жительство.
В соответствии с Законом « вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждении их прав на проживание в Российской Федерации, а также их право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность» (ст. 2).
Выдача этого документа
и является разрешением на постоянное
проживание в России. Соответствующее
заявление о выдаче вида на жительство
подается в территориальный орган МВД РФ не позднее,
чем за 6 месяцев до истечения срока действия
разрешения на временное проживание.
Необходимо напомнить, что разрешение
на временное проживание, выдаваемое территориальными
органами МВД РФ по месту предполагаемого
проживания иностранца, он может получить
и в России, и за границей. Что же касается
решения о постоянном проживании, его
можно получить только имея место жительства
в России. К этому необходимо добавить,
что закон об иностранцах 2002 года гласит:
«До получения вида на жительство иностранный
гражданин обязан прожить в Российской
Федерации не менее одного года на основании
разрешения на временное проживание»
(ч. 2 ст.8).
Вид на жительство иностранному гражданину
выдается на срок действия его документа,
удостоверяющего личность, но не более
чем на 5 лет. По окончании действия вида
на жительство данный срок по заявлению
иностранного гражданина может быть продлен
на пять лет. Количество продления срока
действия вида на жительство не ограничено.
Вид на жительство содержит следующие
сведения: фамилию, имя (написанные буквами
русского и латинского алфавитов), дату
и место рождения, пол, гражданство иностранца,
номер и дату принятия решения о выдаче
вида на жительство, наименование органа
исполнительной власти, выдавшего виды
на жительство. Вид на жительство оформляется
в виде документа установленной формы.
Рассматриваемый закон (ст.
9) содержит основания для отказа
в выдаче либо аннулировании ранее
выданного вида на жительство. Эти
основания аналогичны тем, которые
применяются при отказе в выдаче либо аннулировании
разрешения на временное проживание.
К изложенному следует добавить, что постановлением
Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №794
утверждено «Положение о выдаче иностранным
и лицам без гражданства вида на жительство».
Это положение в соответствии
с пунктом 5 статьи 8 Закона об иностранцах
2002 года определяет порядок выдачи
иностранным гражданам, а также
лицам без гражданства вида на
жительство. Вид на жительство выдается
иностранному гражданину (лицу без
гражданства) территориальным органом внутренних
дел по месту проживания на основании
письменного заявления, поданного в орган
внутренних дел дееспособным иностранным
гражданином (лицом без гражданства). Лицу
не достигшему 18-летнего возраста, вид
на жительство выдается на основании письменного
заявления, поданного одним из родителей
или законным представителем.
К заявлению прилагаются те же документы,
что и при получении документа на временное
проживание.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. В 14-дневный срок со дня принятия решения орган внутренних дел обязан направить заявителю уведомление о нем с указанием номера и даты его принятия, а при отрицательном решении – основания отказа.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Однако иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и оставшемуся сиротой, может быть выдан вид на жительство. В документе удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство.
В случае утраты вида на жительство иностранный гражданин (лицо без гражданства) должны в 10-дневный срок представить в органы внутренних дел фотографию и заявление о выдаче вида на жительство в замен утраченного с указанием обстоятельств утраты. Представление каким-либо иных документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты выдается дубликат вида на жительство.
Право на свободный труд и занятие отдельными видами трудовой деятельности реализуется иностранцами в России не только в качестве предпринимателей, но и как наемных работников.
По Закону «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» (далее
Закон) заказчиком работ (услуг) является
физическое или юридическое лицо, получившее
в установленном порядке разрешение на
привлечение и использование иностранцев
и использующие их труд на основании заключения
трудового или гражданско-правового договора.
Порядок заключения трудового договора
с иностранцами определяется соответствующими
положениями действующего в Российской
Федерации трудового законодательства,
а гражданско-правового договора – нормами
гражданского права.
Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности». А в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В ст. 13 «Условия участи иностранных граждан в трудовых отношениях» Закона эти две нормы Конституции РФ своеобразно переплелись. Часть 1 этой статьи гласит: «Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, с учётом ограничении, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона,
работодателем является физическое
лицо или юридическое лицо, получившее
в установленном порядке
По Закону заказчиком работ (услуг) является
физическое или юридическое лицо, получившее
в установленном порядке разрешение на
привлечение и использование иностранных
работников и использующее труд иностранных
работников на основании заключённых
с ними гражданско-правовых договоров
на выполнение работ (оказание услуг).
В качестве заказчика работ (услуг) может
выступать в том числе иностранный гражданин,
зарегистрированный в качестве индивидуального
предпринимателя.
Итак, как российские граждане, так и иностранные
юридические лица и граждане могут выступать
в РФ по отношению к иностранцам в качестве,
во-первых, работодателей, во-вторых, заказчиков
работ (услуг). Разница состоит в том, что
первом случае возникают трудовые правоотношения
со всеми вытекающими последствиями, включая
не только выплату зарплаты, но и отчисления
в соответствующие фонды, выдачу пособия
по временной нетрудоспособности и т.д.;
во втором случае заказчик не несёт какого-то
бремени, вытекающего из трудового правоотношения,
хотя также вносит налоговые и иные необходимые
платежи.