Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. 7
1.1. Источники правового регулирования, общая характеристика законодательства о правовом положении иностранных граждан 7
1.2. Общая характеристика правоспособности и дееспособности иностранных граждан 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ. 24
2.1. Правовые основания пребывания иностранных граждан в России 24
2.2. Трудовые права иностранцев 36
2.3. Право иностранных граждан заниматься предпринимательской деятельностью 58
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 66
3.1. Основания заключения и расторжения брака иностранных граждан 66
3.2. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 76
3.3. Вопросы усыновления 77
3.4. Наследственные права иностранцев и защита наследственных прав 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 97
Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является. Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву.
Постоянно проживающие
в РФ иностранные граждане и лица
без гражданства могут быть признаны
в РФ недееспособными или
В договорах о правовой помощи, заключенных
с другими странами, дееспособность физического
лица обычно определяется по закону его
гражданства.
Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие
же имущественные и личные неимущественные
права, что и российские граждане. Эти
права должны осуществляться ими таким
же образом, как и российскими гражданами.
Реализация указанных прав должна соответствовать
их назначению в обществе.
Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом. Характерные примеры дает в этом отношении судебная практика.
По иску Л. Гриневой к французскому гражданину А. Реве, проживающему во Франции, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 10 мая 2005 г. признала, что иностранец может владеть и распоряжаться принадлежащим ему домом в Москве на тех же основаниях, что и российский гражданин, и что такое право не обусловлено проживанием его в России.
Иностранец-собственник
имеет право истребовать по суду
вещи из незаконного владения лица, удерживающего их у себя.
Таким образом, в отношении права собственности
иностранцев действует принцип национального
режима. На иностранцев распространяются
все общие правила нашего законодательства
о собственности граждан. Это касается
круга предметов, которые вообще могут
принадлежать иностранцам, и пределов
осуществления иностранцами их права
собственности. Установленные в этом отношении
правила законодательства должны соблюдаться
на территории РФ всеми лицами, в том числе
иностранцами. Так, если иностранец везет
в РФ оружие, то ни законность приобретения
оружия за рубежом, ни правомерность владения
им, когда он жил в другой стране, не являются
основанием для владения оружием в РФ.
Иностранец может владеть оружием в РФ
лишь при выполнении условий, установленных
нашим законодательством.
Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, согласно ст. 1084 ГК РФ, из факта причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданина или организации возникает обязательство по возмещению вреда. Такое обязательство возникает и в случае причинения вреда иностранцам (см. ст.1219 ГК РФ). Осуществление прав, предоставленных в РФ иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев, находящихся на территории РФ, сформулировано в Конституции РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон): «временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание».
В свою очередь, разрешение на временное проживание представляет собой подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.
Право на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (пункт 1 статьи 2 Закона).
Если иное не установлено Законом разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положением пункта 2 статьи 6 Закона Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое количество разрешений к выдаче):
«по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан».
Без учета квоты допускается выдача разрешений на временное проживание в Российской Федерации следующим категориям иностранных граждан:
- родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории Российской Федерации;
- признанным нетрудоспособными и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
- имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
- состоящим в браке с гражданами Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
- осуществившим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
- поступившим на военную службу на срок военной службы;
- прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следует обратить внимание на то, что в Закон внесены изменения в пункт 3 статьи 6. Теперь без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Согласно ст. 5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. В тех случаях, когда иностранец прибыл в порядке, не требующем визы, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Разумеется, иностранец
должен покинуть пределы России по
истечении срока действия визы или
срока, установленного Законом, если на
момент истечения указанных сроков
им не получено разрешение на продление
срока пребывания либо разрешения на
временное проживание.
Срок временного пребывания может быть
соответственно продлен либо сокращен
в случаях, если изменились условия или
перестали существовать обстоятельства,
в связи с которыми иностранцу был разрешен
въезд в Российскую Федерацию. Решение
в этом плане принимает МИД РФ или МВД
РФ либо его территориальные органы (министерства
внутренних дел республик, управления
внутренних дел других субъектов РФ).
Срок временного пребывания иностранного
гражданина, прибывшего в Россию в безвизовом
порядке, и заключившего трудовой договор
или гражданско-правовой договор на выполнение
работ (оказание услуг) с соблюдением требований
Закона об иностранцах 2002г., продлевается
на срок действия заключенного договора,
но не более чем на один год, со дня въезда
иностранного гражданина в Российскую
Федерацию. Решение о продлении принимается
территориальным органом МВД, о чем делается
отметка в миграционной карте.
Временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Квота на выдачу иностранцам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается правительством РФ по предложениям органов исполнительной власти субъекта РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Без учета указанной квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
2) признанному недееспособным и имеющем дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
3) имеющему хотя бы
одного нетрудоспособного
4) состоящему в браке
с гражданином РФ, имеющим место
жительства в Российской
5) осуществляющему инвестиции в РФ в размере, установленным Правительством России;
6) в иных случаях,
предусмотренных Федеральным
Иностранный гражданин, временно пребывающий
в РФ, подает заявление о разрешении временного
проживания в территориальный орган МВД
по месту предположительного временного
проживания этого гражданина. Этот орган
в шестидневный срок выдает иностранному
гражданину разрешение на временное проживание
либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Иностранный гражданин, находящийся в
стране своего постоянного проживания,
заявление подает в дипломатическое представительство
и консульское учреждение РФ в своей стране.
Это заявление пересылается дипломатической
почтой в территориальный орган МВД РФ
по месту предполагаемого временного
проживания иностранца, и только после
этого орган в названный срок разрешает
временное проживание либо отказывает
в таковом.
Территориальный орган МВД РФ при рассмотрении
заявления направляет запрос в органы
безопасности, службу судебных приставов,
налоговые органы, органы социального
обеспечения, органы здравоохранения,
органы миграционной службы и другие заинтересованные
органы, которые в 2- месячный срок со дня
поступления запроса представляют информацию
о наличии либо отсутствии обстоятельств,
препятствующих выдаче иностранцу разрешения
на временное проживание.
В случае отказа повторное заявление может
быть подано не ранее чем через один год
со дня отклонения предыдущего заявления.
Разрешение на временное проживание –
это документ содержащий определенные
сведения: фамилию, имя (написанные буквами
русского и латинского алфавитов), дату
и место рождения, пол, гражданство иностранного
гражданина, номер и дату принятия решения
о выдаче разрешения, срок его действия,
наименование органа, выдавшего разрешение.
Ст. 7 Закона содержит основания отказа
о выдаче либо аннулирования разрешения
на временное проживание, если данный
иностранный гражданин:
• выступает за насильственное
изменение основ
• финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
• в течении пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
• представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
• осужден вступившим в силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
• имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
• неоднократно (два или более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
• не может представить доказательства возможности содержания себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
• по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
• выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
• находится за пределами РФ более шести месяцев;
• заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным.
Отметим, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года №188 был утвержден «Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 года №155-О «По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обжаловалось нарушение конституционных прав заявителя пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» рассматривался вопрос обжалования нарушения конституционных прав заявителя пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».