Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 18:59, курсовая работа
Актуальность темы. Механизм государства представляет собой сложную правовую категорию. Совокупность органов, объединенных в единое целое, не случайно названы механизмом государства. Этим подчеркивается то обстоятельство, что каждый орган является составной частью единого целого, что каждый орган - часть необходимая, что только взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей являются условием эффективного функционирования всего механизма.
На основе знаний о механизме государства можно получить четкое представление о государственных органах, о принципах организациях и деятельности государственного аппарата.
Таким образом, проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его механизм действовал четко, слаженно и эффективно.
Итак, как уже говорилось выше механизм Российского государства - это система взаимосвязанных объединенных общими принципами государственных органов, осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
В связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляет президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ.
Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, так как все государственные органы осуществляют единую власть народа и опираются на одни и те же принципы образования деятельности - демократизм, законности, разделения властей, субординации, координации, федерализма и профессионализма10.
Итак, профессионализм. Качество работы механизма государства зависит от работы персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты). Поэтому, еще раз повторюсь, что привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша практика, приводит к негативным последствиям. Дилетанты в практической деятельности выражаются как не имеющие необходимых знаний в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий последствия принимаемых решений. Таким образом, для совершенствования государственного аппарата нам необходимо привлекать к работе профессионалов (людей, знающих свое дело), соблюдающих этические нормы.
Несмотря на то, что умелое использование принципа разделения властей обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль, предостерегает против незаконного захвата власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы механизма государства, несмотря на все имеющиеся проблемы.
Принцип федерализма оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации.
Субординация и координация - четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможно без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикале и деловой координации по горизонтали. Дисциплина скрепляет целостность и работоспособность. Также хочу еще раз подчеркнуть, что для гражданского общества и механизма государства ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. отчуждение граждан от власти ведет к противостоянию и ослабляет государственный механизм.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что механизм государства - это целостная иерархическая система всех государственных организаций, которые практически осуществляют задачи и функции государства. Механизм является структурным и предметным воплощением государства, это его постоянно функционирующее выражение.
Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. Поскольку механизм создается для выполнения функций государства, именно им в этой связи придается решающая роль. Строение механизма государства зависит от того, какие функции берет на себя государство.
Структура механизма государства состоит из государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений. Целостность государственного механизма обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, предприятий и учреждений, общими целями.
Между составляющими элементами механизма государства существует иерархический связь: различные органы и учреждения занимают неодинаковое место в государственном механизме. Только органы государства наделяются властными полномочиями, с помощью которых происходит управление делами общества.
Государственный орган - это составной элемент механизма государства, который непосредственно осуществляет функции государства и наделенный властными полномочиями. Государственные органы взаимосвязаны отношениями субординации. Система всех государственных органов составляет аппарат государства.
Государственные предприятия (предприятия государственной формы собственности) основываются для осуществления хозяйственной деятельности с целью производства необходимой государству продукции, выполнение различных работ и оказания различных услуг для удовлетворения потребностей общества.
Государственные учреждения - это государственные организации, которые осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: социальной, культурной, образовательной, в сфере здравоохранения и тому подобное.
Таким образом, государственные предприятия и учреждения подчиняются государственным органам и осуществляют соответствующие функции государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или в сфере нематериального производства, выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки (учреждения). Государственные учреждения и предприятия, в отличие от государственных органов, не являются носителями государственной власти.
Нормативные правовые акты
Основная литература
1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 169
2 Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства // Под общ. Ред. Д. Ю. Н. Проф. Венгеров А. В. М., 2009. С. 132-138
3 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. для вузов. – М.: Юрид. Литература, 2011. С. 165
4 Степанов О.А. Принципы, основы и предпосылки развития эффективного государства. / Современное право №4, 2008. С 301
5 Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. -М.-РАГС, 2009. С. 161
6 Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - СПб. Литер, 2009. С. 238
7 Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. М.: Изд-во РАГС,2008. С. 129
8 Волошин В. С. Государственное управление экономикой в зарубежных странах. М.: РИЦ Академии Управления, 2010. С. 349
9 Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2011. С. 241
10 Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. М., 2011. С. 147