Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 18:59, курсовая работа
Актуальность темы. Механизм государства представляет собой сложную правовую категорию. Совокупность органов, объединенных в единое целое, не случайно названы механизмом государства. Этим подчеркивается то обстоятельство, что каждый орган является составной частью единого целого, что каждый орган - часть необходимая, что только взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей являются условием эффективного функционирования всего механизма.
На основе знаний о механизме государства можно получить четкое представление о государственных органах, о принципах организациях и деятельности государственного аппарата.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Очное отделение
Кафедра государственно - правовых дисциплин
Учебная дисциплина – теория государства и права
Курсовая работа
Механизм государства
(для специалистов)
Юриспруденция
Балаково – 2014
Оглавление
Актуальность темы. Механизм государства представляет собой сложную правовую категорию. Совокупность органов, объединенных в единое целое, не случайно названы механизмом государства. Этим подчеркивается то обстоятельство, что каждый орган является составной частью единого целого, что каждый орган - часть необходимая, что только взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей являются условием эффективного функционирования всего механизма.
На основе знаний о механизме государства можно получить четкое представление о государственных органах, о принципах организациях и деятельности государственного аппарата.
Механизмом государства, как правило, считается система органов государственной власти (аппарат государства) и других основных институтов государства. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Повышение эффективности системы управления выдвигает на первый план такие направления его модернизации как: совершенствование законодательной деятельности, направленной на повышение качества, социальной эффективности и результативности управления; внедрение новых информационных и социальных технологий, нацеленных на развитие взаимодействия разных структур государственного управления с субъектами гражданского общества, рост социальной организованности и доверия к органам власти; укрепление кадрового потенциала, ориентированного на рост профессионализма, компетентности и социальной ответственности; внедрение современных методов управления, нацеленных на реализацию социального капитала, развитие инициативы и творчества социальных субъектов. К основным механизмам модернизации государственного управления относятся: развитие взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества на основе демократизации политической системы; совершенствование взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов по пути децентрализации управленческой деятельности и роста самостоятельности низовых звеньев управления; развитие государственно-частного партнерства на основе равноправных отношений и социально-значимых проектов.
Цель исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы рассмотреть особенности и понятие механизма современного российского государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства.
Государственная власть
Власть реализуется в
В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы.
Различие заключается в том,
что в понятие «механизм
Если политический режим
выражает содержание
Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.
Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.
Современное государство — скорее механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, чем «аппарат насилия одного класса над другим».
Структура механизма
Элементом (ячейкой) механизма
государственной власти
Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства».
Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.
Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.
Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.
Механизм государства
♦ Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.
♦ Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоящих. Взаимоотношения между государственными органами могут строиться как на началах координации (между Федеральным Собранием - парламентом РФ и законодательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).
Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.
♦ Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.
♦ Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения – «силовые структуры»: армия; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.
♦ Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».
Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представители государственной власти
Как уже было отмечено ранее, важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.
В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.
Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, который выступает в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ). Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и в этом смысле является неделимым.
Разделение властей может рассматриваться в двух аспектах: как разделение управленческого труда и как распределение объема властных полномочий.
В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью.