Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, диссертация
В международной торговле в соответствии с условиями контрактов применяются самые разнообразные формы расчетов - в виде авансовых платежей, в порядке инкассо или акцепта векселя, чеками, с аккредитивами и т.д. Как видим расчеты могут осуществляться как посредством денежных средств, так и ценных бумаг (векселей и чеков). На практике сложились типовые формы и условия отдельных видов расчетов, учитывающих разнообразные варианты отношений и взаимные интересы участников международных торговых контрактов, которые нашли свое отражение в унифицированных международных актах различной правовой природы.
Введение........................................................................................стр.4
Глава 1. Источники правового регулирования расчетных правоотношений.........................................................................стр.15
1.1.Источники международно-правового регулирования расчетных правоотношений.........................................................................стр.15
1.2 Источники национально-правового регулирования расчетных правоотношений.........................................................................стр.29
1.3. Соотношение источников ..................................................стр.43
Глава 2. “ Формы международных расчетов “........................стр.51
2.1. Аккредетивная форма расчетов..........................................стр.51
2.2. Инкассо..................................................................................стр.73
2.3. Банковский перевод, чек, вексель.......................................стр.80
2.4. Расчеты по открытому счету...............................................стр.93
Глава 3. “Особенности и коллизии применения в международ-
ной практике форм расчетов в договоре купли-продажи”...стр.102
3.1. Значение языка договоров и планирование пересмотра соглашения....................................................................................стр.102
3.2. Регулирование документированного аккредитива и международные документированные сделки
купли-продажи. .................................................... .......................стр.104
3.3. Проблемы регулирования компенсационного, револьверного
и резервного аккредитивов в международной практике...........стр.112
3.4. Унификация форм расчетов в международном торговом
праве................................................................................................стр.115
3.5. Гражданско-правовая ответственность в расчетных
отношениях....................................................................................стр.120
Глава 4. “ Совершенствование форм расчетов международного договора купли-продажи “.......................................................стр.152
4.1. Особенности безналичных расчетов в электронной
форме.............................................................................................стр.152
4.2. Виды нарушений договорных обязательств при расчетах
в электронной форме...................................................................стр.161
4.3. Обман, ошибки, неправильная обработка инструкций по переводу средств и связанная с этим ответственность............стр.170
4.4. Возможные меры по предотвращению ошибок................стр.179
4.5. Особые случаи коллизий в отношении приоритета..........стр.190
5. Заключение...............................................................................стр.202
Библиография...............................................................................стр.205
Быстрый рост количества
строительных контрактов “под ключ"
(например, на строительство
Правительства стран третьего мира обычно требуют финансовых гарантий того, что иностранные (фирмы, осуществляющие проекты "под ключ", будут делать это компетентно и в соответствии с контрактом. Достаточной гарантией могут быть банковские облигации, гарантирующие выплаты в случае невыполнения условий договора, но банкам США запрещена выдача таких облигаций. Однако они нашли альтернативный вариант — резервный аккредитив ("стенд бай"). По его условиям подрядчик (плательщик) заключает договор с (выдающим аккредитив) банком об открытии безотзывного аккредитива в пользу правительства страны третьего мира (бенефициара) с условием платежа по предъявлению определенных документов или даже по простому требованию (по первому требованию) бенефициара, как это делается в случае чистого аккредитива (названного "самоубийственным аккредитивом"). Этот вариант - почти зеркальное отражение аккредитива в случае документированной сделки купли-продажи. В случае резервного аккредитива плательщик — это подрядчик (по своему положению он больше похож на продавца, чем на покупателя), бенефициар - это покупатель (не продавец), а документы не дают контроля над товарами и не имеют независимого значения. Требуемая обычно документация -—- справка бенефициара о том, что подрядчик не выполняет своих обязательств по контракту, либо о том, что он не вернул аванс.
Вследствие смены правительства в Иране в 1979 году повышенное внимание уделялось тому, что бенефициар по резервному аккредитиву может потребовать платежей на основаниях, которые можно охарактеризовать как "недобросовестные", либо на иных “произвольных" основаниях или по крайней мере не на основании преднамеренного неисполнения подрядчиком контракта (например, возможно, по причинам, возникшим вследствие восстания населения). Плательщики по аккредитивам в США утверждают, что необходимо использовать исключение из связанности выдавшего аккредитив банка платить по нему на основании "мошенничества при заключении сделки для блокирования платежей. Несколько судов отказалось издать
постановление о запрещении таких платежей по причине недостаточности доказательств о мошенничестве 43,либо потому, что плательщик хотел расширения понятия мошенничества .
Другие суды пожелали издать запретительный приказ с уведомлением, в соответствии с которым выдавший аккредитив банк должен уведомить плательщика (обычно за 10 дней), прежде чем переводить деньги бенефициару по резервному аккредитиву, предъявившему требование платежа .
Однако еще одни суды издавали предварительные запретительные приказы с неограниченным сроком действия, что и делалось в случае неиранских дел.
Некоторые авторы-юристы выражают сомнение в том, распространяются ли или следует ли распространять традиционные нормы о “принципе независимости” сделки с аккредитивом на сделки с резервным аккредитивом в свете того факта, что последние не гарантируют экспортеру (плательщику) оплату отгружаемых товаров, а лишь выполняют главным образом неплатежную функцию гарантии для импортера (бенефициара) относительно платежа в случае, если экспортер не произведет поставок по договору (услуг и сырья). Дальнейшее использование запретительных приказов с уведомлением может стимулировать дискуссии о правовых нормах, которые должны применяться к резервным аккредитивам.
В настоящее время все правовые нормы, регулирующие аккредитивы, пересматривают. Причина в первую очередь в появлении резервных аккредитивов и в попытках применить к ним существующие нормы. Такие попытки часто ведут к несоответствующим результатам, что и порождает пересмотр норм. Была создана комиссия по переработке статьи 5 ЕКК, Международная торговая палата перерабатывает свой документ от 1983 года о торговых обычаях в использовании аккредитивов, и Комиссия ООН (ЮНСИТРАЛ) рассматривает единообразный закон о гарантиях и аккредитивах. Не следует ожидать больших изменений в правовых нормах, регулирующих документированные аккредитивы, будут лишь разработаны новые нормы для резервных аккредитивов.
3.3. Унификация форм
расчетов в международном
Мандатом Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) предусмотрены унификация и гармонизация международного торгового права. Цель такой унификации — сокращение юридических препятствий в международной торговле. Хотя существуют и Другие международные организации, решающие аналогичные задачи, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1966 году ЮНСИТРАЛ как глобально представительную организацию в составе представителей всех географических регионов и всех правовых систем, в том числе социалистических и капиталистических стран, и как развитых, так и менее развитых стран.
ЮНСИТРАЛ подготовила четыре законодательных документа по своей программе унификации международного торгового права. Один из них — Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (КМКНТ, или Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров), о которой будет говориться ниже. Второй документ — Конвенция о сроке исковой давности в международной купле-продаже товаров, принятая в Нью-Йорке в 1974 году. Эта Конвенция устанавливает общий срок исковой давности, равный четырем годам, и стремится устранить разницу между сроком исковой давности по общему праву (прекращение прав на предъявление иска по нормам процессуального права) и этим же сроком по гражданскому праву (регулирование таких вопросов по нормам материального права). Протокол 1980 года привел в соответствие положения этой конвенции с положениями КМКПТ.
Третий законодательный документ — Конвенция ООН о морских перевозках грузов 1978 года, именуемая также Гамбургскими правилами, которая регулирует международные коносаменты. Гамбургские правила представляют собой пересмотренные Гаагские правила (Брюссельская конвенция 1924 года), на которые существенное влияние оказало участие в их разработке менее развитых стран, что не имело места в Брюсселе в 1924 году.
В августе 1987 года ЮНСИТРАЛ приняла Конвенцию о международных переводных векселях и международных простых векселях, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году. Эта конвенция содержит положения о новом (факультативном оборотном документе, который можно приспособить к использованию в разных внутригосударственных банковских и правовых системах, в том числе по правилам Единообразного коммерческого кодекса, английского Вексельного акта и гражданско-правового Единообразного вексельного закона (Женевские конвенции 1930 и 1931 годов).
Кроме того, ЮНСИТРАЛ приняла Арбитражные правила ЮНСИТРАЛ 1976 года, под юрисдикцию которых подпадают, например, торговые контракты между США и СССР. Правовые принципы составления международных контрактов промышленного строительства, которые широко использовались в проектах развития менее развитых стран даже до их окончательного принятия ЮНСИТРАЛ вследствие их продуманной сбалансированности, справедливости и четкой детализации. ЮНСИТРАЛ продолжает свою традицию содействия унификации в севере платежей и перевода денежных средств, взявшись за разработку типового закона об электронных переводах денежных средств (ЭПДС). В этой работе ей, возможно, не придется устранять разрыв между разными правовыми системами, поскольку она начнет ее до принятия национальных законов об ЭПДС какой-либо из стран-участниц. Однако, добиваясь унификации и гармонизации в этой области, ей придется выбирать между радикально противоположными подходами.
В состав ЮНСИТРАЛ входят тридцать шесть государств-членов, и почти столько же государств участвуют в ее заседаниях в качестве наблюдателей, как наблюдатели участвуют и международные организации (например, МТК - Межштатная торговая комиссия, МВФ). Решения принимаются консенсусом ее членов и наблюдателей, а не голосованием. Таким образом, этот процесс требует компромиссов и убеждения, а не разделения на группы; аргументы обычно носят не политический или диалектический характер, а прагматический, примерно так, как оно должно быть на хорошем семинарском занятии в юридическом вузе. Достижение консенсуса делает продвижение вперед мучительно медленным, но слишком уж велики трудности гармонизации правовых систем развитых и менее развитых стран, капиталистических и социалистических, а также систем общего и гражданского права. Кроме того, достижение такого консенсуса помогает широкому применению результатов работы ЮНСИТРАЛ, как в случае КДМКПТ.
Как было сказано в предыдущем разделе, положения статута о мошенничествах применимы в случае, если какое-либо государство заявит оговорку в соответствии со статьей 96. Однако положения о заключении договора (статьи 14-24) составляют отдельную часть КМКПТ (часть II) и в соответствии со статьей 92 договаривающееся государство может заявить во время ратификации, что оно не будет связано частью II, хотя и будет связано остальными положениями КМКПТ. Это историческая привязка к Конвенции, вытекающая из разделения между ЕЗЗ и ЕЗМКП. Предполагается, что она не будет применяться, поскольку большинство государств, принявших ЕЗМКП, также приняли ЕЗЗ.
Хотя все первокурсники американских юридических вузов изучают оферту, акцепт и встречное удовлетворение, в других правовых системах эти три важных элемента заключения договора отсутствуют. В гражданском праве отдельных стран процесс достижения соглашения не выделен и отсутствует требование встречного удовлетворения. Как следует из изучения многих коммерческих сделок, в большинстве из них не возникает спора о встречном удовлетворении. А изучение многих судебных исков из встречного удовлетворения показывает, что только лишь немногие из них связаны с коммерческими сделками; это в основном попытки тетушек заставить племянников бросить курить. Таким образом, не удивительно, что в положениях КМКПТ о заключении договора нет требования встречного удовлетворения.
В части II КМКПТ говорится об оферте (статьи 14-17) и акцепте (статьи 18-22). По терминологии Конвенции, в статье 23 “договор считается заключенным" Остановится обязательным, “когда акцепт оферты вступает в силу". Встречное удовлетворение не нужно, как не нужны формальные требования.
Статья 14 определяет оферту исходя из трех основных требований к ней. Во-первых, это должно быть "предложение о заключении договора", что представляет собой стандартное требование. Во-вторых, она должна указывать на "намерение считать себя связанным в случае акцепта", что отличает оферту от каталога и рекламы товаров или от запросов об их покупке. Статья 14(2) развивает эту концепцию, устанавливая, что "предложение, адресованное неопределенному кругу лиц", не является офертой, "если только иное прямо не указано". В-третьих, оферта должна быть "достаточно определенной". Это положение имеет в виду только три условия договора: описание товаров, их качество и цену. Открытыми можно оставить другие условия, но не эти три. Критерии определенности не всегда ясны. Оферта тогда считается достаточно определенной, когда товары обозначены, что не требует их какого-либо определенного описания. Точно так же оферту можно считать определенной, если "в ней прямо или косвенно установлены количество и цена", хотя и не ясно, приведет ли нарушение этого критерия к установлению факта неопределенности.
Такое положение можно признать более ограничительным, чем аналогичное положение ЕКК о договорах с открытой, или гибкой, ценой (2-305), и было сделано таковым специально, так как иные договоры не признает гражданское право многих стран. Дополнения включает статья 55, но ее положения действуют только в случае, если договор уже был "юридически действительным образом заключен", что предполагает наличие вступившей в силу оферты. Однако формулировки Конвенции достаточно гибкие и могут допускать много способов назначения гибкой цены. Есть, предположительно, положение об установлении цены посредством ее индексации или по шкале надбавок и скидок, или третьей стороной. Хотя и спорно, но в последнем случае "цена будет самой низкой". Так, большой проблемой может стать приобретение запасной части, цена которой не указана. В данном случае может помочь статья 55. Оферент мог косвенно согласиться уплатить текущую цену продавца на такие товары, и статья 55 говорит о цене, которая обычно взималась в момент заключения договора.
Меньше трудностей вызывают договоры с открытым количеством, предусматривающие удовлетворение потребностей, производство и исключительные сделки. В каждом таком договоре есть предположительно "положение об установлении количества", хотя заранее невозможно указать точное количество.
По статье 16 оферта по смыслу Конвенции не может быть отозвана, если в ней указано, что она безотзывная. Занимая такую позицию. Конвенция отвергает как норму общего права о том, что оферту всегда можно отозвать, так и норму немецкого гражданского права о том, что оферта признается безотзывной, если в ней прямо не сказано, что ее можно отозвать. Этот принцип определенной “твердой оферты" сходен с положением ЕКК 2-205, только без требования иметь "подписанный документ". По статье 16 оферта может стать безотзывной в двух случаях: когда об этом есть заявление оферента и когда к ней, как к безотзывной, выражено разумное доверие адресата оферты. (Опять имеет место лишение права возражения на основании данного обещания.)