Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:02, курсовая работа
В истории становления современного государства одним из основных моментов является выработка и принятие его Конституции — Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы и обязанности граждан и т.п. Очень важно изучить, как вырабатывалась и принималась конституция, какие проблемы при этом были наиболее остры, как участвовали в этом процессе политические партии и широкая общественность. Только разобравшись в проблемах, связанных с разработкой и утверждением Конституции, можно понять, что из себя представляет то или иное государство. Рассмотрение всех указанных вопросов на опыте
3) К социальным причинам относятся: принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 года); отказ от ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы.
4) Международные причины смены Конституции 1978 года: отказ от политического и идеологического противостояния между коммунистической и западной либеральной системами, охватившее практически весь мир; резкий рост военных расходов; периодически возникающие международные кризисы (Афганская война); создание разветвлённой сети военных баз (в первую очередь, США) на территории иностранных государств; с марта 1990 по декабрь 1991 из Союза вышли тринадцать из пятнадцати республик, что привело к распаду СССР и подписанию Беловежского соглашения (образованию СНГ); 12 июня 1990 года Россия приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.
Следовательно,
необходимость конституционных
перемен назревала объективно. Требовался
новый основной закон государства, отражающий
сложившиеся в стране принципиально иные
общественные отношения по сравнению
с теми, которые навязала обществу Советская
власть.
1.2.Работа
над проектом в 1992 г. -
начале 1993 г.
В 1991 г. вряд ли было реально принять новую Конституцию РФ. Еще формировались новые концепции общественного строя Российской Федерации, вокруг них шла ожесточенная борьба, причем это была не только борьба коммунистов и демократов, зачастую и внутри демократического крыла не было единства по тем или иным проблемам. Кроме того, еще существовал СССР, поэтому многие российские нововведения наталкивались на сопротивление союзного центра (особенно в вопросах о политической структуре общества и политическом плюрализме, формах собственности и разделении полномочий между Союзом ССР и РСФСР).
В 1992 г. многие политические, социальные и государственно-правовые позиции стабилизировались. После августа 1991 г. были предприняты радикальные шаги по ослаблению коммунистического влияния в нашей стране. И то, что перестал существовать СССР, было, пожалуй, также стимулирующим фактором к принятию новой Конституции РФ - теперь уже независимого государства, субъекта международных отношений.
Весной 1992 г. планируется созвать VI Съезд народных депутатов РФ, которому предстояло решить ряд важных вопросов. Предполагалось представить на рассмотрение этого Съезда проект Конституции. В постановлении от 19 марта 1992 г. "О проекте Конституции Российской Федерации" Верховный Совет РФ предлагает продолжить доработку проекта для внесения его на VI Съезд. А постановлением от 4 апреля 1992 г. "О проекте Конституции Российской Федерации", обсудив доработанный проект, Верховный Совет решает внести его на рассмотрение VI Съезда.
Правда, это еще не означало, что на Съезде непременно пойдет речь о принятии новой Конституции. Одновременно готовился Закон об изменениях и дополнениях Конституции.
В постановлении VI Съезда "О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним" говорилось: одобрить общую концепцию конституционных реформ в РФ, положенную в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения проекта, одобренного Верховным Советом РФ. Надлежало опубликовать проект для всеобщего ознакомления, организовать его широкое обсуждение, изучение общественного мнения по принципиальным положениям проекта. Верховный Совет и Конституционная комиссия должны были завершить доработку проекта и внести его на очередной Съезд народных депутатов.
То, что по ряду исходных положений о разделении власти и роли отдельных ее ветвей не складывалось единого мнения, особенно наглядно стало к концу 1992 г. В постановлении от 5 декабря 1992 г. "О ходе экономической реформы в Российской Федерации" Съезд подтвердил решение Верховного Совета РФ о признании деятельности Правительства РФ по реализации экономической реформы неудовлетворительной .
Был подготовлен проект Закона об изменениях и дополнениях Конституции, который существенно усиливал позиции Верховного Совета в части контроля за формированием и деятельностью Правительства, а также несколько ослаблял влияние Президента на Правительство. В частности, в проекте шла речь о подотчетности Правительства Съезду и Верховному Совету, о наделении Правительства вновь правом законодательной инициативы (оно лишилось этого права 24 мая 1991 г., когда в Конституции был отражен институт Президента). Кроме того, предусматривалось, что с согласия Верховного Совета назначались бы Президентом не только Председатель Правительства, но и его первые заместители и заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, печати и информации, председатели госкомитетов по управлению государственным имуществом, антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Съезд требовал от президента кандидатуры Председателя Правительства. Президент хотел бы предложить на этот пост Е.Т.Гайдара, именовавшегося тогда и.о. Председателя Правительства, но неудовлетворительная оценка деятельности Правительства затрудняла прохождение этой кандидатуры. Президент был против согласования с Верховным Советом такого широкого круга членов Правительства, как это обозначалось в проекте поправок к Конституции. Но он сделал свой ход: 8 декабря 1992 г. выступил с предложением о том, чтобы согласие Верховного Совета, кроме кандидатуры Премьер-министра, было еще на четырех министров (как уже говорилось, это министры иностранных дел, внутренних дел, безопасности и обороны).
Поскольку
также 9 декабря принимается постановле
Как известно, Президент не согласился с мерами, которые ослабляли его положение. 10 декабря 1992 г. Президент взял слово сразу после начала работы Съезда и выступил с "Обращением к гражданам России и ко всем избирателям", в котором обвинил Съезд и Верховный Совет в том, что они тормозят реформы и пытаются взять на себя чрезмерные функции.
После непростых дебатов 12 декабря 1992 г. VII Съезд принимает постановление "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации". Он назначил на 11 апреля 1993 г. проведение всероссийского референдума не по вопросу о доверии той или иной ветви власти, а по основным положениям новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации.
Съезд поручил Верховному Совету РФ утвердить текст выносимого на референдум проекта основных положений новой Конституции, согласованный с Президентом РФ и Конституционным Судом РФ. Проект основных положений следовало опубликовать не позднее 31 марта 1993 г.
Съезд определил, что поправки к Конституции, принятые 9 декабря, - в части возможности приостановления Верховным Советом действия указов и распоряжений Президента, предоставления права законодательной инициативы Правительству и немедленного прекращения полномочий Президента по ст. 121-6 - не вступают в действие до проведения референдума.
Согласованный проект основных положений, выносимых на референдум, так и не появился. Свой вариант подготовила Конституционная комиссия. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 29 января 1993 г. проект "Основных положений новой Конституции Российской Федерации, выносимых на всероссийский референдум 11 апреля 1993 года" был им направлен в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета для рассмотрения, а также Президенту и Конституционному Суду РФ.
Со времени проведения референдума в истории разработки Конституции РФ начинается новый этап. Его определяющим моментом явилось то, что результаты референдума Президент истолковал как подтверждение большей его легитимности, чем Съезда народных депутатов: и потому, что получил доверие по первому и второму вопросам, и потому также, что за досрочное переизбрание народных депутатов высказалось гораздо больше избирателей, чем за досрочное переизбрание Президента.
Тем не менее Президент пришел к выводу, что он вправе предложить народу свой вариант Конституции, в котором были бы усилены позиции Президента как главы государства, его определяющая роль по большинству ключевых вопросов государственной жизни.
В
оперативно принятом постановлении
от 29 апреля 1993 г. "О завершении работы
над проектом Конституции Российской
Федерации" Верховный Совет предложил
Конституционной комиссии совместно с
палатами завершить до 20 мая 1993 г. доработку
и согласование с Президентом основных
положений новой Конституции РФ и направить их на
согласование субъектам РФ. Однако Президент
решил представить свой проект Конституции. Он был
опубликован 5-6 мая в большинстве газет.
II.Альтернативные
проекты новой Конституции
2.1.Проект
Президента РФ
Проект имеет следующую структуру: Преамбула. Раздел первый. Глава 1. Общие положения. Права и свободы человека. Глава 2. Граждане Российской Федерации. Глава 3. Российская Федерация. Глава 4. Президент Российской Федерации. Глава 5. Федеральное Собрание. Глава 6. Правительство Российской Федерации. Глава 7. Правосудие. Глава 8. Местное самоуправление. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Раздел второй. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Раздел третий. Переходные положения.
Из проекта, и это отметили практически все аналитики того времени, как-то выпало понятие "конституционный строй".
В главе I проекта предпринимается попытка соединить общие положения, т.е. характеристики государства, с основами статуса человека в России. В ч. 1 ст. 1 говорится, что Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы (можно видеть здесь влияние проекта РДДР).