Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Термин «конституция» (от латинского constitute - установление, устройство) имеет многовековую историю, был известен еще в Древнем Риме. Идея конституции как основного закона государства, устанавливающего основы организации и правового положения личности, зародилась лишь в новое время, в эпоху борьбы буржуазии и народных масс против феодализма.
Термин «конституция» (от латинского constitute - установление, устройство) имеет многовековую историю, был известен еще в Древнем Риме. Идея конституции как основного закона государства, устанавливающего основы организации и правового положения личности, зародилась лишь в новое время, в эпоху борьбы буржуазии и народных масс против феодализма.
Сущность конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции, либо внесение в нее изменений и дополнений осуществляется классом, пришедшим к экономической и политической власти. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.
В истории Российской Федерации насчитывается пять официально принятых конституций соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года, а также Конституции СССР 1924, 1936, 1977 годов. Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.
Цель моей работы: изучить развитие Конституции Российской Федерации.
Проект Конституции М. М. Сперанского.
Сперанский был сторонником умеренных буржуазных преобразований, он полагал, что конституция должна быть введена сверху. Выдвигая желательность введения в России конституции сверху, Сперанский в осторожной форме осуждал крепостничество.
По проекту конституции, разработанному Сперанским, власть царя должна была ограничиваться Государственной думой. Царь сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, законодательную инициативу, контроль за проведением в жизнь законов, контроль за деятельностью суда и других органов государственной власти. Его компетенция в исполнительной власти, несомненно, очень широка. Он решает вопросы войны и мира, вопросы внешней политики. При царе существует Государственный совет, сенат и комитет министров.
Государственная дума должна являться законодательным органом, который будет рассматривать законы, вносимые царем. Выборы в думу должны были быть четырехстепенными. Право выборов ограничивалось наличием собственности. Помещичьи крестьяне, домашние слуги, ремесленники избирательных прав лишались.
Сперанский требовал издания законов, которые ограждали бы «безопасность лиц и имущества», что свойственно буржуазным конституциям.
Что касается местного управления, то Сперанский считал необходимым введение губернских, окружных и волостных дум с ограниченными функциями.
Выдвигая положение о необходимости введения в России конституции, Сперанский стремился обосновать это положение историческими ссылками. Он говорил, что еще во времена Алексея Михайловича наметились некоторые формы конституционных органов в лице земских соборов. Петр I хотя и не вводил конституционных форм, но много сделал в этом направлении тем, что открыл дорогу наукам, просвещению, торговле, промышленности.
Во время царствования Екатерины II были налицо временные зачатки конституционных органов в лице екатерининских комиссий, но они не развились в конституционные органы, так как тогда не было соответствующих условий. Льстя Александру I, он заявлял о том, что лишь при нем созрели условия для конституционных преобразований.
Большую роль Сперанский отводил развитию просвещения в стране, росту торговли, промышленности и земледелия.
Конституционно правовые акты до Октябрьской революции 1917 года.
Нормативные правовые акты 1905 - 1906 годов по праву можно назвать неписаной Конституцией России. Разумеется, она не содержит всего перечня вопросов, которые в современной отечественной науке относят к конституционному урегулированию, но, тем не менее, она содержит основополагающие нормы государственного и общественного регулирования.
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.
Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.
[1]Конституция РСФСР 1918 года.
Конституция РСФСР 1918 года — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного собрания. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа. Она имела следующие особенности.
По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.
Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологичной, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых направлена Конституция.
Специфические черты Конституции:
нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на всё мировое сообщество, причем установления чисто политического характера.
открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.
Конституция 1918 года была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.
Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.
Конституция СССР 1924 года.
Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года стал затем составной частью первой Конституции СССР 1924 года.
Первая союзная Конституция, в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:
внешние сношения и торговля,
решение вопросов о войне и мире,
организация и руководство вооруженными силами,
общее руководство и планирование экономики и бюджета,
разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
Таким образом, значительное влияние на конституцию СССР 1924 года оказало образование в 1922 году СССР.[2]
Конституция РСФСР 1925 года.
Принятие Конституции РСФСР 1925 года (постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года) было обусловлено вхождением РСФСР в состав, образованного в 1922 году, СССР. Это вызвало необходимость приведения российского законодательства в соответствие с союзным.
Особенности Конституции:
смягчение политической и экономической обстановки в стране в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.
Юридическое оформление нового государственно-правового статуса России как союзной республики в составе СССР.
Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласит «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик».
В ст. 19 определяется, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР.
Эта Конституция подробно регламентирует устройство советской власти: закрепляет систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Последующее конституционное развитие РСФСР также напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии все большего совпадения структур и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.
Поэтому основные черты и особенности последующих советских конституций РСФСР являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик конституций СССР.
Конституция СССР 1936 года.
Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Сталина и 12 подкомиссий. Основной закон Советского Союза был принят 5 декабря 1936 года, после почти полугода обсуждений. Эта Конституция носит неофициальное название «Сталинсткая Конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма.
Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:
всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни;
свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.
Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.
Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.
Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций. Замечу,что в конституции 1924 года партия не упоминалась.
В конституции было положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти и создание «коллективного президента» в лице Президиума Верховного Совета, предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие.
Правительство страны сохраняло своё название — Совет народных комиссаров СССР (в 1946 году переименовано в Совет министров СССР). СНК являлся высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.
Конституция РСФСР 1937 года.
Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма путём перехода от капитализма.
В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.