История развития парфюмерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:49, реферат

Краткое описание

История парфюмерии уходит своими корнями в глубокую древность, но точную дату ее возникновения назвать никто не может. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских «per» – через и «fumum» – дым. Из происхождения этого слова можно сделать вывод, что впервые парфюмерия появилась в виде дыма: древние люди догадались, что при сжигании дерева и смолы пища становится вкуснее и ароматнее.

Файлы: 1 файл

История парфюмерии.docx

— 27.34 Кб (Скачать)

История парфюмерии.

Древний мир

  История парфюмерии уходит своими корнями в  глубокую древность, но точную дату ее возникновения назвать никто  не может. Само слово «парфюмерия» произошло  от латинских «per» – через и «fumum» – дым. Из происхождения этого слова можно сделать вывод, что впервые парфюмерия появилась в виде дыма: древние люди догадались, что при сжигании дерева и смолы пища становится вкуснее и ароматнее.

   
     Древние египтяне использовали различные пряности, деревья, их плоды и смолу в качестве ароматических материалов для окуривания богов и при изготовлении мазей и бальзамов. При подогревании эти вещества начинали источать аромат. Потом на замену простым веществам пришли специальные смеси, для которых были даже изобретены металлические сосуды с горящими углями. Немного позже древние египтяне стали готовить мази и бальзамы для лечебных и косметических целей. Сосудами для хранения в то время служили алебастровые вазы, флаконы из фаянса или сосуды для вина, а затем появилась и стеклянная посуда, украшенная разноцветными рисунками. Египетские женщины применяли парфюмированные масла для омоложения кожи, которые также были неотъемлемым атрибутом макияжа.                                                                                              

  Древние греки приписывали ароматам божественное происхождение и активно использовали их не только в повседневной жизни, но и в религиозных церемониях: усопших бальзамировали и погребали  обязательно вместе с ароматическим  флакончиком. Греческие сосуды для  благовоний были более сложные, чем  египетские: они изготавливались в виде животных и божеств.

  Древние римляне также широко использовали парфюмерные мази и бальзамы как в повседневной жизни, так и в религиозных ритуалах. Смешивая ароматические вещества с лечебными, жители Рима применяли эти смеси в медицине.

  А вот  арабы, в отличие от европейцев, больше ориентировались не на применение, а на торговлю пряностями. Они привозили  душистые вещества с островов Цейлон, Суматра и с Малаккского полуострова. Кстати, именно арабам принадлежит  пальма первенства в изобретении  перегонного куба. 

   
Средние века
 

   
      В связи с открытием первых университетов в период Средних веков знания о производстве парфюмерии углубляются, а сам процесс производства становится более сложным. В это время открываются обольстительные свойства парфюмерных средств, особенно эфирных масел. После этого открытия дамы с удовольствием стали окроплять свою одежду духами, смазывать кожу ароматизированными маслами и принимать ванны из цветочных вод.

  Средневековье подарило миру новый сосуд для  хранения благовоний – помандер, металлический шар с многочисленными отверстиями, через которые распространялся аромат. Считалось, что таким образом источаемый запах прогоняет чуму и другие эпидемии, улучшает процесс пищеварения, а также лечит женские и мужские заболевания. 

  В средневековый  период с Востока в Европу завозятся  пряности и специи: Марко Поло впервые  доставил в европейские страны перец, мускатный орех и почки гвоздичного  дерева. Здесь уже выращивают анис, тимьян, базилик, кумин и шалфей. А арабские моряки в это же время поставляют в Индию и на остров Цейлон корицу, имбирь, шалфей и кардамон.

  Первая  ароматическая вода, или первые жидкие духи, созданная на основе спирта и  эфирных масел, появилась в первой половине XIV века. Она была преподнесена в дар королеве Венгрии Елизавете  и даже названа в ее честь. Согласно легенде, семидесятилетняя государыня, сильно болевшая, попробовав ароматическую  воду, весьма заметно помолодела и  поправилась.

  К началу XV века торговлей пряностями стали  заниматься португальцы и испанцы, а в XVI веке – и голландцы. В  это время появилось огромное количество ароматических вод, которые  состояли лишь из одного компонента, в  частности, розовая и лавандовая воды. А также стали производить  воды с добавлением пряностей  и цветочные воды. Духи уже хранятся во флаконах, изготовленных из прозрачного  или молочного стекла и хрусталя. Существуют помандеры, разделенные множеством внутренних перегородок, при этом каждую часть можно заполнить разными духами. В следующем столетии флаконы становятся все более разнообразными: их делают из окрашенного и матового стекла, черненого серебра, золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. А для составления ароматических композиций духов начали использовать жасмин и розу. 

Эпоха Просвещения

   
 
      В эпоху Просвещения ароматическими водами пользуются не только дамы, но и кавалеры, причем благоухает буквально все – от кожи, волос и одежды до вееров и мебели. Жидкие духи к этому времени распространены довольно широко, наравне с туалетными уксусами. Интересная история связана со знаменитым «Уксусом четырех воров»: в Марселе в 1720 году четыре человека, грабившие трупы, изобрели собственное средство от чумы; и в тот момент, когда власти поймали мошенников и хотели наказать их за воровство, грабители выпросили помилование взамен на рецепт своего чудотворного средства. Благодаря этому снадобью город был спасен, но в то время никто не догадывался, что секрет уксуса был прост: запах отпугивал насекомых, которые являются основными источниками распространения болезни.

  Главное открытие XVIII столетия – создание одеколона, который представлял собой ароматическую  воду из бергамота, розмарина, нероли и лимона. Его добавляли практически всюду – в воду при купании, при стирке, при полоскании рта, а также в вино и инъекции. Одеколон произвел настоящий фурор. Но самое удивительное, что авторы столь чудесного творения доподлинно неизвестны. А на звание первооткрывателей претендуют сразу две итальянские семьи – Фемини и Фарина. 

  Согласно  гипотезе этих семей, происхождение  одеколона связано с монастырем Санта Мария Новелла. Именно там  верующие в XIV столетии готовили уникальную воду, которую называли «Acqua Regina». Аптекарь Джованни Пауло Фемини, однажды посетив монастырь и попробовав это зелье, приложил максимум усилий, дабы выведать секрет его приготовления. Узнав рецепт, он поспешил самостоятельно приготовить одеколон, который стал распространять под названием «Eau admirable» – впоследствии «Eau de Сologne». Успешно начатое Джованни Фемини дело продолжил его племянник Джан Мария Фарина, а затем к нему присоединились и другие родственники, которые заявили о своих правах на продажу знаменитого одеколона. Более того, они считали себя авторами этого изобретения и даже открыли около сорока лавок, названных «Фарина».

  По  другой гипотезе, в 1792 году рецепт целебной воды «Acqua mirabilis» был подарен монахом Вильгельму, сыну банкира, на его свадьбе, . Торжество проходило в Кельне, в резиденции банка «Мюльхенз». И удивительная ароматическая вода, которую молодой супруг решил продавать, стала широко известна как «4711, настоящая кельнская вода». После смерти Вильгельма одеколон продолжали распространять его потомки.

  Емкости для ароматической продукции  в XVIII веке весьма разнообразны, они  усложняются и представляют собой  красивые фигурные флаконы. Наиболее популярные материалы – это стекло и хрусталь, особенно во Франции, где в 1765 году был  открыт стекольный завод «Баккара». Для изготовления флаконов широко используются также золото и черненое серебро, которые смешивают с яшмой  и горным хрусталем. Немцы, австрийцы  и англичане больше специализируются на производстве парфюмерных сосудов  из фарфора. Особенно знаменит завод  «Мейсен» в Германии, ароматические  флаконы которого изображают цветы  и фрукты, а также отличаются восточным стилем.

  В XVIII веке впервые появились небольшие  шкатулочки, внутри которых специально предусмотрены емкости для хранения духов. 

Новое время: XIX век 

  В XIX веке наступает расцвет парфюмерной  индустрии: появляется множество знаменитых духов, которые и сегодня популярны. Например, свет узнал потрясающий  аромат французских духов «Parfum a la guillotine».

  Французская императрица Жозефина, первая жена Наполеона Бонапарта, знаменита своей безудержной страстью к мускусному запаху. Известно, что ее комната, перенасыщенная когда-то благоуханиями, на протяжении семидесяти лет сохраняла аромат смеси мускуса, сивета, ванили и амбры. Императрица предпочтение отдавала духам фирм «Любен» и «Убиган». А Наполеон Бонапарт просто обожал одеколон, выпускаемый Жан-Мария Фарина, буквально совершивший переворот в предыдущем столетии. Известный парфюмер к тому же по специальному заказу императора создавал флаконы, которые были в виде валиков и потому очень удобны для ношения в сапогах. 

  Особен но популярны во Франции в 20-30 годы XIX века были духи «Les Larmes de L?aurore», «L?Eau des Belles», «Dame Blanche», «Troubadour».

  Французский город Грасс, который и сейчас остается парфюмерной столицей мира, стал крупнейшим центром по производству сырья растительного происхождения. В этом городе быстро выросло множество парфюмерных фабрик: «Ширис», «Л.Т. Пивер», «Рур-Бертран-Дюпон», «Роберте», «Пэйан-Бертран» и «Созьо».

  Вслед за Грассом Париж стал одним из крупнейших центров парфюмерного производства. Он знаменит такими названиями, как «Убиган» и «Любен», но особое значение для города имела фирма «Роже и Гале». Занимательно: это та же фирма, что когда-то принадлежала Жан-Мари Фарина. Она прославлена уникальными духами, высококачественным мылом и яркими этикетками. Париж подарил миру еще одного великолепного парфюмера, имя которого Пьер Франсуа Паскаль Герлен, а его духи «L?Eau de Cologne imperiale» покорили сердца самых привередливых в парфюмерии дам.

  В XIX веке, благодаря переходу парфюмерии на стадию промышленного производства и благодаря развитию органической химии, стало возможным создавать  неповторимые ароматы синтетическим  путем. В это же время, наконец-то, появилась профессия парфюмера, а в 1870 году Брийя-Саварен открыл пульверизатор. 

XX век

   
      Парфюмерной промышленности, достигшей расцвета в конце прошлого столетия, в 1900 году была посвящена универсальная выставка в Париже. В XX веке меняется восприятие духов: теперь, помимо аромата, оцениваются флакон, упаковка и даже реклама. Парфюмерные фирмы тесно стали сотрудничать со стекольными заводами, среди них популярными были «Лалик» («Lalique») и «Баккара» («Baccara»). Например, «Баккара» создал богатое разнообразие флаконов для фирм «Герлен» («Guerlain»), «Деспре», «Donna Карaн» («Donna Karan») и «Убиган».

  Запахи  в XX столетии, наконец-то, приобретают  желаемую стойкость, теперь они представляют собой удивительные букеты ароматов. В это время Франсуа Коти («Coty») впервые смешал в единую композицию натуральные и искусственные запахи. Хорошо известны его духи «L?Origan» и «Chypre». «Герлен» производит духи с мягкими восточным и амбровым запахами «L'Heure Bleue» и «Shalimar». 

  В XX столетии профессия парфюмера настолько  популярна, что многие знаменитые кутюрье начинают создавать новые ароматы, давая им свои имена. В частности, Поль Пуаре («Pol Puare»), избавивший женщин от корсета, свою линию одежды разнообразил запахами. Первое свое парфюмерное творение, созданное в 1911 году, он посвятил своей старшей дочери и даже назвал его в ее честь – «Les Parfums de Rosine». Вслед за этим в 1921 году Габриэль Шанель тоже выпустила свои легендарные духи «Chanel № 5».

  В 30-е  годы в парфюмерную моду вошел  новый аромат «Cuir», запахом и цветом напоминавший кожу человека. Этим ароматом обладали духи «Scandal», выпущенные фирмой «Ланвен», («Lanvin») и «Cuir de Russie», вышедшие под маркой «Шанель» («Chanel»). Модными были и цветочные запахи, особой популярностью пользовались «Fleurs de Rocaille» от «Донна Каран» («Donna Karan»), «Vent Vert» от «Бальмен» («Balmain») и «Joy» от «Жан Пату» («Jean Patou»).

  В 50-е  годы наибольшим спросом пользовалась парфюмерия Эльзы Скьяпарелли (Elsa Schiaparelli), Пьера Бальмена (Pierre Balmain), Кристиана Диора (Christian Dior), Нины Риччи (Ninna Ricci), Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy) и Жака Фата (Jaque Fate). Еще одно известное имя – Эдмон Рудницка (Edmond Roudnitska) – оставило свой след в истории парфюмерии: многим мужчинам пришлись по душе созданные им духи «L?Eau Sauvage».

  В 80-х  годах популярны вызывающие, чрезвычайно  насыщенные, приторные запахи, а  в 90-х годах в моде оказались  легкие, ненавязчивые ароматы, с цветочными и цитрусовыми нотками. Благодаря  достижениям новых технологий, уже  стало возможным создавать сложные  фруктовые композиции.

  В настоящее  время прочные позиции удерживают такие парфюмерные творения, как  «Escape» от «Кельвин Кляйн» («Calvin Klein»), «Acqua di Gio» от «Армани» («Armani»), «Romance» от «Ральф Лорен» («Ralph Lauren») и «Pleasures» от «Эсте Лаудер» («Estee Lauder»). Парфюмерия, являющаяся сегодня элитной промышленностью, все также открывает новейшие тенденции своего развития. 

 

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный  институт сервиса 

Кафедра «Технология  швейных изделий 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История развития парфюмерии