Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:49, реферат
История парфюмерии уходит своими корнями в глубокую древность, но точную дату ее возникновения назвать никто не может. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских «per» – через и «fumum» – дым. Из происхождения этого слова можно сделать вывод, что впервые парфюмерия появилась в виде дыма: древние люди догадались, что при сжигании дерева и смолы пища становится вкуснее и ароматнее.
История парфюмерии.
Древний мир
История парфюмерии уходит своими корнями в глубокую древность, но точную дату ее возникновения назвать никто не может. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских «per» – через и «fumum» – дым. Из происхождения этого слова можно сделать вывод, что впервые парфюмерия появилась в виде дыма: древние люди догадались, что при сжигании дерева и смолы пища становится вкуснее и ароматнее.
Древние египтяне использовали
различные пряности, деревья, их плоды
и смолу в качестве ароматических материалов
для окуривания богов и при изготовлении
мазей и бальзамов. При подогревании эти
вещества начинали источать аромат. Потом
на замену простым веществам пришли специальные
смеси, для которых были даже изобретены
металлические сосуды с горящими углями.
Немного позже древние египтяне стали
готовить мази и бальзамы для лечебных
и косметических целей. Сосудами для хранения
в то время служили алебастровые вазы,
флаконы из фаянса или сосуды для вина,
а затем появилась и стеклянная посуда,
украшенная разноцветными рисунками.
Египетские женщины применяли парфюмированные
масла для омоложения кожи, которые также
были неотъемлемым атрибутом макияжа.
Древние
греки приписывали ароматам божественное
происхождение и активно
Древние римляне также широко использовали парфюмерные мази и бальзамы как в повседневной жизни, так и в религиозных ритуалах. Смешивая ароматические вещества с лечебными, жители Рима применяли эти смеси в медицине.
А вот
арабы, в отличие от европейцев, больше
ориентировались не на применение,
а на торговлю пряностями. Они привозили
душистые вещества с островов Цейлон,
Суматра и с Малаккского
Средние века
В связи с открытием первых
университетов в период Средних веков
знания о производстве парфюмерии углубляются,
а сам процесс производства становится
более сложным. В это время открываются
обольстительные свойства парфюмерных
средств, особенно эфирных масел. После
этого открытия дамы с удовольствием стали
окроплять свою одежду духами, смазывать
кожу ароматизированными маслами и принимать
ванны из цветочных вод.
Средневековье подарило миру новый сосуд для хранения благовоний – помандер, металлический шар с многочисленными отверстиями, через которые распространялся аромат. Считалось, что таким образом источаемый запах прогоняет чуму и другие эпидемии, улучшает процесс пищеварения, а также лечит женские и мужские заболевания.
В средневековый период с Востока в Европу завозятся пряности и специи: Марко Поло впервые доставил в европейские страны перец, мускатный орех и почки гвоздичного дерева. Здесь уже выращивают анис, тимьян, базилик, кумин и шалфей. А арабские моряки в это же время поставляют в Индию и на остров Цейлон корицу, имбирь, шалфей и кардамон.
Первая ароматическая вода, или первые жидкие духи, созданная на основе спирта и эфирных масел, появилась в первой половине XIV века. Она была преподнесена в дар королеве Венгрии Елизавете и даже названа в ее честь. Согласно легенде, семидесятилетняя государыня, сильно болевшая, попробовав ароматическую воду, весьма заметно помолодела и поправилась.
К началу
XV века торговлей пряностями стали
заниматься португальцы и испанцы,
а в XVI веке – и голландцы. В
это время появилось огромное
количество ароматических вод, которые
состояли лишь из одного компонента, в
частности, розовая и лавандовая
воды. А также стали производить
воды с добавлением пряностей
и цветочные воды. Духи уже хранятся
во флаконах, изготовленных из прозрачного
или молочного стекла и хрусталя.
Существуют помандеры, разделенные множеством
внутренних перегородок, при этом каждую
часть можно заполнить разными духами.
В следующем столетии флаконы становятся
все более разнообразными: их делают из
окрашенного и матового стекла, черненого
серебра, золота с драгоценными и полудрагоценными
камнями. А для составления ароматических
композиций духов начали использовать
жасмин и розу.
Эпоха Просвещения
В эпоху Просвещения
ароматическими водами пользуются не
только дамы, но и кавалеры, причем благоухает
буквально все – от кожи, волос и одежды
до вееров и мебели. Жидкие духи к этому
времени распространены довольно широко,
наравне с туалетными уксусами. Интересная
история связана со знаменитым «Уксусом
четырех воров»: в Марселе в 1720 году четыре
человека, грабившие трупы, изобрели собственное
средство от чумы; и в тот момент, когда
власти поймали мошенников и хотели наказать
их за воровство, грабители выпросили
помилование взамен на рецепт своего чудотворного
средства. Благодаря этому снадобью город
был спасен, но в то время никто не догадывался,
что секрет уксуса был прост: запах отпугивал
насекомых, которые являются основными
источниками распространения болезни.
Главное
открытие XVIII столетия – создание одеколона,
который представлял собой
Согласно гипотезе этих семей, происхождение одеколона связано с монастырем Санта Мария Новелла. Именно там верующие в XIV столетии готовили уникальную воду, которую называли «Acqua Regina». Аптекарь Джованни Пауло Фемини, однажды посетив монастырь и попробовав это зелье, приложил максимум усилий, дабы выведать секрет его приготовления. Узнав рецепт, он поспешил самостоятельно приготовить одеколон, который стал распространять под названием «Eau admirable» – впоследствии «Eau de Сologne». Успешно начатое Джованни Фемини дело продолжил его племянник Джан Мария Фарина, а затем к нему присоединились и другие родственники, которые заявили о своих правах на продажу знаменитого одеколона. Более того, они считали себя авторами этого изобретения и даже открыли около сорока лавок, названных «Фарина».
По другой гипотезе, в 1792 году рецепт целебной воды «Acqua mirabilis» был подарен монахом Вильгельму, сыну банкира, на его свадьбе, . Торжество проходило в Кельне, в резиденции банка «Мюльхенз». И удивительная ароматическая вода, которую молодой супруг решил продавать, стала широко известна как «4711, настоящая кельнская вода». После смерти Вильгельма одеколон продолжали распространять его потомки.
Емкости для ароматической продукции в XVIII веке весьма разнообразны, они усложняются и представляют собой красивые фигурные флаконы. Наиболее популярные материалы – это стекло и хрусталь, особенно во Франции, где в 1765 году был открыт стекольный завод «Баккара». Для изготовления флаконов широко используются также золото и черненое серебро, которые смешивают с яшмой и горным хрусталем. Немцы, австрийцы и англичане больше специализируются на производстве парфюмерных сосудов из фарфора. Особенно знаменит завод «Мейсен» в Германии, ароматические флаконы которого изображают цветы и фрукты, а также отличаются восточным стилем.
В XVIII
веке впервые появились небольшие
шкатулочки, внутри которых специально
предусмотрены емкости для
Новое
время: XIX век
В XIX веке наступает расцвет парфюмерной индустрии: появляется множество знаменитых духов, которые и сегодня популярны. Например, свет узнал потрясающий аромат французских духов «Parfum a la guillotine».
Французская императрица Жозефина, первая жена Наполеона Бонапарта, знаменита своей безудержной страстью к мускусному запаху. Известно, что ее комната, перенасыщенная когда-то благоуханиями, на протяжении семидесяти лет сохраняла аромат смеси мускуса, сивета, ванили и амбры. Императрица предпочтение отдавала духам фирм «Любен» и «Убиган». А Наполеон Бонапарт просто обожал одеколон, выпускаемый Жан-Мария Фарина, буквально совершивший переворот в предыдущем столетии. Известный парфюмер к тому же по специальному заказу императора создавал флаконы, которые были в виде валиков и потому очень удобны для ношения в сапогах.
Особен но популярны во Франции в 20-30 годы XIX века были духи «Les Larmes de L?aurore», «L?Eau des Belles», «Dame Blanche», «Troubadour».
Французский город Грасс, который и сейчас остается парфюмерной столицей мира, стал крупнейшим центром по производству сырья растительного происхождения. В этом городе быстро выросло множество парфюмерных фабрик: «Ширис», «Л.Т. Пивер», «Рур-Бертран-Дюпон», «Роберте», «Пэйан-Бертран» и «Созьо».
Вслед за Грассом Париж стал одним из крупнейших центров парфюмерного производства. Он знаменит такими названиями, как «Убиган» и «Любен», но особое значение для города имела фирма «Роже и Гале». Занимательно: это та же фирма, что когда-то принадлежала Жан-Мари Фарина. Она прославлена уникальными духами, высококачественным мылом и яркими этикетками. Париж подарил миру еще одного великолепного парфюмера, имя которого Пьер Франсуа Паскаль Герлен, а его духи «L?Eau de Cologne imperiale» покорили сердца самых привередливых в парфюмерии дам.
В XIX
веке, благодаря переходу парфюмерии
на стадию промышленного производства
и благодаря развитию органической
химии, стало возможным создавать
неповторимые ароматы синтетическим
путем. В это же время, наконец-то,
появилась профессия парфюмера,
а в 1870 году Брийя-Саварен открыл пульверизатор.
XX век
Парфюмерной промышленности,
достигшей расцвета в конце прошлого столетия,
в 1900 году была посвящена универсальная
выставка в Париже. В XX веке меняется восприятие
духов: теперь, помимо аромата, оцениваются
флакон, упаковка и даже реклама. Парфюмерные
фирмы тесно стали сотрудничать со стекольными
заводами, среди них популярными были
«Лалик» («Lalique») и «Баккара» («Baccara»). Например,
«Баккара» создал богатое разнообразие
флаконов для фирм «Герлен» («Guerlain»), «Деспре»,
«Donna Карaн» («Donna Karan») и «Убиган».
Запахи в XX столетии, наконец-то, приобретают желаемую стойкость, теперь они представляют собой удивительные букеты ароматов. В это время Франсуа Коти («Coty») впервые смешал в единую композицию натуральные и искусственные запахи. Хорошо известны его духи «L?Origan» и «Chypre». «Герлен» производит духи с мягкими восточным и амбровым запахами «L'Heure Bleue» и «Shalimar».
В XX столетии профессия парфюмера настолько популярна, что многие знаменитые кутюрье начинают создавать новые ароматы, давая им свои имена. В частности, Поль Пуаре («Pol Puare»), избавивший женщин от корсета, свою линию одежды разнообразил запахами. Первое свое парфюмерное творение, созданное в 1911 году, он посвятил своей старшей дочери и даже назвал его в ее честь – «Les Parfums de Rosine». Вслед за этим в 1921 году Габриэль Шанель тоже выпустила свои легендарные духи «Chanel № 5».
В 30-е годы в парфюмерную моду вошел новый аромат «Cuir», запахом и цветом напоминавший кожу человека. Этим ароматом обладали духи «Scandal», выпущенные фирмой «Ланвен», («Lanvin») и «Cuir de Russie», вышедшие под маркой «Шанель» («Chanel»). Модными были и цветочные запахи, особой популярностью пользовались «Fleurs de Rocaille» от «Донна Каран» («Donna Karan»), «Vent Vert» от «Бальмен» («Balmain») и «Joy» от «Жан Пату» («Jean Patou»).
В 50-е годы наибольшим спросом пользовалась парфюмерия Эльзы Скьяпарелли (Elsa Schiaparelli), Пьера Бальмена (Pierre Balmain), Кристиана Диора (Christian Dior), Нины Риччи (Ninna Ricci), Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy) и Жака Фата (Jaque Fate). Еще одно известное имя – Эдмон Рудницка (Edmond Roudnitska) – оставило свой след в истории парфюмерии: многим мужчинам пришлись по душе созданные им духи «L?Eau Sauvage».
В 80-х
годах популярны вызывающие, чрезвычайно
насыщенные, приторные запахи, а
в 90-х годах в моде оказались
легкие, ненавязчивые ароматы, с цветочными
и цитрусовыми нотками. Благодаря
достижениям новых технологий, уже
стало возможным создавать
В настоящее
время прочные позиции
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный
институт сервиса
Кафедра «Технология
швейных изделий