Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:47, контрольная работа
В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находят отражение те ценности, которые определяют общественное и государственное развитие.
Введение…………………………………………………………………..…….…3
1. Виды конституций……………………………………………………………...5
2. Предпосылки принятия Конституции РФ………………………………….....7
3. Возможности изменения Конституции РФ…………………………………...9
4. Последние поправки к Конституции РФ…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Тема: Способы изменения
Конституции РФ
Санкт-Петербург-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Виды
конституций…………………………………………………
2. Предпосылки
принятия Конституции РФ…………………
3. Возможности изменения Конституции РФ…………………………………...9
4. Последние
поправки к Конституции РФ……………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находят отражение те ценности, которые определяют общественное и государственное развитие.
В связи с этим, одним из основных свойств конституции является стабильность, устойчивость содержания, что позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает абсолютной неизменности. Основной закон страны должен учитывать реальные условия, адаптироваться к меняющейся социальной действительности, отражать перемены в тех общественных отношениях, которые он регулирует.
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года и действует уже более 15 лет. До недавнего времени вносимые изменения касались только статьи 65, в части наименования субъектов Федерации и субъектного состава Российской Федерации. 30 декабря 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал законы, касающиеся изменений срока полномочий Президента и Государственной Думы, а также контрольных полномочий Государственной Думы.1
Для того, чтобы в полной мере осознать процессы, происходящие в настоящий момент в российском обществе и государстве, нам кажется, необходимо понять место Конституции Российской Федерации в классификации конституций, провести анализ возможных способов изменения текста основных законов различных государств, рассмотреть преемственность и принципиальные различия отечественных Конституций, а также проанализировать текст ныне действующей Конституции Российской Федерации с учетом последних изменений. Рамки курсовой работы не позволяют нам в полном объеме рассмотреть упомянутые вопросы, ниже мы кратко остановимся на основных темах, более углубленно проанализировав способы и процедуры, применяемые для изменения Конституции Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются нормы Конституции и конституционного законодательства Российской Федерации, закрепляющие процедуры изменения Конституции.
Объектом
исследования являются конституционно-правовые
отношения, в рамках которых осуществляется
изменение Конституции
В
качестве источников в настоящей
работе использованы Конституция Российской
Федерации 1993 года, нормативно-правовые
акты по выбранной тематике, учебная литература
по конституционному праву Российской
Федерации, конституционному праву зарубежных
стран, а также ряд других источников.
Виды конституций
«Конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением».2 В таком формально-юридическом смысле понятие конституции сложилось в конце XVIII века, когда в некоторых странах были приняты первые акты подобного значения и содержания. Ранее термин «конституция» (от латинского «constitutio» установление, устройство, учреждение, конституция) имел несколько иное значение: в Древнем Риме конституциями именовались акты императорской власти, имеющие высшую юридическую силу. Этот же термин использовался и в Европе в период феодализма для наименования различных нормативно-правовых актов.
В
настоящее время конституции
разных стран весьма различны, что
связано с условиями и
Неписаные конституции существуют в виде целой совокупности законов, конституционных обычаев, судебных прецедентов. Причем отсутствие в стране писаной конституции отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании.3 Авторы теории неписаной конституции – это, прежде всего, британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции.
Писаные
конституции в большинстве
В
науке конституционного права различают
юридическую и фактическую
По порядку изменения выделяют конституции гибкие и жесткие. В первые изменения и дополнения вносятся в порядке, установленном для принятия обычных законов, во вторые — в особом усложненном порядке, с соблюдением определенных условий.
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества: качественными изменениями в основах конституционного строя, образованием нового государства, существенным обновлением государственной формы (например, сменой монархии республикой, тоталитарного режима демократическим или наоборот и т.д.). Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования. Жесткая процедура по внесению в текст конституции изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Существуют
различные способы обеспечения
жесткости конституций. Жесткие
конституции условно можно
Одной из причин постоянства норм, содержащихся в основном законе Японии 1947 года (до сих пор в текст этой конституции не было внесено ни одной поправки), а также весьма редкого внесения поправок в конституции США, Франции является как раз особо жесткий их характер.5
Некоторые
конституции содержат так называемые
защищенные или укрепленные положения,
не подлежащие пересмотру. Так, в Италии
и во Франции, например, республиканская
форма правления не может быть
предметом пересмотра.6
Предпосылки
принятия Конституции
РФ
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, не первая в истории страны. До ее принятия действовала Конституция 1978 года, которая, в свою очередь, имела предшественниц.
Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для принятия изменений и дополнений ее текста требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности с другими политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации за короткий период было внесено более 300 поправок.7
Права и свободы граждан в прежней Конституции закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль Коммунистической партии служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.
Конституция с таким содержанием стала входить в острое противоречие с процессами, начавшимися в 1985 году. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.
В 1989 году законом был учрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения Коммунистической партии в политической системе, признание идеологии плюрализма. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая». Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. Были узаконены множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система.
Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.8