Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа
Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.
В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу
поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65
Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ И ГАРАНТИИИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1. Сущность и юридическая природа Конституции Российской Федерации. 4
1.2. Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ. 7
1.3. Конституция 1978 года и Конституция 1993 года 13
ГЛАВА 2. ПЕРЕСМОТР ГЛАВ 1, 2, 9 КОНСТИТУЦИИ РФ 14
2.1. Порядок формирования и статус Конституционного Собрания 14
2.2. Порядок деятельности Конституционного Собрания. 14
2.3. Всенародное голосование(референдум)по проекту новой Конституции РФ. 15
ГЛАВА 3. 3.1 ПРИНЯТИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ПОПРАВОК К ГЛАВАМ 3-8 КОНСТИТУЦИИ. 17
3.2 Рассмотрение конституционных поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федеральным Собранием РФ 17
3.3. Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки. 19
3.4. Вынесение конституционных поправок на референдум. 20
ГЛАВА 4: ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65 КОНСТИТУЦИИ РФ. 21
4.1. Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
миниcтерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Институт экономики и права
Юридический факультет
Кафедра Теория и история государства и права. Конституционное право
Допущен к защите:
_______________2014 г.
____________ /______________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право России»
на тему: ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
Выполнил: студент заочной формы обучения группы ИПК – 2013 Ю
ЛЕШКОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ / /
Дата защиты
«__»______2014 г.
Оценка:_________
Научный руководитель_______________
Кяхта 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ И ГАРАНТИИИ
ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Сущность и юридическая природа Конституции Российской Федерации. 4
1.2. Порядок принятия, пересмотра и изменения
Конституции РФ.
1.3. Конституция 1978 года и Конституция
1993 года
ГЛАВА 2. ПЕРЕСМОТР ГЛАВ 1, 2, 9 КОНСТИТУЦИИ
РФ
2.1. Порядок формирования и
статус Конституционного
2.2. Порядок деятельности Конституционного Собрания. 14
2.3. Всенародное голосование(референдум)по проекту новой Конституции РФ. 15
ГЛАВА 3. 3.1 ПРИНЯТИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ПОПРАВОК
К ГЛАВАМ 3-8 КОНСТИТУЦИИ.
3.2 Рассмотрение конституционных поправок
к главам 3-8 Конституции Российской
Федеральным Собранием РФ
3.3. Подписание Президентом, официальное
опубликование и вступление в силу конституционной
поправки.
3.4. Вынесение конституционных поправок
на референдум.
20
ГЛАВА 4: ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65 КОНСТИТУЦИИ РФ. 21
4.1. Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством. Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок. Вместе с тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. Конституция Российской Федерации относится к категории "жёстких". Для изменения конституционных норм предусмотрены две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации. В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё
изменений. Первый пункт работы даёт общую характеристику стабильности Конституции Российской Федерации и её гарантий, здесь же содержится историческая и сравнительно-правовая справка. Во втором пункте рассматривается процедура пересмотра положений глав 1, 2, 9
Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.
В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу
поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65
Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации
Глава 1. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения.
1.1 Сущность и юридическая
природа Конституции
Сущность Конституции следует рассматривать в двух измерениях: в юридическом и социально-политическом. Образно говоря, в отличие от большинства других законов Конституция в наибольшей степени является продуктом и достоянием всего общества, а не только законодателей и юристов. Это связано с тем, что значение Конституции для общества значительно выходит за рамки юридического документа. Конституция активно влияет на все стороны жизни общества: политику, экономику, социальное развитие, на формирование сферы прав и свобод личности.
Содержание Конституции в момент ее принятия и последующего толкования ее положений являлось предметом острых общественных конфликтов, дискуссий и компромиссов, в которые был вовлечен весь спектр политических сил страны. Ссылки на Конституцию являются основанием для принятия важнейших политических решений. Толкование положений Конституции способно в значительной мере повлиять и даже изменить политическую обстановку в стране. В этом плане весьма показателен пример с конституционным обоснованием отмены прямых выборов глав исполнительной власти субъектов Федерации. В связи с особым политическим значением Конституции ее нередко характеризуют как важнейший политико-правовой документ страны .
Сказанное не означает, что особый социально-политический вес Конституции каким-то образом искажает юридические свойства Конституции, позволяя органам власти влиять на ее содержание и применение по правилам политической, а не юридической логики. Конституция России – это полноценный правовой акт наивысшей юридической силы. Именно Конституция изначально определяет правила политической деятельности, а не наоборот.1
Конституция не является и не может являться податливым инструментом в руках политиков. Значение Конституции и заключается в том, что она стабилизирует социально-политические процессы в стране. Нормы Конституции должны применяться судами, иными органами власти, должностными лицами, исходя из того смысла, который заложен в ее нормах, а не в угоду каким-либо текущим политическим интересам. Иной подход приводит к кризису конституционного строя и в целом правопорядка в стране. Для того, чтобы убедиться, в чем это может проявляться, достаточно обратиться к урокам вооруженного противостояния в 1993 г.
Рассмотрим основные свойства Конституции как нормативного акта.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:
особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны [14, с.87].
Конституция России является основным источником конституционного права России. Она определяет систему источников конституционного права, задает их содержание, определяет характер и направления их применения.
Конституция России является основным источником не только конституционного права, но и иных отраслей российского права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормы для всей правовой системы России. В этом проявляется универсальность Конституции для правовой системы. Важнейшим свойством Конституции является ее верховенство над другими нормативными актами, принимаемыми в Российской Федерации.
Конституцию РФ отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен далее.2
Итак, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ. Данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Различают также конституции гибкие и жесткие – в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения3.
Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.
Конституции представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными. Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивным.
1.2 Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ. Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оно осуществлялось4.
Принципы устанавливали: как и каким путем должно проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не может быть субъектом голосования. В соответствии со ст.2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделялись все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.
Вторая группа охватывала нормы права, которые наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливала порядок проведения всенародного голосования. В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ его проведение включало в себя:
возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;
наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования; определение порядка и сроков проведения агитации; установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов.
Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.
Центральная избирательная комиссия была призвана:
давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;