Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа
Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.
В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу
поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65
Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ И ГАРАНТИИИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1. Сущность и юридическая природа Конституции Российской Федерации. 4
1.2. Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ. 7
1.3. Конституция 1978 года и Конституция 1993 года 13
ГЛАВА 2. ПЕРЕСМОТР ГЛАВ 1, 2, 9 КОНСТИТУЦИИ РФ 14
2.1. Порядок формирования и статус Конституционного Собрания 14
2.2. Порядок деятельности Конституционного Собрания. 14
2.3. Всенародное голосование(референдум)по проекту новой Конституции РФ. 15
ГЛАВА 3. 3.1 ПРИНЯТИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ПОПРАВОК К ГЛАВАМ 3-8 КОНСТИТУЦИИ. 17
3.2 Рассмотрение конституционных поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федеральным Собранием РФ 17
3.3. Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки. 19
3.4. Вынесение конституционных поправок на референдум. 20
ГЛАВА 4: ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65 КОНСТИТУЦИИ РФ. 21
4.1. Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы). Проект Конституции
Российской Федерации может быть либо принят двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо вынесен на всенародное голосование (референдум) большинством от общего число его членов. Непринятие Конституции Российской Федерации или решения о вынесении её проекта на референдум означает подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации.
2.3. Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции
Российской Федерации.
Конституционному Собранию принадлежит инициатива о проведении референдума Российской Федерации по вопросу о принятии новой Конституции Российской
Федерации. В случае принятия Конституционным Собранием решения о вынесении проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум) проведение референдума по вопросу о принятии новой Конституции Российской Федерации является обязательным. Референдум проводится в19соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской
Федерации". Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты Федерального Собрания. Президент Российской Федерации направляет запрос в Конституционный Суд
Российской Федерации о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в случае положительного решения своим указом назначает референдум по проекту Конституции Российской Федерации, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трёх месяцев со дня опубликования указа. Проект Конституции Российской19 Федерации опубликовывается Центральной комиссией референдума (Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума) не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Центральная комиссия референдума подводит итоги всенародного голосования (референдума) по проекту новой Конституции Российской Федерации, она признаёт референдум состоявшимся,20 если в голосовании приняло участие более половины избирателей (граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации) и признает новую Конституцию Российской Федерации принятой на референдуме Российской Федерации, если за неё в целом по Российской Федерации проголосовало
более половины граждан, принявших участие в голосовании (при условии, что выборы состоялись и признаны действительными). Решение о принятии новой Конституции Российской Федерации опубликовывается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и вступает в силу со дня опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен формулировкой вопроса.21
Глава3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.
3.1. Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ
установлены статьёй 134 Конституции РФ и рассмотрены в пункте 1.7.
Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей (60 из 89) субъектов Российской Федерации .
3.2 Рассмотрение конституционных
поправок к главам 3-8 Конституции Российской
Федеральным Собранием РФ
Законом о правке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного
текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование,
отражающее суть данной поправки.
Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом22 Государственной Думы в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (300 депутатов). Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Рассмотрение проекта закона Советом Федерации.
Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации.
Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх
четвертей от общего числа членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации). (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течении семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации.23
Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского
судопроизводства. Рассмотрение таких дел в порядке гражданского, а не
конституционного судопроизводства мне не совсем ясен, тем более, что
конституционность федеральных законов и иных нормативных актов, которые имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция Российской Федерации и конституционные поправки, по порядку их принятия, проверяется Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.
3.5 Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки.
Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после24 повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и
регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в
течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в
текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу.
За семь лет действия Конституции Российской Федерации к главам 3-8
Конституции Российской Федерации не было принято ни одной поправки. Несколько проектов конституционных поправок были предметом рассмотрения палат Федерального Собрания, большинство из них затрагивали полномочия федеральных органов государственной власти. Три конституционные поправки (одна из них предусматривала дачу согласие Государственной Думы на утверждение Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и некоторых других членов Правительства Российской Федерации) приняты Государственной Думой, но отклонены Советом Федерации. Эти поправки принимались до рассмотрения Конституционным Судом дела о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации в форме федеральных конституционных законов.
3.6. Вынесение конституционных поправок на референдум.
Действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции РСФСР 1978 года, не предусматривает принятие законов, в том числе конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает вынесение законопроектов на
референдум Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации, но из Федерального25 конституционного закона следует, что если на референдуме Российской Федерации будет принято решение в пользу конституционной поправки, то Федеральное Собрание обязано принять её.
Глава4. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.
4.1. Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации.
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции Российской Федерации, такие изменения вносятся в упрощённом порядке. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". При этом упрощённый порядок изменения распространяется только на часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, и только на изменения, следующие из изменения состава Российской Федерации или из переименования субъектов Российской Федерации, иные изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации могут быть внесены только путём принятия конституционных поправок.26
Часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации определяет состав
Российской Федерации. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10
автономных округов. Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией, уставом субъекта Российской
Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным27 законом. При этом статус субъекта Российской Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), выход или исключение субъекта из состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. На мой взгляд, часть 2 статьи 66 и часть 5 статьи 67 содержат упоминания о федеральном конституционном законе (может быть, о двух или даже о трёх федеральных конституционных законах, что, на мой взгляд, не
принципиально), определяющем (определяющих) общие принципы и общий порядок принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, изменения статуса субъекта Российской Федерации. В части 1 статьи 137 идёт речь о федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом конкретном случае принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса28
Российской Федерации, эти федеральные конституционные законы выражают волю или согласие Российской Федерации на принятие в её состав и на образование в её составе нового субъекта, на изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и являются основанием для внесения соответствующих изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. При этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 67, на мой взгляд, содержат небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта во множественном числе, как о двух различных юридических процедурах, в статье 137 принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового субъекта Российской Федерации в действующих границах Российской Федерации. В любом случае границы субъекта Российской Федерации не могут быть изменены без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации не требуется.