Порядок изменения конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.
В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу
поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65
Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ И ГАРАНТИИИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1. Сущность и юридическая природа Конституции Российской Федерации. 4
1.2. Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ. 7
1.3. Конституция 1978 года и Конституция 1993 года 13
ГЛАВА 2. ПЕРЕСМОТР ГЛАВ 1, 2, 9 КОНСТИТУЦИИ РФ 14
2.1. Порядок формирования и статус Конституционного Собрания 14
2.2. Порядок деятельности Конституционного Собрания. 14
2.3. Всенародное голосование(референдум)по проекту новой Конституции РФ. 15
ГЛАВА 3. 3.1 ПРИНЯТИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ПОПРАВОК К ГЛАВАМ 3-8 КОНСТИТУЦИИ. 17
3.2 Рассмотрение конституционных поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федеральным Собранием РФ 17
3.3. Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки. 19
3.4. Вынесение конституционных поправок на референдум. 20
ГЛАВА 4: ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65 КОНСТИТУЦИИ РФ. 21
4.1. Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской
Федерации. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Документ КПРФ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Согласно части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права  и  свободы

человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других  государств, и не предполагает изменение  состава   Российской Федерации   или конституционно-правового статуса ее субъекта). В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания) и от 10 февраля 1996 года (новое наименование субъекта Российской Федерации – Республика Калмыкия). Однако статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ (в соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации). При этом упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"), не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов и отнёс их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на мой взгляд, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона "О наименованиях географических объектов", то он может либо сохраняя свою правовую позицию, статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть принято только на пленарном заседании.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Если определять конституцию как правовую категорию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства.

Определение предмета регулирования здесь такое же, как и предмета регулирования конституционного права, но отличие заключается в наивысшей юридической силе конституционных норм, признаваемой в подавляющем большинстве государств. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах, иногда называемых основными законами, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. В тех странах, где формально-юридическая конституция отсутствует, различие между конституцией и конституционным правом провести невозможно.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам.

Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Материальное и формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении. Вероятно, оправданно, чтобы специальная форма выражения соответствовала предмету регулирования – ведь в конституции определяются основы общественного и государственного строя страны. Кроме того, это соотношение проявляется в следующем: все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Однако сам факт включения тех или иных норм в формальную конституцию свидетельствует, что законодатель преследовал этим важные политические цели, и поэтому такие нормы не стоило бы рассматривать как нетипичную случайность. Нормы, не входящие в собственную область конституционного регулирования, можно назвать конституционными второго порядка. Они входят в состав высшего закона, но регулируют иные отношения, чем указанные выше.

Такие нормы характерны для зарубежных конституций, главным образом принятых после Второй мировой войны. Они обычно отсутствовали в актах первого периода конституционного развития, т.е. до Первой мировой войны. В них никогда не было что-либо лишнего, выходящего за пределы собственно конституционного регулирования. Ярким примером такого акта является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г., дожившая до наших дней.

Правовые положения второго порядка встречаются теперь и в странах, обладающих длительными конституционными традициями (примером могут служить положения о финансах в ст. 105-115 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.).

Конституция Греции 1975 г. также содержит развернутые нормы о налогообложении (ст. 78–80), а новая Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г., следуя устоявшейся традиции включать названные нормы второго порядка, таковых содержит достаточное число. В новом акте остались нормы, правда, в сокращенном виде по сравнению с Конституцией 1874 г., которые с точки зрения представлений о содержании этих актов не должны находиться в тексте.

В то же время некоторые новые конституционные акты ограничиваются классическим перечнем норм, не включая чего-либо выходящего за пределы традиционного конституционного регулирования. Примером может служить Основной закон для Королевства Нидерландов 1815 г. после его полного пересмотра в 1983 г.

Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более нормативных актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Высшая юридическая сила конституции в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае, не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конституцию.

Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой.

Для того, чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция – юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция – лишь слепок существующей ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

Нормативные акты 
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237. 
2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ: принят Государственной Думой 6 февраля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 18 февраля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N 10. – Ст. 1146. 
3. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ: одобрен Государственной Думой 21 ноября 2008 г.: одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 1. – Ст. 1. 
4. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ: одобрен Государственной Думой 21 ноября 2008 г.: одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 1

5. О Верховном Суде РФ и  прокуратуре РФ: Закон о поправке  к Конституции РФ от  27. Ноября 2013 года № 442-ФЗ: одобрен Государственной  Думой 22 ноября 2013 года, одобрен Советом  Федерации 27 ноября 2013 года// Российская  газета – 4.12.2013 г.-№ 6249

Специальные: 
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Сашко, 2009. – 412с. 
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2010. 527с. 
3. Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. - 2004. - № 9. - С. 41-54. 
4. Енгибарян Р.В. Конституционное право - М.: Юристъ, 2004. - 495с.  
5. Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. – 2009. - N 11. – С. 18-27. 
6. Катков Д.Б. Конституционное право - М.: Юриспруденция, 2009. - 188с.  
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича - М.: Юрайт-М, 2010. -523с. 
8. Конституционное право / Под ред. В. В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2009. - 592с. 
9. Конституционное право / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Норма, 2010. - 688с.  
10. Кравец И.А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики) // Журнал российского права. - 2003. - N 11.– С. 31-45. 
11. Куликов В.И. Конституционное право Российской Федерации - М.: Высшая школа, 2009. - 180с.  
20. Маслов А.В. Конституция Российской Федерации: Комментарий. - М.: Статут, 2004. – 532с. 
21. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2010. - 639с. 
22. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В.Лазарева – М.: Система ГАРАНТ, 2009. - 593с. 
23. Невинский В.В. Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом // Журнал российского права. - 2010. - N 11.– С. 32-41. 
- 259с.  
24. Федеральное конституционное право России: Основные источники / Под ред. Б.А. Страшуна. - М.: Норма, 2009. – 632с. 
25. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации - М.: Юристъ, 2010. - 474с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 (237.,237., Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – №)

2 (Федеральное конституционное право России: Основные источники / Под ред. Б.А. Страшуна. - М.: Норма)

3 (Баглай М.В.,Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2010. 527с.)

4 (Авакьян С.А. Конституция России: природа)

5 (. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты»)

6 (. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича - М.: Юрайт-М)

7 (Куликов В.И. Конституционное право Российской Федерации - М.: Высшая школа)

8 (Федеральное конституционное право России: Основные источники / Под ред. Б.А. Страшуна. - М.: Норма)

9 (Куликов В.И. Конституционное право Российской Федерации - М.: Высшая школа)

10 (. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича - М.: Юрайт-М)

11 (. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты»)

12 (18-27.,Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. – 2009. - N 11. – С. 18-27.)

13 (32-41.,32-41., Невинский В.В. Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом // Журнал российского права. - 2010. - N 11.– С.)

14 (Федеральное конституционное право России: Основные источники / Под ред. Б.А. Страшуна. - М.: Норма)

15 (Баглай М.В.,Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2010. 527с.)

16 (. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты») (32-41.,32-41., Невинский В.В. Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом // Журнал российского права. - 2010. - N 11.– С.)

17 (Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации - М.: Юристъ)

18 (Енгибарян Р.В. Конституционное право - М.: Юристъ)

19 (18-27.,Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. – 2009. - N 11. – С. 18-27.)

20 (Конституционное право / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Норма)

21 (Конституционное право / Под ред. В. В. Лазарев. - М.: Юристъ)

22 (Куликов В.И. Конституционное право Российской Федерации - М.: Высшая школа)

23 (Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации - М.: Юристъ)

24 (Баглай М.В.,Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2010. 527с.)

25 (18-27.,Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. – 2009. - N 11. – С. 18-27.)

Информация о работе Порядок изменения конституции РФ