Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель моей работы – дать общую характеристику Конституции РФ и рассмотреть в чем заключается проблема реализации Основного закона.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть процесс принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия.
2. дать характеристику юридическим свойствам и функциям Конституции РФ.
3. оценить современное состояние регулирующего воздействия Конституции РФ 1993г. и реализации ее норм.
Введение 3
1. Особенности принятия Конституции РФ 1993г. 5
3. Юридические свойства Конституции РФ. 15
4. Функции Конституции РФ. 19
5. Проблема реализации Конституции. 21
Заключение 29
Список литературы: 31
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
по конституционному праву
«Конституция РФ: юридические свойства, функции, проблема реализации»
Выполнила:
студентка 1 курса
группы БкПЮЗ-2012
Сучкова Е.П.
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент Вологина Э.А.
Волгоград
2013
Содержание:
Конституция - основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества.
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Принятие новой Конституции в России является отражением серьезнейших общественных потребностей. Сама тема конституции в настоящее время является достаточно актуальной. Незря конституцию называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Цель моей работы – дать общую характеристику Конституции РФ и рассмотреть в чем заключается проблема реализации Основного закона.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть процесс принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия.
2. дать характеристику юридическим свойствам и функциям Конституции РФ.
3. оценить современное состояние регулирующего воздействия Конституции РФ 1993г. и реализации ее норм.
До 1993г. в стране действовала Конституции, принятая в 1978г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.
Конституция с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985г. В 1989г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности государство стало называться Российская Федерация- Россия, был введен пост Президента.
Главный недостаток Конституции,
который постоянно порождал кризисы
и конфликты между
В отличие от предшествующих конституций, Конституция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.
В силу политического противоборства между Президентом РФ и высшими органами государственной власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет) осуществлялась разработка двух проектов Конституции Российской Федерации. На Ι Съезде народных депутатов(22 июня 1990г.) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин – Председатель Верховного Совета РФ. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий(102 человека). 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление "Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации", которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. «О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации»2. В связи с тем, что хасбулатовский вариант Конституции изначально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России и низведения статуса президента до номинального главы государства, 12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ №669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации»3, согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже
(Указ от 20 мая 1993г. №7184) был определен состав Конституционного совещания: представители федеральных органов государственной власти РФ; органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей. Конституционное совещание призвано было выработать альтернативный вариант Конституции России. Это сделано после того, как 6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проект Основного Закона государства, в ответ на который за подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта Конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте президент не только выводится за рамки системы трех властей - законодательной, исполнительной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления. При этом особо подчеркивалось, что наличие оснований для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно и что при подобной Конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически безвластный орган. Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционной комиссии «О проекте Конституции (Основного закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года» от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции, ибо его «отдельные положения... существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей5».
Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стране в результате открытого противостояния властей вынудил Президента своим Указом от 21 сентября 1993 г6. распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного переворота и установление режима личной власти. Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 126.6 Конституции7, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б.Н.Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А.В.Руцкому.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. Сторонники Президента организовали блокаду Дома Советов, а сторонники Верховного Совета совершили попытки захватить здание мэрии Москвы, один из военных штабов и телецентр «Останкино». Это привело к вмешательству армии, несколько танков обстреляли здание Дома Советов. Погибло много людей. В Москве действовало чрезвычайное положение, был приостановлен выпуск некоторых газет.
После кровавых событий в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую стадию. В связи с этим Президент своими распоряжениями от 11 октября 1993 г. утверждает положения о Государственной и Общественной палатах Конституционного совещания8. На Государственную палату была возложена обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции РФ и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном процессе. На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных положений.
Таким образом, разработка Конституции РФ носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции РФ является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование (референдум). Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября 1993г9. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые еще не сформированы, да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Конституция. К числу особенностей Конституции РФ следует отнести и то, что она принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы - палат Федерального Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» и на основе его же Указа от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»10.
Согласно сообщению Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ, в голосовании по проекту Конституции приняло участие 54% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании11. Это означало, что Конституция принята.
Одновременно с референдумом 12 декабря 1993 г., т.е. до вступления Конституции в силу, проводились выборы палат Федерального Собрания. Иначе говоря, выборы палат Федерального Собрания были выборами несуществующих органов предполагаемой конституционной власти. Причем, если Президент России, определявший правила принятия Конституции 1993 г. и свое дальнейшее конституционное положение, ранее был избран на конституционный пост Президента России, правда, в другом, в конституционном смысле, государстве, т.е. его должность не возникла после вступления в силу Конституции 1993 г., то депутаты палат Федерального Собрания в 1993 г. были избраны еще до учреждения их должностей. Этот нонсенс сделал Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва не только формально, но и по существу переходными органами государственной власти, действующими на основе Конституции, но избранными не на конституционной основе 12.
2. Понятие и основные черты.
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство». Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье. Как Основной закон государства она появляется только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетворяет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребностям и интересам господствующих классов или всего общества, конституция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической стабильности государства, устойчивого функционирования его властных структур. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.