Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – дать общую характеристику Конституции РФ и рассмотреть в чем заключается проблема реализации Основного закона.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть процесс принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия.
2. дать характеристику юридическим свойствам и функциям Конституции РФ.
3. оценить современное состояние регулирующего воздействия Конституции РФ 1993г. и реализации ее норм.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности принятия Конституции РФ 1993г. 5
3. Юридические свойства Конституции РФ. 15
4. Функции Конституции РФ. 19
5. Проблема реализации Конституции. 21
Заключение 29
Список литературы: 31

Файлы: 1 файл

kursov_rabota.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

В нашем демократическом  обществе естественным является соблюдение норм права, а «без реализации право утрачивает свой социальный смысл»28. В результате воплощения принципов и норм права в жизнь мы будем быстрее продвигаться к построению демократического правового гражданского общества.

Кроме общих положений, при реализации конституционных норм нельзя не учитывать, что реализация правовых установлений, которые «определяют весь уклад государственно-правовой и общественно-политической жизни общества, не может быть сведена лишь к правомерному (законопослушному) поведению, а требует более высокой его формы - социально-правовой активности»29. Заслуживает серьезного внимания позиция Т. М. Пряхиной, которая считает, что «процесс реализации Основного закона отличается определенным своеобразием и имеет многоуровневый характер. На первом уровне реализация происходит в рамках конституционных отношений, затрагивающих такие глобальные проблемы, как организация власти, взаимоотношения гражданина и государства, определение государственного устройства. Второй уровень реализации затрагивает практически все правоотношения. На первом уровне органы государства либо непосредственно применяют нормы Конституции, либо на основе конституционных норм принимаются федеральные законы. На втором уровне конституционные нормы, как правило, действуют совместно с отраслевым законодательством»30.

Имеются различные  точки зрения ученых на разновидности  и вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: "использование права", "исполнение обязанностей", "соблюдение запретов", "применение законодательства". М. К. Маликов и другие называют дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования.31 Г. Т. Чернобаль писал: «Побудительное триединство нормативно-правовых модусов, их общий логико-семантический уровень взаимной соразмерности - непреложное условие правильного, нормального функционирования всей системы законодательства»32. Л. С.Явич считал, "что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции - это способы (средства) ее реализации". При этом особо выделял их отличие от форм реализации, подчеркивая: "...что же касается форм ее (конституции) реализации, то они могут быть и связаны и не связаны с конкретными правоотношениями"33.

Специфика реализации конституционных норм содержится в их особенностях как норм права, устанавливающих фундаментальные положения Основного закона государства и общества. По мнению В. О. Лучина, "все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения. Это единство обусловлено их ролью и местом в механизме правового регулирования"34. Для полного и всестороннего раскрытия проблем реализации конституционных норм следует более подробно остановиться на анализе особенностей норм Конституции Российской Федерации.

В своей работе "Конституционные нормы" Ю. А. Тихомиров писал, что "конституционная норма - это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще. Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм"35. Тут имеют место особые политико-правовые субъекты конституционных норм. Специфика объектов конституционного регулирования в значительной степени предопределяет структуру, содержание и другие важнейшие характеристики Конституции.

Собственно  юридический аспект действия Конституции  проявляется в ее регулятивных функциях, к которым, относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная  функции. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения.

На особенности  реализации конституционных норм влияют волеизъявление субъектов конституционного права, деятельность государственных  органов и волеизъявление третьих лиц. В частности, реализация ряда этих норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов. Например, в ст.103 Конституции Российской

Федерации изложены вопросы, отнесенные к ведению Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые она должна разрешить в процессе выполнения своей функции одной из палат законодательного органа власти страны.

Однако имеются  конституционные нормы, реализация которых осуществляется в результате воздержания от совершения действий. Например, ч.2 ст.55 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина36.

Есть специфические  конституционные нормы, реализация которых зависит от желания либо нежелания субъекта конституционного права воспользоваться своим правом. Так, в ч.4 ст.29 Конституции РФ определено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Но это не означает, что каждый обязан это делать37.

Ряд конституционных  норм возлагают конкретные обязанности  и обязательства на субъектов  конституционного права. Например, в  ст.2 Конституции РФ подчеркнуто, что  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а в ч.2 ст.15 указано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы. Статья 44 (ч.3) Конституции РФ закрепила обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Указанные обязанности и обязательства должны выполняться независимо от волеизъявления конкретного субъекта38.

К особой группе конституционных норм следует отнести нормы, реализация которых должна учитывать волеизъявление и права третьих лиц. В первую очередь это нормы, прямо направленные на воздержание от нарушения прав третьих лиц. В части 3 ст.17 Конституции РФ предписано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы третьих лиц.

Следует подчеркнуть, что "стадия реализации прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений - завершающая в механизме конституционного регулирования и в известной мере решающая, поскольку позволяет установить, достигнуты ли цели, поставленные законодателем в процессе принятия конституционного законодательства, насколько эффективно его политико-правовое воздействие на развитие общественных отношений"39.

Порой действующее законодательство содержит взаимоисключающие нормы, что затрудняет их реализацию. Создание законодательной базы государства - дело чрезвычайной важности; даже невнимательность, случайность здесь недопустимы, т.к. это оказывает немалое воздействие на правосознание человека. Законодатель иногда не учитывает реальные жизненные обстоятельства, имеющие существенное значение для содержания проектируемых норм права. В результате норма получает более широкое действие, чем хотел законодатель, или, наоборот, не охватывает всех общественных правоотношений, которые, по логике вещей, должны были бы подпадать под действие данного нормативного положения. «Обратимся к Основному закону Российской федерации. Статья 56 устанавливает возможность ограничения ряда прав и свобод граждан для обеспечения безопасности и защиты конституционного строя. Однако часть прав и свобод все же сохраняется при любых обстоятельствах. Их перечень содержится в ч. 3 указанной статьи. Вчитаемся в текст Конституции РФ. Статья 19 в упомянутый перечень не входит. Таким образом, при необходимости прекращается равенство граждан перед законом и судом, равенство мужчины и женщины, равенство всех людей вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания, языковой принадлежности, социального положения. Даже в качестве временной меры и при крайней необходимости перспектива такой дискриминации недопустима. По-видимому, законодатель имел в виду лишь ограничения для лиц, принадлежащих к каким-либо общественным организациям или исповедующих некие опасные на конкретный историко-политический момент убеждения (само собой разумеется, чрезвычайное положение без веских на то оснований не вводят). Но то, что под действие нормы подпадает и равноправие, к примеру мужчин и женщин, православных и католиков... Хочется надеяться, что это только невнимательность законотворца, а не реальное желание посягнуть на естественные, общепризнанные права человека»40.

Существенное  влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного  и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности. Наиболее значимыми для граждан и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения к власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации. Далеко не всегда, граждане в соответствии со ст. 12 Конституции РФ могли получить достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, других факторах41. Особо актуальной продолжает оставаться проблема реализации права на жилище малоимущими гражданами. Ст. 40 Конституции РФ, закрепляет положение о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из негосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами42, однако эта норма практически не реализуется. Конституционные нормы претворяются в реальную жизнь, воплощаются в реальных конкретных деяниях (действиях и бездействии) государственных органов, а также граждан и их объединений. Изложенный анализ специфики и особенностей реализации конституционных норм позволяет сделать вывод о наличии специфических форм их реализации. Совершенно верна позиция Л. А. Морозовой, что "реализация конституционных норм имеет много общего с аналогичным процессом отраслевых норм, но ей присущи и свои специфические черты, определенная сложность, что обусловлено особым положением конституционного законодательства в правовой системе, своеобразием содержания и формы его предписаний, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения"43.

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, Конституция  РФ 1993г. – это основной закон России, имеющий высшую юридическую силу.

На основании  вышесказанного, видно, что процесс  принятия Основного закона проходил в сложных исторических условиях, но, тем не менее, Конституция РФ была принята. С ее принятием начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти. Конституция, несомненно, упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией. К началу XXΙ века в нашей стране утвердился конституционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах РФ развернули деятельность главы администраций и законодательные собрания. На основе Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партийная система и местное самоуправление. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ, улучшающих жизнь народа.

Но, несмотря на все достоинства Конституции  РФ 1993г., имеются так же и недостатки, так, например, процесс реализации. Вопрос насколько реализуется Конституция РФ и в состоянии ли она гарантировать демократические завоевания, стоит достаточно остро. Ведь нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека. Так, по данным фонда «Общественное мнение», 47 % опрошенных полагали, что Конституция РФ - «чисто формальный документ, не определяющий жизнь страны44». По социологическим опросам, представленным Леванда - Центром, «42 % опрошенных считают, что Конституция РФ не играет значительной роли в жизни страны и с ней мало кто считается45». Данные показатели общественного мнения настораживают - почти половина населения страны не верит в действительность Основного закона. Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные в 2012 году, свидетельствуют, что более 80% россиян никогда не читали Конституцию страны, при этом 59% имеют общее представление о ее содержании, а 22% совершенно не представляют, что в ней написано.

Таким образом, из проведенного анализа ясно видно, что необходимо повысить эффективность конституционного регулирования общественных отношений и конституционной практики. Ведь претворение в жизнь конституционных положений и целей вызваны необходимостью построения демократического федеративного правового государства, к которому мы стремимся.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция 1978г.- "Ведомости ВС РСФСР", 1978, N 15.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.- "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
  3. Постановление от 12 марта 1993 г. «О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации».
  4. Указ №669 от 12 мая 1993 г. «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации».
  5. Указ №718 от 20 мая 1993г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации».
  6. Постановление от 7 мая 1993г. «О проекте Конституции (Основного закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года».
  7. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».
  8. Указ Президента РФ от 15 октября 1993 г. N 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».
  9. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
  10. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля-10 ноября 1993 г. Т.18.8сентября-21 октября 1993 г. М., 1996г.
  11. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1
  12. Российская газета. 1993, 25 декабря. С.3.
  13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов.3-е изд.М.: Юриспруденция, 1999. С. 431.
  14. Ген Н. Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации. // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 10.
  15. Гудков Л.Д. Произвол как источник права. Легитимность социального порядка в посткоммунистической России. // Независимая газета. 2010. 28 мая.
  16. Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 112.
  17. Ильичев Г. Не про нас писано // Известия. 2012.10 декабря
  18. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. 2000.№3. С.6
  19. Пряхина Т. М. Понятие конституционности и реализация Основного закона // Реализация Конституции России. 1994. С.65.
  20. Тихомиров Ю. А. Конституционные нормы // Теоретические основы советской конституции. М.: Наука, 1981. С.129.
  21. Чернобаль Г.Т. Структура норм права и механизм их действия (логические аспекты) // Правоведение. 1983. N 4. С. 45.
  22. Баглай, М.В.Конституционное право Российской Федерации[Текст]: учебник для вузов.-5-е изд., и доп. –М.: Норма, 2010.-784с.
  23. Енгибарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. С.222.
  24. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 73.
  25. Маликов М. К. Гносеологические основы реализации права: Учебное пособие. Уфа: Башкирский университет, 1998. С.117-121; Степанов И. М. Конституция и политика. М., 1984. С.65-124;
  26. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С.98-120.
  27. Явич Л. С.Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С.140.

Информация о работе Конституция РФ