Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель моей работы – дать общую характеристику Конституции РФ и рассмотреть в чем заключается проблема реализации Основного закона.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть процесс принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия.
2. дать характеристику юридическим свойствам и функциям Конституции РФ.
3. оценить современное состояние регулирующего воздействия Конституции РФ 1993г. и реализации ее норм.
Введение 3
1. Особенности принятия Конституции РФ 1993г. 5
3. Юридические свойства Конституции РФ. 15
4. Функции Конституции РФ. 19
5. Проблема реализации Конституции. 21
Заключение 29
Список литературы: 31
Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Все законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Основные черты характеризуют Конституцию РФ как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, Конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
1) адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, и т.д.
2) наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях - общепризнанными принципами и нормами международного права (статья17)13.
3) прямое действие (ст15)14. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
4) незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2)15. При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
5) отношение Конституции РФ 1993
г. к федеративному устройству России.
Она придает статус субъектов РФ не только
национально-государственным образованиям,
но и обычным административно-
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основного закона государства. К юридическим свойствам Конституции РФ относятся: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.
1. Учредительный характер
Конституции проявляется в том,
2. Легитимность Конституции
состоит в том, что она
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ16.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации»17.
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ)18.
Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.
4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством19. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)20. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» 21, где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
6. Реальность Конституции
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
7. Конституция является
8. Программность Конституции
проявляется в том, что
4. Функции Конституции РФ.
Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Функции Конституции - важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения, т.к. они раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Можно выделить следующие функции: юридическую, политическую, мировоззренческую и интеграционную.
Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16)23; б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125)24; в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133)25; г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.
Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы.
Мировоззренческая (идеологическая)
функция заключается в том, что
конституция является элементом
философии организации
Для того чтобы понять в чем заключается проблема реализации Конституции РФ, вначале надо разобраться, что понимают под процессом реализации.
Процесс реализации - это переход какого-либо определенного явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления. Под реализацией права, следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями. Некоторые ученые дают иное определение. Например, А. Б. Венгеров полагает, что реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей26. Как отмечает М. К. Маликов, в исследование понятия реализации норм права ученые внесли плодотворный вклад в 60-е годы ХХ в., но тема является актуальной и остро дискуссионной до настоящего времени. При этом наблюдается различие в позициях авторов при ее разработке. Одни полагают, что это понятие должно использоваться во всех отраслях юридических наук без учета особенностей реализации политики и конституционных положений. Другие при трактовке реализации права не учитывают механизмов социального компонента. Третьи считают, что реализация права должна быть определена в рамках механизма правового регулирования, а не правоотношений27.