Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:46, творческая работа

Краткое описание

На рубеже столетий в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, «стареет», снижается рождаемость. В то же время «молодеет» преступность, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все раньше приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам, и все это происходит на фоне общего кризиса семьи. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами можно сделать вывод о том, что в нашем обществе давно назрела необходимость анализа правового регулирования, который обусловлен таким объектом правоотношений как дети.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 21.77 Кб (Скачать)

Введение

 

В последние десятилетия  двадцатого века мировое сообщество обратило внимание на необходимость  особой правовой защиты несовершеннолетних, поэтому выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью решения теоретических задач, возникающих в процессе формирования правового статуса ребенка. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка*, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство*. Подписав главный международный документ в сфере защиты прав несовершеннолетних, Россия взяла на себя обязательства привести в соответствие с ним национальное законодательство.

На рубеже столетий в России сложилась катастрофическая демографическая  ситуация: численность населения  сокращается, «стареет», снижается  рождаемость. В то же время «молодеет» преступность, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все раньше приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам, и все это  происходит на фоне общего кризиса  семьи. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами можно сделать  вывод о том, что в нашем  обществе давно назрела необходимость  анализа правового регулирования, который обусловлен таким объектом правоотношений как дети. Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Подростки должны знать те права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

В российской юридической  науке проблемы защиты прав и свобод человека были рассмотрены в трудах, имеющих непосредственное отношение  к анализу правового статуса  детей. В контексте темы исследования особо следует отметить то, что в работах по теории права таких авторов как С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, С.А.Авакьяна, М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Н.А.Богдановой, Ю.И.Гревцова, Ю.А.Дмитриева, Д.А.Керимова, В.В.Лазарева, А.В.Малько, Н.И.Матузова, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, Ю.В.Тихонравова, В.Н.Хропанюка и др. Исследованию защиты прав несовершеннолетних в Российском государстве посвятили свои работы такие специалисты, как Беспалов Ю.Ф., Борзенков Г.Н., Волохова Е.Д., Воробьев В.Ф., Гаухман Л.Д., Герцензон А.А., Голяков И.Т., Гуревич К.Г., Долиненко Л.А., Заряев А.В., Игнатов А.Н., Красиков Ю.А., Комисаров В.С., Кузнецова Н.Ф., Магомедов А.А., Максимов С.В., Малков В.Д., Мельникова Э.Б., Мдинарадзе М.Г., Миньковский Г.М., Наумов А.В., Петрашев В.Н., Рарог А.И., Ревин В.П., Тяжкова И.М., Шипицына Л.М., Щербаков А.И. и другие. Также следует отметить исследования в этой области А.А.Аникиной, Ю.Г.Арзамасова, Е.Л.Вороновой, Я.И.Гилинского, Н.П.Ереминой, Л.М. Карнозовой, С.И.Кириллова, А.А.Корсантии, Т.Н.Маклыгиной, О.И.Маминой, Л.Б.Обидиной, Е.В. Роговой, Н.Н. Савиной, Л.А.Соболевой, С.А.Стяжкиной, С.Д. Ушакова и др. Отдельные аспекты изучаемой темы представлены в трудах таких авторов, как: Р.М.Абызов, Ю.М.Антонян, З.А. Астемиров, Ю.Д.Блувштейн, Г.С.Гаверов, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, Е.С.Жигарев, Б.И.Исмаилов, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, С.В.Надтока, Ю.Е.Пудовочкин, Д.В.Ривман, О.В.Старков, В.В.Устинова, Г.И.Фильченков, А.В. Шеслер, Д.А. Шестаков, Н.В. Щедрин, В.Е.Эминов, В.К. Бабаев, Н.Е. Борисова, Ю.И. Гревцов, Д.А. Керимов, В.В. Корченов, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, И.Г. Саяпина, Е.В. Хатилова, В.Н. Хропанюк и др. раскрываются специфика правоотношений, формы реализации права, структура и предпосылки правоотношений, механизм правового регулирования, в том числе и относительно несовершеннолетних. Отдельные аспекты прав несовершеннолетних разрабатывались авторами в рамках различных отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и др.) среди таких авторов M.B. Антокольская, В.В. Бородин, В.А. Грачева, И.И. Гришин, М.Д. Давитадзе, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянский, В.Н. Иванов, Н.А. Иванова, А.И. Ионова, Е.И. Козлова, Л.А. Кузьмичева, О.Е. Кутафина, Ю.Е. Лапина, И.И. Лукашук, В.О. Лучин, Г.Г. Мошак, А М. Нечаева, В И. Патрушев, Л.М. Пчелинцева, А И. Попов, М.С. Рыбак, Е.М. Рыбинский, В.П. Сальников, А.А. Смольяков, Е.Л. Чефранова, В.И. Шилова, Л.Н. Шевченко, А.А. Яшин, И.С. Яценко и др. Нельзя не отметить тех авторов, которые пытаются дать общее представление о правовом статусе детей в правовой системе Российской Федерации. К сожалению, эта группа работ немногочисленна, тем не менее, среди авторов, анализирующих эту тему, можно выделить как зарубежных исследователей: М Блэк, Р. Мнукин, Р. Мэрфи, Т. Платт, Р. Франк, Дж. Хейвис, Р. Шеллен и др., так и отечественных: В.И. Абрамов, Н.Е. Борисова, О.А. Кабышев, Л.В. Корбут, М.С. Нарикбаев, С.В. Поленина. . Но, несмотря на имеющиеся труды, посвященные конституционно-правовому статусу несовершеннолетних, необходимо отметить, что для этого относительно молодого правового института характерен целый ряд пробелов в законодательстве, связанных с отсутствием механизма реализации отдельных прав и свобод несовершеннолетних.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным (через представителей) субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка и механизмов их защиты. Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка, а так же понимание, сущность конституционно-правового статуса несовершеннолетних, закономерности становления и развития правовых норм, закрепляющих основные аспекты прав несовершеннолетнего.

Цель дипломной работы осуществить комплексный анализ отечественной и международной  теории и практики формирования конституционно-правового  статуса несовершеннолетнего, выработать предложения по совершенствованию  российского конституционного законодательства и практики его применения к несовершеннолетним. В соответствии с поставленными  целями определен следующий круг задач:

  1. Определить понятийный аппарат, необходимый для анализа обозначенной проблемы;
  2. Раскрыть содержание и сущность правовых категорий «статус», «ребенок», «несовершеннолетний», и др.
  3. Изучить конституционно-правовой статус несовершеннолетних, проанализировать его нормативно-правовое оформление и закрепление;
  4. Исследовать процесс разработки этого вопроса в международных документах, нормативно-правовых актах отдельных зарубежных стран и Российской Федерации;
  5. Исследовать конституционные основы правового статуса ребенка в Российской Федерации на предмет их соответствия международным принципам и нормам о правах ребенка, а так же реалиям российской действительности;
  6. Раскрыть роль органов внутренних дел в обеспечении прав несовершеннолетних;
  7. Проанализировать проблемы юридической ответственности детей;
  8. Определить роль общепризнанных принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетнего под углом зрения требований, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, как основе развития российского законодательства о детях;
  9. Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям Российского общества.

Методологической  основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических явлений и процессов. Особую роль при проведении исследования сыграли такие методы, как диалектический, нормативно-логический, конкретно- формально-юридический анализ и другие.

В работе над исследованием  идет опора на современные достижения социологии, биологии и юриспруденции, что способствовало не только комплексному изучению института конституционно-правового статуса несовершеннолетних в качестве особого правового феномена, но и отвечало интересам сопоставления с иными социально-юридическими факторами, оказывающими влияние на формирование законодательства и практику совершенствования института конституционно-правового статуса несовершеннолетних. Так же данное исследование опирается на широкий круг нормативно-правовых актов, Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», теоретические источники – труды известных ученых-юристов, указанных выше. 

Теоретическое и практическое значение работы определяется тем, что она призвана восполнить пробелы, существующие в научной литературе и законодательстве, регламентирующем конституционно-правовой статус несовершеннолетних. Материалы диссертации могут служить основой для последующих исследований в этой области. Теоретическая значимость обусловлена также тем, что в диссертации конституционно-правовой статус несовершеннолетних предстает как своеобразная система, имеющая свои принципы и методы и позволяющая выразить комплексно всю полноту конституционно-правового статуса подрастающего поколения, снять имеющиеся противоречия в отдельных отраслях права (уголовном, уголовно-процессуальном, семейном, гражданском), касающихся данного вопроса. Практическое значение диссертации состоит в том, что она дает возможность дальнейшего совершенствования законодательства. Основные положения исследования могут быть использованы при подготовке и проведении лекционных курсов, семинарских и практических занятий по конституционному праву России и зарубежных стран, а также в учебном процессе по другим юридическим дисциплинам.

Научная новизна заключается  в том что проведено комплексно исследование института конституционно-правового статуса несовершеннолетних в качестве относительно самостоятельного института в Российской правовой системе; сформулированы основные характеристики конституционно-правового статуса несовершеннолетних, выражающиеся в определенном объеме реально и потенциально принадлежащих им субъективных прав, свобод и обязанностей; проанализирован существующий конституционно-правовой статус несовершеннолетних и показаны недостатки и проблемы его реализации, вытекающие как из неполного соответствия нормам международного законодательства о правах детей и молодежи, так и неадекватности нынешним условиям российской действительности. Диссертантом предложены конкретные рекомендации, призванные устранить имеющиеся недостатки; обоснованы необходимость и значимость формирования специфической системы «права детей» как самостоятельного правового института; проанализированы коллизии и пробелы в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, затрагивающих интересы несовершеннолетних, а также предложены практические рекомендации по их устранению. Сформулированное автором определение: «Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего - это система прав, свобод, обязанностей и гарантий их реализации, закрепленных международными и внутригосударственными нормами для представителя социальной группы объединенной по возрастному критерию (от рождения и по достижению 18 лет)»

 

 

 


Информация о работе Конституция РФ