Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 12:32, курсовая работа
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, в рамках которых осуществляется изменение Конституции Российской Федерации.
Введение........................................................................................................ 3
1. Виды конституций……………………………………………................ 5
2. Предпосылки принятия Конституции РФ…………………….............. 8
3. Возможности изменения Конституции РФ…………………................ 11
4. Последние поправки к Конституции РФ ……………………………... 18
Заключение………………………………………………………................ 21
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов….. 23
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский
государственный университет
Северодвинский
филиал
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ТЕКСТА
Курсовая работа студентки 3 курса б/в
заочной формы обучения
Прокшиной Татьяны Вадимовны
Научный руководитель:
преподаватель кафедры юриспруденции
Яковлев
Александр Владимирович
Северодвинск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................
1.
Виды конституций……………………………………………..
2. Предпосылки принятия Конституции РФ…………………….............. 8
3. Возможности изменения Конституции РФ…………………................ 11
4. Последние поправки к Конституции РФ ……………………………... 18
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы и нормативно-правовых
актов….. 23
Введение
В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находят отражение те ценности, которые определяют общественное и государственное развитие.
В
связи с этим, одним из основных свойств
конституции является стабильность, устойчивость
содержания, что позволяет поддерживать
устойчивость правовой системы и государственного
механизма. Вместе с тем стабильность
конституции не означает абсолютной неизменности.
Основной закон страны должен учитывать
реальные условия, адаптироваться к меняющейся
социальной действительности, отражать
перемены в тех общественных отношениях,
которые он регулирует.
Конституция
Российской Федерации была принята
12 декабря 1993 года и действует уже
более 15 лет. До недавнего времени вносимые
изменения касались только статьи 65, в
части наименования субъектов Федерации
и субъектного состава Российской Федерации.
30 декабря 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев
подписал законы, касающиеся изменений
срока полномочий Президента и Государственной
Думы, а также контрольных полномочий
Государственной Думы.1
Для того, чтобы в полной мере осознать процессы, происходящие в настоящий момент в российском обществе и государстве, нам кажется, необходимо понять место Конституции Российской Федерации в классификации конституций, провести анализ возможных способов изменения текста основных законов различных государств, рассмотреть преемственность и принципиальные различия отечественных Конституций, а также проанализировать текст ныне действующей Конституции Российской Федерации с учетом последних изменений. Рамки курсовой работы не позволяют нам в полном объеме рассмотреть упомянутые вопросы, ниже мы кратко остановимся на основных темах, более углубленно проанализировав способы и процедуры, применяемые для изменения Конституции Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются нормы Конституции и конституционного законодательства Российской Федерации, закрепляющие процедуры изменения Конституции.
Объектом
исследования являются конституционно-правовые
отношения, в рамках которых осуществляется
изменение Конституции
В качестве источников в настоящей работе использованы Конституция Российской Федерации 1993 года, нормативно-правовые акты по выбранной тематике, учебная литература по конституционному праву Российской Федерации, конституционному праву зарубежных стран, а также ряд других источников.
Глава I. Виды конституций
«Конституция
– это основной закон государства, определяющий
пределы осуществления государственной
власти и представляющий собой систему
правовых норм, регламентирующих государственный
строй страны, принципы правовой системы
государства и основы его взаимоотношений
с населением».2 В таком формально-юридическом
смысле понятие конституции сложилось
в конце XVIII века, когда в некоторых странах
были приняты первые акты подобного значения
и содержания. Ранее термин «конституция»
(от латинского «constitutio» установление,
устройство, учреждение, конституция)
имел несколько иное значение: в Древнем
Риме конституциями именовались акты
императорской власти, имеющие высшую
юридическую силу. Этот же термин использовался
и в Европе в период феодализма для наименования
различных нормативно-правовых актов.
В настоящее время конституции разных стран весьма различны, что связано с условиями и обстоятельствами их принятия. В конституционно-правовой теории существует классификация конституций по ряду признаков: по форме (писаные и неписаные), по порядку принятия (октроированные и народные), по времени действия (временные и постоянные), по порядку изменения (гибкие и жесткие) и другим.
Неписаные конституции существуют в виде целой совокупности законов, конституционных обычаев, судебных прецедентов. Причем отсутствие в стране писаной конституции отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании.3 Авторы теории неписаной конституции – это, прежде всего, британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции.
Писаные
конституции в большинстве стран схожи
и составлены в виде единого документа,
построенного по определенной схеме. Обычно
писаная конституция состоит из преамбулы,
основной части и заключительных положений.
В большинстве случаев преамбула носит
торжественно-декларативный характер,
объясняет цели конституции, исторические
условия ее принятия. Основная часть конституции
содержит нормы, определяющие основы конституционного
строя, права и свободы личности, систему,
принципы организации и деятельности
органов государственной власти, а в заключительных
разделах обычно содержатся нормы о порядке
изменения основного закона и некоторые
переходные положения.
В
науке конституционного права различают
юридическую и фактическую
По порядку изменения выделяют конституции гибкие и жесткие. В первые изменения и дополнения вносятся в порядке, установленном для принятия обычных законов, во вторые — в особом усложненном порядке, с соблюдением определенных условий.
Принятие
новой конституции всегда вызывается
весьма существенными переменами в
жизни общества: качественными изменениями
в основах конституционного строя,
образованием нового государства, существенным
обновлением государственной формы (например,
сменой монархии республикой, тоталитарного
режима демократическим или наоборот
и т.д.). Отдельные изменения в ней также
должны требовать серьезного обоснования.
Жесткая процедура по внесению в текст
конституции изменений и дополнений служит
гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. Жесткие конституции условно можно разделить на два подвида: жесткие и особо жесткие. Критерия, который позволил бы четко определить степень жесткости, не существует. Условно к числу жестких можно отнести конституции, которые изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством в палате или палатах, и конституции, изменяемые повторным голосованием через определенный срок, но парламентом того же созыва. Если же требуется утверждение изменений на референдуме или голосование в парламенте следующего созыва, или утверждение поправок органами субъектов федерации, или применение каких-либо иных процедур, ратифицирующих внесенные изменения, то такие конституции можно отнести к особо жестким.
Одной
из причин постоянства норм, содержащихся
в основном законе Японии 1947 года (до
сих пор в текст этой конституции не было
внесено ни одной поправки), а также весьма
редкого внесения поправок в конституции
США, Франции является как раз особо жесткий
их характер.5
Некоторые
конституции содержат так называемые
защищенные или укрепленные положения,
не подлежащие пересмотру. Так, в Италии
и во Франции, например, республиканская
форма правления не может быть предметом
пересмотра.6
Глава II. Предпосылки
принятия Конституции
РФ
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, не первая в истории страны. До ее принятия действовала Конституция 1978 года, которая, в свою очередь, имела предшественниц.
Прежние
советские конституции
Такой
упрощенный порядок изменения, в
совокупности с другими политическими
факторами, нарушал стабильность Конституции
и привел к тому, что в прежнюю
Конституцию Российской Федерации
за короткий период было внесено более
300 поправок.7
Права и свободы граждан в прежней Конституции закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль Коммунистической партии служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.
Конституция с таким содержанием стала входить в острое противоречие с процессами, начавшимися в 1985 году. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.
В
1989 году законом был учрежден новый высший
орган государственной власти – Съезд
народных депутатов РСФСР. К исключительному
ведению Съезда был отнесен широкий круг
вопросов, в том числе принятие Конституции
РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения Коммунистической партии в политической системе, признание идеологии плюрализма. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая». Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. Были узаконены множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система.
Существенно
преобразовывалось
Информация о работе Способы изменения конституционного текста