Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие Конституции 6
Виды Конституции 8
Основные этапы развития Конституции РФ 11
Глава II. Сущность Конституции РФ 16
Глава III. Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г 20
Заключение 24
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.28 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение                                                                                                                   3

Глава I. Понятие Конституции                                                                               6                                                                           

  1. Виды Конституции                                                                                   8
  2. Основные этапы развития Конституции РФ                                           11

Глава II. Сущность Конституции РФ                                                                  16

Глава III. Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г                 20

Заключение                                                                                                         24

Список используемых источников                                                                      27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Какие бы правовые вопросы  нас ни интересовали — будь то из области гражданского или административного, семейного или трудового права  — прямо или косвенно они выходят  на Конституцию. Именно требования Конституции  являются главным ориентиром в поисках  ответов практически на любой  вопрос, нуждающийся в правовой оценке, независимо от его масштабности, личной или государственной значимости. К Конституции обращается и ученик, постигая в рамках школьной программы  «Основы государства и права» организацию политической власти, права  и свободы человека и гражданина в РФ, и депутат парламента, министр  Правительства или Президент, полномочия которых определяет Конституция. Если же иностранный гражданин, политический деятель зарубежного государства  пожелает получить наиболее точные, «паспортные» данные о нашей стране, ее политической системе и экономическом устройстве, об органах, осуществляющих внешнюю  и внутреннюю политику России, и  в этом случае необходимо обращаться к Конституции — своего рода паспорту нашего государства.

Развитие Российского  государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует.

Конституцию справедливо  называют главным, основным законом  государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция  1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.

Конституция разрабатывалась  и утверждалась с тем, чтобы воплотить  достижения цивилизации, в том числе  общепризнанные принципы права, фундаментальные  права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.

Основной целью данной работы является Конституция Российской Федерации 1993 года. В этой работе будут  рассмотрены такие вопросы, как  сущность, основные черты и особенности  Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие Конституции.

Конституция в любом государстве - это система правовых норм, обладающей высшей юридической силой и предназначаемых для регулирования защиты и охраны отношений, характеризующих основы конституционного строя страны организацию и функции высших органов государственной власти, оформляющих правовое положение личности в обществе и государстве. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании  произвола власти и бесправия  подвластных. Современная правовая система - это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических  десятилетий строительства социализма.1 

Регулирующая роль конституции  касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную  организацию, но и негосударственные  сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере  гражданского общества. Никакая конституция  не может обойти взаимоотношения  государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право  в целом оказывает формирующее  воздействие на различные стороны  общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Термин "конституция" происходит от латинского слова "constitutio" – "устанавливаю, учреждаю". Он встречался еще в законодательстве Древнего Рима и обозначал в то время различные акты, устанавливавшиеся (конституировавшийся) императором и закреплявшие устройство государства, но не единый основной закон государства, возглавляющий пирамиду законодательства. В связи с этим типичным для недавнего прошлого нашей государственно-правовой науки был вывод о том, что "появление конституций как основных законов связано с приходом к власти буржуазии. В борьбе с феодалами она добивалась закрепления капиталистических отношений (уже сложившихся в рамках феодального строя), ограничения королевской власти учреждением парламента или провозглашением республики, установления прав имущих граждан"2.

Термин «конституция»  употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние  века его значение не совпадало с  современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий  мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных  отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. 3

Конституция в любом государстве  — это правовой акт высшей юридической  силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной  и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция как Основной закон  государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения  и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой  для текущего законодательства. В  этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения  конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет  его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы  сохраняют свою определенность и  высшую юридическую силу по отношению  к нормам текущего законодательства.

Конституция — прежде всего юридический  документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки  конституционного права.

 

1. Виды конституции.

Многообразие конституций, явившееся  следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам.

Различаются, например, писаные и  неписаные конституции. В большинстве  стран мира существуют единые писаные  конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось  общее представление о необходимости  принимать конституции именно в  такой форме. Но есть страны (Великобритания, Швеция и др.), в которых под  конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), а единого писаного акта нет. Такая система, сложившаяся в конкретных исторических условиях, отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах -напротив, этот строй часто гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции меняются «как перчатки».

Конституции классифицируются по порядку  принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции - обычно так называют те основные законы, которые  были «дарованы» народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также  конституции, данные Великобританией  своим колониям в ходе деколонизации  африканского континента.

          Общепризнанные  легитимные способы принятия  конституции – с помощью учредительного  собрания и референдума. Первым  способом, например, была принята  ныне действующая Конституция  США (Конституционным конвентом  в 1787 г.), а также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.) Болгарии и Румынии (1990, 1991 гг.), а вторым – Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого они иногда выносились на референдум (Испания, 1978 г.).

          Отмеченные  способы принятия конституции  сами по себе не свидетельствуют  о большей или меньшей легитимности. Каждый из них так или иначе  связан с тайным голосованием  избирателей, а следовательно,  обеспечивает волеизъявление народа. К этому не имеют отношения  пародии на «всенародное обсуждение»  конституции, свойственные тоталитарному  государству, когда с помпой  собираются сотни тысяч «поправок»  к проекту, а учитывается, и  то формально, менее десятка.  Именно так обставлялось, например, принятие Конституции в 1977 г.

          С порядком  принятия конституции связан  термин «харизматическая конституция» (от греческого слова «харизма»  - божественный дар). Этим термином  обозначают конституцию, в разработке и принятии которой ведущую роль играет одаренный политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим. В коммунистических государствах на эту роль претендовали генсеки правящих партий, вследствие чего в СССР, например, в свое время утвердились термины «сталинская Конституция», «брежневская Конституция». Но это возможно и в демократических странах. Во Франции, например, смена парламентской формы правления на президентскую в 1958 г. произошла благодаря усилиям генерала де Голля, вследствие чего и Конституция получила название «деголлевской». Возможно, по аналогии с этим, Конституция Российской Федерации 1993 г. будет названа «ельцинской».

         По порядку,  изменения различаются конституции  «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются и дополняются так же, как обычные законы – таких теперь немного; вторые – с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т.е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций следует отнести и Конституцию Российской Федерации. «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституции, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

Информация о работе Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г