Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие Конституции 6
Виды Конституции 8
Основные этапы развития Конституции РФ 11
Глава II. Сущность Конституции РФ 16
Глава III. Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г 20
Заключение 24
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.28 Кб (Скачать)

        В правовой  литературе встречаются также  классификации, где и конституции  делятся на монархические и  республиканские, унитарные и  федеративные, но по существу  это повторение классификации  основных форм правления и  форм государственного устройства, которые составляют самостоятельный  институт конституционного права. Различаются постоянные и временные конституции. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

2. Основные этапы развития Конституции РФ.

Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием  в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.

Основные этапы развития российской Конституции:

  • дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);
  • советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.);
  • постсоветский или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

Первым законодательным  актом в России, имевшим конституционное  значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", которым  император Николай II:

  • даровал населению "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов"; 
  • установил "незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять, силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий" поставленных императором властей.

Несколько месяцев спустя в дополнение к Манифесту были учреждены Государственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госдума и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодержавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя:

  • без его утверждения ни один закон не мог войти в силу;
  • изменение Основных законов могло осуществляться только по инициативе царя;
  • он наделялся правом роспуска Государственной Думы;
  • император был вправе и сам принимать законы, но с одобрения обеих палат парламента;
  • царь назначал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений»).

      Дума, избираемая, населением на пять лет, имела право принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом императора.

       Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Госдумой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, представлялись на утверждение императору председателем Госсовета.

      До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти. В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошла смена общественного строя, что обусловило разработку и принятие конституции социалистического типа. Первая конституция Советской России — Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.  Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии.

       После образования СССР (1922 г.) на основе Декларации и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

       В 1936 г. в связи с провозглашением построения социализма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов.  К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся

       К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а также самыми современными средствами его доставки - межконтинентальными баллистическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановления силами извне.

      В 1977 г. в связи с провозглашением построения в СССР развитого социализма и общенародного государства, была принята новая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия.  В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая общность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.

      С 1989 г. в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно изменившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

       В 1990—1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения. Работа над новой редакцией Конституции России связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России. Принятию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной властей.

Вначале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г. В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Сущность Конституции РФ 1993 г.

Если понятие конституции  определяет те общие  черты,  которые  выделяют ее  как особое правовое явление, то раскрытие сущности  конституции  связано с познанием ее глубинной природы,  с  решением  вопроса  о  том,  чью  волю конституция выражает. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные  теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных  представлений  является  трактовка  сущности конституции  как  общественного  договора.  Предполагается,  что  все члены общества заключили договор, воплощенный  в  конституции,  о  том,  на  каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно  живет.  Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа,  проявление его единой воли.

Теологическая теория видит  сущность  конституции  в  воплощении  в  ней божественных  предписаний   человеческому  обществу  о  правилах   жизни   и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители школы естественного  права  полагают,  что  сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового  опыта,  постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие  конституции  обладают, по  этой  концепции,  в  отличие  от  "революционных"  конституций,  которые составляются  в  кабинетах,  исходя  из  чисто  умственных  представлений  и заимствовании чужого опыта.

Имеются  и  теории,  отрицающие   народный   характер   конституции   и связывающие ее  сущность  с  государственной  волей.  Конституция  при  этом рассматривается  как  самоограничение  государственной   власти:   поскольку возможности  государственной  власти  безбрежны,  то,  чтобы  не   допустить произвола, деспотизма, она  сама  себя  ограничивает  и  закрепляет  пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая  являлась  теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества,  не  всего  народа,  а  только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в системе современного демократического государства,   от  всех других правовых актов отличают следующие черты. Прежде всего, необходимо   отметить,  что   Конституция  в  современном значении этого понятия является актом, который принимается  народом  или  от имени народа. Характерно,  что  возникновение  в  XVII  веке  самой  идеи  о необходимости такого акта, как конституция было связано  именно  с  этой  ее чертой.

Эта сущностная черта конституции  и поныне  признается   доминирующей  в конституционной теории  и  практике. Преамбула Конституции Российской Федерации начинается со слов "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Особенность  субъекта,  принимающего  конституцию,  обусловливает  и  вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный характер.  Поскольку  народ в демократическом государстве  есть  носитель  суверенитета  и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью.  В  содержании  последней  вкладывается  именно   право   принимать конституцию  и  посредством  ее   учреждать   те   основы   государственного устройства, которые выбирает для себя  данный  народ.  Только  учредительная власть   может изменить, в том числе и  самым  радикальным образом,  основы устройства общества и государства.

Учредительная  природа  конституции  проявляется  и  в  том,   что   ее предписания  выступают в  качестве  первоосновы,  являются  первичными.  Это означает, что для установления положений конституции не  существует  никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая  не  могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что  она  не  соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей  конституцию   является  особый  предмет конституционного регулирования, то есть  специфика  того  слоя  общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт.  Конституция затрагивает все  сферы  жизни  общества  -  политическую,   экономическую,   социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые,  фундаментальные  основы общественных отношений.

Элементами конституции  выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь  её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных  структурных элементов конституции. Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование. Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное  значение. Воздействие конституционной  преамбулы усиливается в сочетании  с конкретными нормативными предписаниями  этого основного закона государства. В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления  народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции.

Информация о работе Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г