Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:02, курсовая работа
В истории становления современного государства одним из основных моментов является выработка и принятие его Конституции — Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы и обязанности граждан и т.п. Очень важно изучить, как вырабатывалась и принималась конституция, какие проблемы при этом были наиболее остры, как участвовали в этом процессе политические партии и широкая общественность. Только разобравшись в проблемах, связанных с разработкой и утверждением Конституции, можно понять, что из себя представляет то или иное государство. Рассмотрение всех указанных вопросов на опыте
Проект дает право Правительству подать в отставку, которая принимается или отклоняется верхней палатой по представлению Президента РФ. СФ по представлению Президента или по предложению депутатов палаты может выразить недоверие Правительству. Если представление Президента о недоверии или об отставке Правительства не будет поддержано верхней палатой либо рассмотрено в недельный срок, Президент может повторно объявить о своем недоверии Правительству или принятии отставки, что влечет отставку Правительства без рассмотрения вопроса СФ. Таким образом, у Президента сильные позиции по отношению к Правительству.
Нельзя не отметить, что по проекту СФ может выразить недоверие федеральному министру. Постановление СФ направляется Президенту, который в соответствии с представлением Председателя Правительства оставляет в должности или освобождает от должности федерального министра. Напомним, что по действующей Конституции ни одна из палат вообще не имеет права выразить недоверие отдельному министру.
В вопросах правосудия проект наряду с традиционными содержит и некоторые специфические предложения. В частности, он ограничивает полномочия Конституционного Суда РФ вопросами конституционности правовых актов и спорами о компетенции, отказав ему в полномочиях по оценке конституционности общественных объединений, правоприменительной практики, действий высших должностных лиц государства.
Предложен новый институт в системе правосудия - Высшее судебное присутствие (ВСП). Этот орган состоит из Председателей КС, Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда РФ (они поочередно и председательствуют на заседаниях ВСП), их первых заместителей (заместителей), а также трех федеральных судей, назначенных СФ по представлению Президента РФ. ВСП дает толкование Конституции РФ, заключение о наличии оснований для отрешения Президента РФ от должности; отстраняет от должности федеральных судей, назначенных СФ; принимает постановления по вопросам определения подсудности дел судам РФ; вносит предложение Президенту РФ о кандидатуре на должность и освобождении Генерального прокурора РФ; рассматривает дела о конституционности судебной практики, а также другие дела по представлению ФС, Президента, КС, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда РФ.
Таким образом, ВСП конституировалось как высший надсудебный орган, принимавший на себя также и ряд функций конституционного контроля и правосудия. Нельзя было не видеть в этом подрыв принципа независимости правосудия - ведь ВСП приобретало право оценок решений высших федеральных судов.
Проект содержит основы местного самоуправления в РФ. В частности, согласно ст. 5 местное самоуправление отделено от государственной власти и действует независимо и самостоятельно. В гл. 8 "Местное самоуправление" говорится о том, что оно осуществляется в городах, районах, селах и других территориальных единицах. Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают местный бюджет, местные налоги и сборы, управляют муниципальной собственностью, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают любые экономические, социальные и иные вопросы местного значения, не исключенные из их ведения или не переданные государственным органам. Органы местного самоуправления вправе делегировать отдельные свои полномочия первичным территориальным коллективам общественного самоуправления (правда, что это такое, проект не расшифровывает).
Местное самоуправление осуществляется населением через различные формы прямого волеизъявления (референдумы, собрания, сходы), через органы первичных территориальных коллективов общественного самоуправления, а также местными представительными и исполнительными органами, мировыми судьями (ст. 130).
Проект предусмотрел весьма
жесткий порядок изменения Конституции. В частности, не могут
быть предметом поправок или пересмотра
положения главы
1 Конституции.
Если предложение об изменении положений главы 1
поддержано двумя третями голосов каждой
из палат ФС, то Федеральное Собрание распускается
и созывается Конституционное Собрание,
которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо объявляет о подготовке
новой Конституции РФ и устанавливает
для этого соответствующую процедуру.
Таким образом, депутаты должны прекратить
свои полномочия (все ли пойдут на это?),
если хотят принципиальных изменений
Конституции.
2.2.
Проект Конституционного
совещания
По ряду вопросов этот проект содержит новые решения, отличные от президентского проекта. Мы остановимся только на этих положениях, не давая полной характеристики данного проекта, в значительной мере идентичного нынешней Конституции РФ.
В частности, в проекте Конституционного совещания появляется глава 1 "Основы конституционного строя". Все, что связано конкретно с конституционным статусом личности, объединяется в главу 2 "Права и свободы человека и гражданина". Обе эти главы в большинстве положений сохраняются затем в действующей Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 1 говорится, что Российская Федерация - Россия есть суверенное демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В окончательный текст позже не вошло лишь слово "суверенное", поскольку о суверенитете специально говорит ст. 4, где подчеркивается верховенство и единство государственной власти РФ на всей ее территории.
В проект (ст. 5) включено положение о равноправии субъектов РФ, оно осталось и в действующей Конституции. Проект характеризует республику как суверенное государство, а остальные субъекты - как государственно-территориальные образования в составе РФ (позже из окончательной редакции Конституции оба положения исключаются). Данный проект пока еще сохраняет в качестве второго раздела Конституции три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ. Ранее мы говорили, что многие пункты этих договоров фиксируют неравное положение субъектов РФ. В проекте Конституционного совещания большинство этих пунктов осталось: получилось, что этот раздел Конституции диссонирует со ст. 5, говорившей о равноправии субъектов, а также со ст. 72, закреплявшей вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в равном для всех объеме.
Несколько скорректированы в проекте Конституционного совещания и полномочия Президента. В частности, исключено определение Президента как "арбитра" в спорах между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, с сохранением за ним самой возможности способствовать разрешению этих споров. Права приостановления действия актов государственных органов РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в проекте уже нет, Президенту дается возможность приостановить действие лишь актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Вместе с тем введение военного и чрезвычайного положений, бывшее по предыдущему проекту правом и Президента, и Совета Федерации, теперь закреплено только за Президентом.
Из оснований отрешения Президента от должности исключено положение об умышленном нарушении Конституции, подрывающем государственный строй или умаляющем права и свободы человека. Теперь речь идет о государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (это осталось и в действующей Конституции).
Число депутатов Государственной Думы по этому проекту увеличивается с 300 до 400 человек. Снимается прямое указание об их избрании по территориальным округам, в чем можно видеть предпосылку допущения также и пропорциональной избирательной системы, т.е. избрания части депутатов по партийным спискам. Определяется, что депутаты обеих палат работают на профессиональной постоянной основе (позже это осталось лишь для ГД).
По президентскому проекту Дума была очень слабым органом. Проект Конституционного совещания усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от СФ - назначение Председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству или его отставке. Дума получает право назначать на должность и освобождать от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя и половину аудиторов Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека (ранее этот институт вообще выпал из сферы конституционного регулирования).
Финансовые законопроекты теперь могут вносить не только Президент или Правительство РФ, но и другие субъекты права законодательной инициативы, но требуется по ним заключение Правительства (это осталось и в действующей Конституции).
Вместе с тем усиливается роль СФ в законодательном процессе. По президентскому проекту, если СФ не выскажется по поступившему из Думы закону, последний считается принятым Федеральным Собранием (ст. 102). По проекту Конституционного совещания ряд законов, поступивших из ГД, подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
По президентскому проекту Президент получал право распускать в определенных случаях все Федеральное Собрание. По проекту Конституционного совещания это право распространено лишь на Думу. Она распускается, если после трехкратного предложения Президентом кандидатуры так и не назначит Председателя Правительства. Если дважды в течение трех месяцев ГД выражает недоверие Правительству, Президент или объявляет об отставке Правительства, или распускает Думу.
Конституционное совещание не поддержало идею Высшего судебного присутствия. Соответственно были вновь зафиксированы за Конституционным Судом РФ полномочия по оценке конституционности общественных объединений, правоприменительной практики. Однако права давать оценку конституционности действий высших должностных лиц за КС уже не предусматривается.
Существенно переработана глава о местном самоуправлении. Указано, что оно осуществляется через различные формы прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Исключено указание об осуществлении местного самоуправления представительными и исполнительными органами (как отражение позиции - на уровне местного самоуправления нет разделения властей), мировыми судьями, органами первичных территориальных коллективов общественного самоуправления. Появляется специальная статья о гарантиях местного самоуправления.
Оставляя
сложный порядок изменения Конституции, проект тем не менее не предусматривает
прекращения полномочий федерального
парламента в связи с созывом Конституционного
Собрания.
2.3.Вынесение
проекта Конституции
на всенародное
голосование 12 декабря
1993 г
Нельзя не обратить внимание на то, что параллельная работа над проектом Конституционной комиссии также не остановилась. В частности, постановлением от 25 июня 1993 г. "О работе над проектом новой Конституции Российской Федерации" Верховный Совет констатировал, что основные положения проекта доработаны Конституционной комиссией с учетом проекта, представленного Президентом, предложений субъектов РФ.
Путь, избранный Президентом, известен. 21 сентября 1993 г. появляются его печально известный Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и "Обращение к гражданам России". Конституция РФ, законодательство РФ и субъектов РФ, говорилось в Указе, продолжают действовать в части, не противоречащей Указу. Временно до принятия Конституции РФ и закона о выборах в Федеральное Собрание РФ и проведения на этой основе новых выборов Президент ввел в действие Положение "О федеральных органах власти на переходный период", подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. 15 октября 1993 г. появляется Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации"9. Голосование по проекту назначается на тот же день 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федерального парламента. В Указе говорится: вынести на всенародное голосование проект Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием. В бюллетень включалась формулировка: "Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?" - Да" или "Нет". Было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Установлено, что, в случае принятия Конституции, она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.