Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:02, курсовая работа
В истории становления современного государства одним из основных моментов является выработка и принятие его Конституции — Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы и обязанности граждан и т.п. Очень важно изучить, как вырабатывалась и принималась конституция, какие проблемы при этом были наиболее остры, как участвовали в этом процессе политические партии и широкая общественность. Только разобравшись в проблемах, связанных с разработкой и утверждением Конституции, можно понять, что из себя представляет то или иное государство. Рассмотрение всех указанных вопросов на опыте
Однако многие конституционные начала новой организации власти вводились уже актами Президента. Согласно Положению от 21 сентября 1993 г. о федеральных органах власти, на переходный период, законодательным и представительным органом РФ становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Первоначально в Положении был определен лишь срок полномочий ГД - 4 года, поскольку для СФ предусматривалось не избрание, а формирование по должностному принципу. Затем Б.Н.Ельцин установил, что и СФ избирается. 11 октября 1993 г. в Положение внесено изменение: СФ и ГД избираются сроком на 4 года.
Первоначально было установлено, что СФ действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта РФ, т.е. по два представителя от любого, а всего 178, поскольку субъектов 89. Достаточно быстро порядок формирования был изменен. В Указе от 11 октября о внесении изменений и дополнений в Положение установлено, что в СФ избираются по два депутата от каждого субъекта РФ. Однако в проекте Конституции вновь предлагалось не избрание депутатов, а формирование СФ, и выборы, следовательно, оставались лишь для первого СФ. Указом от 1 октября 1993 г. об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов ГД и внесении изменений в Положение о федеральных органах власти на переходный период было определено, что в ГД избирается 450 депутатов. Актами Президента закладывалась модель нижней палаты, депутаты которой работают на профессиональной постоянной основе. Как известно, она осталась и в новой Конституции. В период до опубликования проекта Конституции, выносимого на референдум, отрабатывались и модели других органов. В частности, обсуждалась перспектива упразднения Конституционного Суда с заменой его коллегией (палатой) Верховного Суда РФ с аналогичными функциями. Однако эта идея (как мы говорили, она содержалась в Указе о КС от 7 октября 1993 г.) не нашла поддержки, и Конституционный Суд был сохранен. Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. В Указе Б.Н.Ельцина "О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование" говорилось: установить, что текст проекта Конституции, выносимый на всенародное голосование, представляется Президентом РФ 9 ноября 1993 г. для официального опубликования в газетах "Российские вести" и "Российская газета", в ИТАР, а также для издания массовым тиражом издательством "Юридическая литература". Одновременно подписанный Президентом проект направляется в ЦИК РФ. Проект был опубликован 10 ноября 1993 г. Не случайно один из мотивов кампании по агитации за принятие новой Конституции был тот, что, в случае непринятия Конституции на референдуме, в стране начнется новый этап напряженности, хаос. Б.Н.Ельцин в своем обращении к гражданам России накануне 12 декабря прямо сказал: "Не примем ее - получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. Неужели мы не устали от всего этого?»
На
референдуме Конституция получила требуемое
большинство голосов. Но не будет преувеличением
сказать, что это было скорее голосование
требуемого большинства народа за Конституцию с тем, чтобы не было
тяжелых последствий. В общем, поддержка Конституции одними и инстинкт самосохранения
у других дали нужный результат. Напомним
еще раз цифры. В голосовании приняли участие
58187755 зарегистрированных избирателей,
или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630
избирателей, или 58,4% избирателей, принявших
участие в голосовании, против - 23431333 человека,
или 41,6%. В постановлении от 20 декабря 1993
г. "О результатах всенародного голосования
по проекту Конституции Российской Федерации"
ЦИК записала: признать всенародное голосование
по проекту Конституции состоявшимся;
признать, что Конституция РФ принята всенародным
голосованием. Это постановление ЦИК,
так же как и текст принятой Конституции, опубликованы в "Российской
газете" 25 декабря 1993 г. Следовательно,
25 декабря 1993 г. - официальная дата вступления
в силу Конституции 1993 г., как это предусмотрено
Указом от 15 октября 1993 г. о проведении
референдума. Напомним также, что, согласно п. 1
раздела второго "Заключительные и
переходные положения" Конституции
РФ, она вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного
голосования, а день этого голосования
(12 декабря 1993 г.) считается днем принятия Конституции РФ. Указом от 19 сентября 1994 г.
Президент объявил 12 декабря (день принятия
Конституции) государственным праздником
- Днем Конституции Российской Федерации
Заключение
Политические кризисы начала 1990 годов резко обострили социально-экономическую ситуацию в стране. Появилась проблема отставания правовых норм от реалий жизни, необходимость изменения законодательства, в основе которого лежала Конституция РСФСР (1978 года), стала очевидной. Систематическим принятием изменений и дополнений к Конституции РСФСР (1978 года) удавалось только на определенное время разрядить напряженность, но не решить проблему. Это было возможно, лишь разработав и приняв новую Конституцию. Процесс выработки новой Конституции был очень трудным, как в Конституционной комиссии, так и в Конституционном совещании. Прежде всего, это объясняется отсутствием стабильности в политической, экономической и общественной жизни страны. Помимо этого, в процессе работы участники и Конституционной комиссии, и Конституционного совещания неохотно шли на компромиссы, которые были необходимы для разработки новой российской Конституции. Таким образом, процесс разработки, обсуждения и принятия Конституции Российской Федерации отразил различные этапы противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти в России. Принятие новой Конституции всенародным голосованием стало важнейшим фактором стабилизации политической обстановки в стране и средством предотвращения возможности повторения трагедии осени 1993 года Конституция ознаменовала собой начало новой эпохи в истории России.
Кроме того, нельзя отвергать и то, что Конституция 1993 года, при всей своей уязвимости с точки зрения наличия некоторых недоговоренностей, противоречивости отдельных норм, а, следовательно, не полной своей работоспособности, в том числе по причине не принятия до сих пор соответствующих нормативных актов, дополняющих пробелы норм Конституции, стала фактором стабилизации общества, нацеленности его на демократические преобразования, систематизирующим началом в развитии российской государственной и правовой системы.
За последние годы Конституция нередко подвергалась массовой критике, которая касалась различных сфер, например, прав и свобод человека и гражданина, территориального устройства государства, устройства органов государственной власти. Эта критика затрагивала практически все главы Конституции. Например, должностные лица республик в составе РФ (Татарстана, Башкирии) обвиняют Конституцию в недостаточных гарантиях самостоятельности субъектов и их независимости от федеральной власти. Оппозиционные партии (например, партия «Яблоко») требовали усиления конституционного механизма контроля парламента за правительством и ограничения полномочий президента по координации деятельности всех ветвей власти.
Принципиальное отличие Конституции 1993 года от предыдущих конституций состоит в том, что она закрепила новые для России ценности и ориентиры, новую систему организации публичной власти, поставив в центр этой системы права и свободы человека и закрепив механизмы их защиты от произвола власти в соответствии с мировыми стандартами.
Между тем не все юридические ценности, заложенные в Конституции, не весь ее потенциал воплощены в жизнь. Многие положения Конституции носят, фактически, декларативный характер и выражают те идеалы, к которым еще предстоит стремиться.
Одна из проблем связана с принципом прямого действия Конституции, непосредственно закрепленным в статье 15. Эта статья предполагает реализацию Конституции независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее нормативных правовых актов. Конституция призвана регулировать основополагающие начала общественных отношений, которым предстоит развиваться, что подразумевает, в определенной степени, ее стратегический характер. Кроме того, Конституция не преследует цель конкретизировать абсолютно все общественные отношения – это задача законов и иных нормативных правовых актов. Однако это не позволяет считать ее лишь своего рода декларацией, поскольку ей не чуждо и наличие ряда положений, действующих в качестве конкретных и самодостаточных регуляторов принципиально важных и значимых вопросов. Наглядной иллюстрацией таких положений являются, например, нормы Конституции о сроках полномочий президента и Государственной Думы, норма о наличии в российском парламенте двух палат. В таких случаях, а также в случае отсутствия конкретизирующего нормативного акта, норма Конституции должна применяться непосредственно. Другая проблема реализации Конституции касается ее соотношения с актами действующего законодательства, которые, с одной стороны, призваны развить ее положения и обеспечить их воплощение в действительность, а с другой стороны, должны соответствовать ей как акту, обладающему высшей юридической силой.
Далеко не все из прямо предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов (а также законов, предполагаемых логикой конституционных положений), воплощены. Так, не приняты важнейшие федеральные конституционные законы о Конституционном Собрании, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации. Не урегулирован Конституцией и ряд принципиальных вопросов о природе и статусе некоторых государственных органов, таких как федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, избирательные комиссии, администрация президента. Наряду с правительством исполнительную власть осуществляют федеральные органы исполнительной власти, - министерства, службы и агентства, - статус которых определен указом президента. Между тем Конституция предусматривает осуществление исполнительной власти только правительством (ст.110 Конституции РФ). Ситуация осложняется и тем, что часть федеральных органов исполнительной власти действуют непосредственно под руководством президента.
Проблемные формулировки главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», создают препятствия для реализации ряда конституционных прав и свобод. Это известно не только специалистам в сфере юриспруденции, но и обычным гражданам. К таким вопросам относятся двойное гражданство, реальность конституционного принципа равенства, разрешительного на практике характера реализации некоторых прав и свобод, размытые конституционные формулировки тех условий, при которых возможны ограничения прав и свобод. Яркий пример такой неопределенности - уже упоминавшиеся положения статьи 55 Конституции РФ, которые нечетко разграничивают допустимые ограничения и недопустимое умаление прав человека, оставляя широкую свободу толкования условий и оснований ограничения прав.
Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Уважение к Конституции и осознание необходимости неукоснительного соблюдения ее положений – первый и фундаментальный шаг на пути к ее совершенствованию.