Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования данной курсовой работы; во-первых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и нахождения их достоинств и недостатков; во-вторых, нахождение основных сущностных характеристик права; в-третьих, рассмотреть право не только в «чистом» виде, а проследить его развитие и взаимодействие с различными социальными явлениями.
Введение с. 2
I. Общее понятие правопонимания с. 3-12
II. Эволюция представлений о праве в
отечественной юриспруденции с.13-16
III. Правопонимание в постсоветскую эпоху с.17-35
Заключение с. 36-37
Список литературы с. 38
понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.
Проф. В.А. Туманов также выделяет три
типа правопонимания. Он отмечает, что
достаточно условно основные направления
и школы могут быть разбиты на три вида
(или
Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое объединяют под названием «философия права») относится концепция естественного права.
Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется с писаным законом.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах», представляется «право в жизни», то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»), и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п.
Проф. В.А. Туманов замечает, что в настоящее время можно говорить об известной интеграции этих направлений: их сближает общее признание основных принципов правовой государственности. Хотя в прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер противоборства. Так, позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного права - важнейшего понятия философии права.
Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим (от «ius» - право) и легистским (от «lex» -закон). При этом он подчеркивает, что для легистского подхода вопроса «что такое право?» практически не
существует: право для него - это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и
известно как право. То есть легистским Нерсесянц называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный закон.
В.К.Бабаев считает возможным дать следующее определение права: "право - это система нормативных установок, опирающаяся на идеи справедливости и свободы, выраженная большей частью в законах и регулирующая общественные отношения". Таким образом, Бабаев также предъявляет к праву требования справедливости (предписания общезначимых форм социального поведения) и свободы (предоставления определенного "социального" поля деятельности), которые определяются природой человека (отвечающее этим требованиям право он называет естественным). Но, признавая возможность существования права вне законодательства, он связывает его действенность
В современной правовой науке разрабатываются и иные концепции, утверждающие в целом с позитивистских позиций плюрализм бытия права. Такое правопонимание обосновывают В. М. Баранов и С. А. Денисов. Они понимают право как систему норм, выполняющих функцию регулирования общественных отношений. В качестве ее элементов или подсистем правоведы выделяют: официально признаваемое государством позитивное право, то есть любые писанные акты , исходящие или санкционированные государством, независимо от их реализованности; реальное позитивное право - реально действующие нормы, причем их действие однозначно связывается с государственной обеспеченностью; право естественное объективное - нормы, исходящие из объективно присутствующих социальных и психологических свойств общества, среды обитания человека, реализующиеся независимо от государства через объективные потребности людей; право естественное субъективное - совокупность представлений общества о должном праве, существующих в правосознании, на уровне правовой идеологии и правовой психологии. При этом авторы настаивают на целостности этой системы, существование и развитие которой обеспечивается взаимодействием всех составных элементов. В более общем виде оно описывается как воздействие естественного объективного права на естественное субъективное, которое в свою очередь влияет на волю государства и следовательно на позитивное право.
Таким образом, данные теоретики объединяют в своем видении правовой системы идеи позитивизма, естественно-правового и социологического подходов к праву, в том числе в их современной интерпретации. Однако право в юридическом смысле они опять же понимают как имеющие своим источником государственную волю нормы. Можно сказать, что этот вариант правопонимания представляет собой лишь сведение, а не синтез существующих типов правопонимания при явном доминировании этатизма.
Одним из современных
сторонников "широкого" понимания
права как совокупности норм, идей и отношений
является также В. В. Лазарев. Однако, в
отличие от Г. В. Мальцева, он видит эти
элементы как различные формы проявления
права. Он тоже делает аналогичный вывод
о том, что сторонники классических типов
правопонимания,
Намного более гибкий
вариант "широкого" правопонимания
разрабатывает Д. А. Керимов. По его мнению,
"право - исторически сложившаяся волевая
система принципов,
субъективному,
от правовой статики к его динамике. Обоснование
именно социальной сущности права ставил
своей целью и Р. З. Лившиц. Согласно его
определению, "право - это система общественного
порядка, основанная на учете интересов
различных слоев общества, их согласии
и компромиссах". Однако это понимание
права оказывается далеким от социологического
варианта при его последующем уточнении:
"понимание права как общественного
согласия, социального компромисса обуславливает
понимание государства как его институциональной
основы". По мнению Л. И. Спиридонова,
главной функцией права является "закрепление
или запрет тех или иных поведенческих
образцов в сфере обменных отношений",
которые, в свою очередь, представляют
собой основные связи, позволяющие существовать
обществу. Отсюда вытекает уже известный
тезис о том, что право есть нормативное
средство самоорганизации и самосохранения
общества, а государство - механизм, созданный
обществом для поддержания собственной
жизнеспособности через обеспечение
правовые институты (целое) понимаются как соответствующие ментальные представления, реализуемые во взаимодействиях конкретных субъектов, если они (представления и взаимодействия) основаны на взаимном признании". Очевидно, что данные положения включают в себя "широкое" понимание права как явления, существующего в виде сознания, норм и отношений. Однако в теории И. Л. Честнова право предстает не в виде совокупности этих элементов, а как состоящая в их непрерывном перетекании и взаимодополнении, постоянно становящаяся, открытая система (проявление внутренней, "синхронной", диалогической сущности права). Нетождественность же права во времени ученый аналогичным образом описывает через
взаимопереход традиции
и инновации. Таким образом, этот подход
существенно дорабатывает и объединяет
положения отдельных "социологов-плюралистов"
о
В заключение надо сказать, что больше всего очевиден плюрализм и широта разброса мнений в области подходов к праву при отсутствии каких-либо общих и признаваемых всеми положений. Конечно, такая ситуация закономерна для любой области человеческого знания, однако специфика проблемы плюрализма правопонимания в постсоветский период состоит в следующем. По всей видимости, большинство современных теоретиков все же исходит из одних и тех же посылок, но, замыкаясь в границах собственных теоретических построений, интерпретируют их и расставляют акценты в зависимости от избранных приоритетов, в первую очередь, ценностных, что и приводит к обнаруживаемой на поверхности эклектике и несовместимости различных концепций. Но, по сути, все они составляют некий круг, в границах которого вращаются, не привнося существенно нового в общую картину видения права и лишь видоизменяя и меняя местами все те же исходные посылки. В более общих чертах этот круг представляется, как уже было изложено выше, в перемещении правовых теорий по "шкале" от сугубо инструментального этатизма до "широкого", почти неюридического социологического подхода. При этом основными проблемами, на разрешение которых они направлены, можно назвать поиск сущности права, то есть поиск его постоянного и неотъемлемого содержания, выявление связи права с обществом, осмысление многообразия связанных с правом явлений и в связи с этим решение вопроса о способе бытия непосредственно права. Большинство современных подходов к праву стремятся к сочетанию различных сторон классических типов правопонимания. Характерно, что из естественно правового подхода заимствуются положения о различении права и закона (поиск критериев правового закона) и существовании "естественных" социальных закономерностей, которые должны отражаться в праве, из социологического - рассмотрение общества как источника, критерия и цели реализации права, из позитивистского - признание государственно установленных норм, по крайней мере, самой очевидным правовым проявлением и непосредственно "юридическим" правом, а