Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования данной курсовой работы; во-первых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и нахождения их достоинств и недостатков; во-вторых, нахождение основных сущностных характеристик права; в-третьих, рассмотреть право не только в «чистом» виде, а проследить его развитие и взаимодействие с различными социальными явлениями.
Введение с. 2
I. Общее понятие правопонимания с. 3-12
II. Эволюция представлений о праве в
отечественной юриспруденции с.13-16
III. Правопонимание в постсоветскую эпоху с.17-35
Заключение с. 36-37
Список литературы с. 38
Таким образом, плюрализм,
противоречивость правопонимания в постсоветский
период, обусловленные сложностью внутренней
жизни России на данном этапе, достаточными
идеологическими явлениями советского
периода и неопределенностью нового пути
развития как юридической науки, так и
практики, усугубляются коренной
только к размыванию
границ между классическими типами правопонимания,
но и к интегрированию их в единой концепции.
Более распространенной
в современном российском правопонимании
является разработка так называемого
"широкого" понимания права, главное
основание которого - интеграция традиционных
типов правопонимания в целостной правовой
концепции, предоставляющей возможность
для намного более концентрированного
определения права. Способы такой интеграции
адски различны, что приводит и к чрезвычайному
разнообразию подобных теорий. Так, В.
М. Баранов и С. А. Денисов предлагают объединить
взаимоисключающие аспекты права, признаваемые
разными типами правопонимания, в общую
систему права. В. В. Лазарев обосновывает
целесообразность совмещения этих же
признаков права в его едином определении.
Однако некоторая механистичность такого
способа интеграции оставляет эти теории
в целом на этатистских позициях. Схожий
вариант "синтеза" использует в своей
правовой концепции Р. З. Лившиц: для нахождения
природы права он считает необходимым
"попросту отбросить отличия каждой
из школ и оставить то общее, что их объединяет".
Более же гармоничным на
данном направлении представляется совмещение
различных подходов к праву, которое, включая
их значимые достижения, одновременно
освобождало бы их от
Принципиально иное отношение к традиционным типам правопонимания и соответственно к целесообразности их интеграции обосновывает И. Л. Честнов. Основанием его концепции является анализ состояния социума в эпоху постмодерна. Он считает, что индустриальное общество, накопившее в себе слишком много противоречий, не в состоянии более быть основой дальнейшего развития человечества, и развенчивает его с помощью метода деконструкции. Интеграция классических типов правопонимания, порожденных эпохой модерна, проникнутых ее рационализмом, претензией на всеобщность и универсальность, может привести лишь к созданию еще одного типа правопонимания, основанного на тех же неприемлемых в новых условиях характеристиках. Единственным решением этой центральной для правоведения проблемы И. Л. Честнов видит в создании принципиально нового типа правопонимания. Так как любое правопонимание покоится на метаюридических основаниях, то таким основанием,
по его
мнению, должна стать философская
концепция, которая в состоянии преодолеть
ограниченность построений эпохи модерна.
В качестве перспективных направлений
современой философии он рассматривает
феноменологию, антропологию, герменевтику
и синергетику. Однако, признавая их возможной
социально-философской основой нового
понимания права, И. Л. Честнов считает,
что окончательно осмыслить право как
изменчивое, многомерное, противоречивое
явление можно при помощи особого диалогического
метода, позволяющего исследовать существование
феномена права в процессе его непрерывного
становления. Таким образом, созданную
Честновым правовую теорию можно назвать
нетрадиционной (постнеклассической).
Такой подход к праву, безусловно, перспективен,
так как, во-первых, разрабатывается на
основе учета изменившихся общественнных
условий и сознания, во-вторых, основывается
на базе
Итак, можно сделать вывод, что, с одной стороны, правопонимание в России стремится сейчас к преодолению рамок отдельных классических типов правопонимания. Несмотря на это, преемственность с советским периодом и его идеологизированным этатизмом проявляется в большинстве современных правовых теорий, поэтому критерием их систематизации может быть степень связываемости ими феномена права с государством. Таким образом, спектр современного правопонимания проявляется в
переходе от модифицированного
этатизма до социологических теорий и
концепций различения права и закона,
соединяющих в себе в той или иной мере
различные подходы к праву. Поэтому обоснованной
представляется классификация теорий,
характерных для современного российского
правопонимания, предложенная А.Ф.Черданцевым.
Он делит правоведов на "юсистов",
строящих теории на базе различения права
и закона, "социологов-плюралистов"
- сторонников "широкого" правопонимания
и интегральных
Одним из самых последовательных
сторонников и разработчиков нормативистского
подхода к праву является М. И. Байтин.
Нужно отметить, что его монография вызвала
необходимо широкий отклик среди правоведов,
поддерживающих нормативизм, и сейчас
во многом служит ориентиром для дальнейшего
развития этого направления. Это связано,
прежде всего, с тем, что он, по мнению согласных
с ним нормативистов, "стремится тесно
связать теорию права с жизнью, с задачами
создания новой России", то есть он,
с одной стороны, адаптирует нормативизм
к современным условиям, пытаясь отойти
и от его понимания как системы самодовлеющих
норм, и от его советской трактовки, а,
с другой стороны, обосновывает правопонимание,
направленное на решение современной
правовой политики и практики. М. И. Байтин
дает следующее определение праву: "Право
- это система общеобязательных, формально-определенных
норм, которые выражают государственную
волю общества, ее классовый и общечеловеческий
характер, издаются и санкционируются
государством, охраняются возможностью
государственного принуждения и являются
властно-официальным регулятором общественных
отношений". Таким образом, он стоит
на позициях классического нормативизма
и этатизма, считая, что единственной формой
существования права являются государственно
организованные нормы. Этот тезис Байтин
обосновывает тем, что государство - единственный
представитель общества в целом, поэтому
только оно может быть источником общеобязательных
правил поведения.
Почти идентичный подход к праву использует А.Ф. Черданцев. По его мнению, "позитивное право - система общеобязательных, формально-определенных норм, генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные
интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений"[34]. Очевидно, что такое определение отличается от определения, данного Байтиным, только введением понятия "общественный интерес" и отсутствием функционального описания права как официально-властного регулятора общественных отношений. Это связано с тем, что у Черданцева несколько смещены акценты в трактовке регулятивной сущности права: по его мнению, право - средство самоорганизации общества, поддержания его гомеостаза, а государство - его неотъемлемая часть, обеспечивающая функционирование права. Таким образом, исходя из этой точки зрения, право оказывается намного более органичным для общества. Однако это проявляется скорее на формальном уровне и не меняет сути данного варианта правопонимания.
Другие средства использует В.Н. Хропанюк в попытке приблизить позитивное право к обществу. Для этого он предъявляет соответствующие либеральным и даже индивидуалистическим ценностям "требования" к праву, то есть обосновывает позитивизм средствами естественного права. Так, по его мнению, "право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества". Помимо того, он также признает требования к правовому закону, обоснованные В. С. Нерсесянцем. Однако конечным результатом этого теоретического построения является определение права, тождественное первым двум.
А. Б. Венгеров, еще один сторонник нормативистско-этатистской концепции права, намного более последовательно (в рамках подобной концепции) считает, что право может иметь как объективное (обусловленное потребностями общества и направленное на упорядочение общественных отношений), так и субъективное (формирующееся под влиянием сиюминутных интересов) содержание. Несмотря на то, он признает, что "опора на нравственные начала при подготовке законов, при решении имущественных споров, рассмотрении уголовных дел - непременное условие действия права". Признание положительной оценки права правовыми субъектами необходимым для реализации права можно назвать существенным сдвигом с сугубо этатистских позиций.
Интересно, что подход Венгерова к праву во многом также основан на синергетике: он понимает право как динамическую, постоянно становящуюся и приспосабливающуюся к внешним условиям систему. Однако, по мнению ученого, синергетические свойства у права гораздо слабее, чем у морали: "если нормы права – это
результат организации и самоорганизации регулятивной системы, то мораль - это итог превалирующим образом самоорганизации". Таким образом, и он отдает дань нормативистскому подходу.
Из концепции А. И. Жиданова также вытекает, что закон в широком смысле - единственная форма функционального существования права, можно сказать, что право и правовой закон для него равнозначны, в связи с чем при обосновании своего понимания права он считает первоочередной задачей поиск критерия правового содержания закона. Однако способы его формирования он описывает, отходя от традиционного этатизма. Жиданов рассматривает право как "универсальный регулятор общественных отношений, достигающий цели при помощи воздействия на волю и интересы участников этих отношений", при этом он отделяет право от остальных явлений не посредством указания на его государственную организованность, а употребляя категории "всеобщее мерило свободы" и "формальное равенство", признавая их более существенными признаками права. Помимо того, он пытается обосновать связь права и общества как его источника в отличие от вышеописанных констатаций того, что право есть "государственная воля общества".
Специфический способ соединения объективного права и действительности обосновывает О. Э. Лейст. Он определяет право в его сущности как "нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением". Центральной категорией здесь выступает "упорядоченность".
Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).
С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.
Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система