Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности — частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и т. п.
Возросло не только умышленное посягательство на собственность, но и иные преступления, связанные с хозяйственной деятельностью: экономические злоупотребления, злоупотребления полномочиями сотрудниками коммерческих организаций, взяточничество и коммерческий подкуп, мошенничество, подделки документов и т. п. Появилось немало новых и ранее редко встречающихся преступлений: лжепредпринимательство, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возврата, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность обеспечения экономической безопасности
§ 1. Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее…………………………………………..7
§ 2. Характеристика преступлений в сфере экономической деятельности………………………………………………………………….19
Глава 2. Характеристика деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности
§ 1. Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений………………………………………………………………….25
§2. Выявление экономических преступлений – как основное направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности…………………………………………………………………..32
Заключение…………..…………………………………………………46
Список используемой литературы ……………….…………………..57
Введение

Файлы: 1 файл

иляхина О.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

4.                     неразглашение данных предварительной проверки, аналогично недопустимости разглашения данных предварительного расследования, предусмотренного ст. 161 УПК РФ;

5.                     планирование проверочных действий.

С момента получения первичной информации о существовании (в том числе и предположительном) факта, имеющего признаки преступления, в деятельности оперативного сотрудника можно различить два теснейшим образом взаимосвязанных процесса.

Первый — оценка полученных сведений о том или ином факте для установления наличия в нем признаков конкретного состава преступления, а также выявления круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предстоящей проверки.

Второй — предположительное объяснение обстоятельств, подлежащих установлению по факту посягательства. По существу — это и есть выдвижение оперативных версий, которые в рамках предварительной проверки должны либо подтвердиться, либо быть опровергнуты. В этих целях оперативный сотрудник приступает к проверке заявления о преступлении.

Арсенал проверочных действий прямо не предусмотрен УПК РФ. Среди действий, применяемых на практике, можно назвать истребование дополнительных материалов, получение объяснений, осмотр места происшествия, проведение служебных (документальных) проверок (ревизий), а также осуществление оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона "Об оперативно- розыскной деятельности".

При проведении предварительной проверки заявлений, сообщений, иной информации об экономическом преступлении целесообразно использовать следующие методы сбора информации:

– изучение первичных материалов, поступивших в орган дознания или к следователю;

– анализ и оценку фактических данных, содержащихся в исследуемых материалах;

– дача поручений оперативным органам о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

– организация внезапных инвентаризаций для проверки наличия ценностей, сохранности товаров;

– организация ревизий финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, коммерческих структур, отдельных их подразделений; аудиторских проверок;

– организация встречных проверок по вопросам взаимозачета, проведения бартерных, финансовых и хозяйственных операций;

– истребование документов, содержащих подлоги, фиксирующих передвижение, транспортировку товарно-материальных ценностей;

– получение объяснений от экономических лиц, материально ответственных и иных лиц, причастных к совершению финансовых, хозяйственных операций;

– получение соответствующих консультаций и заключений специалистов;

– изучение организационно-правовых, иных нормативных материалов, регулирующих финансовую деятельность предприятия, учреждения;

– изучение особенностей документооборота, технологического процесса и т.д.;

– окончательная оценка содержащихся в материалах фактических данных и принятие решения в соответствии со ст. 145 УПК (о возбуждении уголовного дела по соответствующим статьям УК, их совокупности либо об отказе в его возбуждении, или передаче материалов по подследственности).

Например, если в ходе предварительной проверки необходимо исследовать документы, регламентирующие и отражающие финансово- хозяйственные операции, то выявить признаки преступления можно с помощью специальных методов. К ним относятся: встречная проверка и взаимный контроль; сопоставление документальных учетных данных; анализ вспомогательных документов; сверка транспортной документации; криминалистический анализ документов.

Встречная проверка заключается в сопоставлении содержания разных экземпляров (копий) одних и тех же документов, находящихся на одном или нескольких предприятиях. Установленные несоответствия по дате, количеству, качеству, цене, сумме выступают признаками преступления. Взаимный контроль предполагает сверку разных документов, отражающих одну или несколько взаимосвязанных хозяйственно-финансовых операций. К примеру, сопоставление счета-фактуры, товарно-транспортных накладных с накладными о поступлении тары позволит установить, что преступники отправили продукции меньше, чем выписано тары для ее упаковки.

Сопоставление документальных учетных данных состоит в сравнении соответствующих документов. В частности, сверка сведений о движении товаров с данными о их поступлении и реализации, зафиксированными в лентах кассового аппарата, товарных чеках позволяет установить различие в показателях, свидетельствующих об изъятии денег из кассы.

Анализ вспомогательных документов состоит в проверке накладных на отпуск работниками торговых баз товаров лицам, занимающимся незаконным предпринимательством. Эти накладные сопоставляют со счетами продавцов, куда они записывают отпущенную продукцию и сданную в кассу выручку денежных средств. При сопоставлении полученных результатов с данными бухгалтерских документов можно выявить незаконную реализацию товаров, установить факты занижения торговой выручки.

Сверка транспортных документов поставщиков и лиц, занимавшихся незаконной предпринимательской деятельностью, дает возможность проверить факты получения и доставки товаров, продуктов. Так, сопоставление товарно-транспортных накладных с путевыми листами, счетами-фактурами, доверенностями позволяет выявить факты отпуска неучтенных товаров, обнаружить завышение объема и стоимости их перевозки.

Криминалистический анализ документов предусматривает выявление подлогов, отражающих операции по движению продукции, имущества, денежных средств, иностранной валюты. При материальном подлоге возможно как полное изготовление учредительных, банковских документов, не соответствующих установленной форме, так и подделка либо исправление отдельных их частей, т. е. текста, подписей, печатей, штампов.

Инвентаризация имущества и денежных средств предполагает проверку их фактического наличия и сопоставление полученных результатов с документальными данными. Инвентаризацию ценностей необходимо производить внезапно с обязательным участием заинтересованных лиц, привлечением опытных бухгалтеров, товароведов и др.

Ревизия – система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Документальная ревизия назначается для выявления следов преступлений в сфере экономической деятельности и обнаружения преступных связей подозреваемых лиц с работниками других предприятий. Решая вопрос о производстве ревизии, оперативный работник составляет отношение, а следователь выносит постановление о ее назначении, которое направляют в Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России, расположенное в данном регионе.

В большинстве дел необходимо не только квалифицированное изучение документов, но и использование специальных знаний в области экономики и бухгалтерского учета.

 Окончательную оценку содержащихся в материалах фактических данных и принятие решения в соответствии со ст. 145 УПК (о возбуждении уголовного дела по соответствующим статьям УК, их совокупности либо об отказе в его возбуждении, или передаче материалов по подследственности).

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления в сфере экономики, должно быть возбуждено уголовное дело с указанием на квалификацию (может быть и по нескольким статьям УК - совокупности преступлений), которая предполагается, исходя из имеющихся данных.

Особое значение при возбуждении уголовного дела по экономическим преступлениям занимает момент возбуждения уголовного дела. Определение момента выбирает следователь исходя из материалов имеющихся в его распоряжении и ситуации, сложившийся в конкретный период времени.

Как правило, имеется две ситуации:

1) при выявлении признаков преступления оперативным путем.

2) признаки преступления выявлены в результате проведения документальных проверок контролирующими или правоохранительными органами.

Большое значение как на стадии предварительной проверки, так и на протяжении всего процесса расследования имеют вопросы организации взаимодействия субъектов расследования. Субъектами взаимодействия выступают следователи, оперативные сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности, а также сотрудники экспертно-криминалистических подразделений ОВД.

Под взаимодействием следователей с оперативным работником следует понимать основанную на законе и согласованную по всем необходимым условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.

Взаимодействие следователя и оперативного работника заключается в совместном анализе полученных материалов, обнаружении доказательств преступлений, установлении лиц, их совершивших, определении вопросов, подлежащих выяснению оперативным путем.

В числе оперативно-розыскных вопросов могут быть:

— розыск преступников, скрывшихся от следствия, похищенных ими денежных средств и имущества;

— розыск свидетелей, сбор сведений, необходимых для определения тактики допроса этих лиц;

— изучение личности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, ставших субъектами процесса расследования;

— сбор сведений о планах преступников, их соучастников, попытках уничтожить или скрыть следы преступлений;

— получение данных о лицах и мерах, которые они вырабатывают для оказания противодействия раскрытию и расследованию преступлений;

— выяснение в налоговой инспекции по месту регистрации компании количества расчетных и иных счетов, в каких банковских учреждениях они имеются для обеспечения возмещения материального ущерба от совершенного экономического преступления. В необходимых случаях на такие счета накладывается арест;

— получение данных об организации (юрид. адрес, фактический адрес, учредители и т.д.), ее финансовом положении и хозяйственной деятельности.

При расследовании преступлений наиболее часто используются следующие формы взаимодействия:  1) дача письменных поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий; 2) дача поручений о производстве следственных действий; 3) участие оперативного сотрудника в составе следственно-оперативной группы; 4) дача поручений об исполнении постановлений о приводе; 5) выполнение иных процессуальных действий, а также оказание содействия при их осуществлении.

Взаимодействие оперативного работника и следователя, как правило, должно начинаться на стадии возбуждения уголовного дела, а в большинстве дел целесообразнее - и до возбуждения уголовного дела, когда проводится предварительная проверка по поступившим заявлениям об экономическом преступлении.

Отдельно рассмотрим такую разновидность взаимодействия как «оперативное сопровождение». Оперативное сопровождение расследуемого уголовного дела предполагает комплексное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, в рамках соответствующего дела оперативного учета, по согласованию со следователем либо на основании следственного поручения, направленных на полное и всестороннее установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и без специального постановления об образовании СОГ.

С положительной стороны можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие оперативное сопровождение:

1) начало такого взаимодействия до возбуждения уголовного дела, на этапе предварительной проверке; 2) установление рабочего контакта между следователем и оперативными работниками; 3) осуществление закрепленными лицами комплекса оперативно-розыскных мероприятий, а не выделение свободных сотрудников по каждому поручению; 4) определяет взаимную заинтересованность субъектов взаимодействия в достижении общей цели; 5) предопределяет инициативный взаимный обмен информацией необходимой для субъектов взаимодействия, а не одностороннее выполнение поручений оперативником; 6) осуществление такого взаимодействия не разово, а до тех пор, пока это необходимо и др.

Обмен информацией о преступной предпринимательской деятельности подозреваемых лиц должен происходить с учетом мер, исключающих разглашение источников и способов ее получения. Следователь обязан использовать оперативную информацию и сообщить работнику органа дознания о полученных в ходе следственных действий результатах.

Экономическая информация имеет специфическую форму закрепления. Что позволяет сохранять и использовать ее без ущерба для содержания. Это документация бухгалтерской и налоговой отчетности. Документы - главное место сосредоточения следов преступной деятельности. Для того чтобы придать видимость законности преступным махинациям, злоумышленники не могут обойтись без документов. Но создать несуществующие факты без подлога невозможно. В документации обязательно скрываются бумаги, которые содержат в себе следы материального, интеллектуального или комбинированного подлога[19].

Однако на этих документах не стоит штамп "Подлог". Знать о подлоге из оперативных источников и найти документы, его подтверждающие, далеко не одно и то же. Оперативная информация может вывести на субъект преступления. Но уяснение объективной стороны преступления требует квалификации иного рода. По этой причине лицу, проводящему проверку по сообщению об экономическом преступлении, без исследования документации не обойтись. Однако здесь на его пути могут возникнуть проблемы. Во-первых, понадобится установить перечень документов, необходимых для изучения, и их местонахождение; во-вторых, извлечь из этих документов необходимую информацию; в-третьих, интерпретировать имеющуюся информацию о хозяйственных операциях через призму их юридической квалификации.

Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности