Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:42, дипломная работа
Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности — частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и т. п.
Возросло не только умышленное посягательство на собственность, но и иные преступления, связанные с хозяйственной деятельностью: экономические злоупотребления, злоупотребления полномочиями сотрудниками коммерческих организаций, взяточничество и коммерческий подкуп, мошенничество, подделки документов и т. п. Появилось немало новых и ранее редко встречающихся преступлений: лжепредпринимательство, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возврата, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.п.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность обеспечения экономической безопасности
§ 1. Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее…………………………………………..7
§ 2. Характеристика преступлений в сфере экономической деятельности………………………………………………………………….19
Глава 2. Характеристика деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности
§ 1. Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений………………………………………………………………….25
§2. Выявление экономических преступлений – как основное направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности…………………………………………………………………..32
Заключение…………..…………………………………………………46
Список используемой литературы ……………….…………………..57
Введение
Арсенал проверочных действий прямо не предусмотрен УПК РФ. Среди действий, применяемых на практике, можно назвать истребование дополнительных материалов, получение объяснений, осмотр места происшествия, проведение служебных (документальных) проверок (ревизий), а также осуществление оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона "Об оперативно- розыскной деятельности".
При проведении предварительной проверки заявлений, сообщений, иной информации об экономическом преступлении целесообразно использовать следующие методы сбора информации:
– изучение первичных материалов, поступивших в орган дознания или к следователю;
– анализ и оценку фактических данных, содержащихся в исследуемых материалах;
– дача поручений оперативным органам о производстве оперативно-розыскных мероприятий;
– организация внезапных инвентаризаций для проверки наличия ценностей, сохранности товаров;
– организация ревизий финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, коммерческих структур, отдельных их подразделений; аудиторских проверок;
– организация встречных проверок по вопросам взаимозачета, проведения бартерных, финансовых и хозяйственных операций;
– истребование документов, содержащих подлоги, фиксирующих передвижение, транспортировку товарно-материальных ценностей;
– получение объяснений от экономических лиц, материально ответственных и иных лиц, причастных к совершению финансовых, хозяйственных операций;
– получение соответствующих консультаций и заключений специалистов;
– изучение организационно-правовых, иных нормативных материалов, регулирующих финансовую деятельность предприятия, учреждения;
– изучение особенностей документооборота, технологического процесса и т.д.;
– окончательная оценка содержащихся в материалах фактических данных и принятие решения в соответствии со ст. 145 УПК (о возбуждении уголовного дела по соответствующим статьям УК, их совокупности либо об отказе в его возбуждении, или передаче материалов по подследственности).
Особое значение при возбуждении уголовного дела по экономическим преступлениям занимает момент возбуждения уголовного дела. Определение момента выбирает следователь исходя из материалов имеющихся в его распоряжении и ситуации, сложившийся в конкретный период времени.
Как правило, имеется две ситуации:
1) при выявлении признаков преступления оперативным путем.
2) признаки преступления выявлены в результате проведения документальных проверок контролирующими или правоохранительными органами.
Как показал анализ материалов уголовных дел, объем экономической информации часто весьма велик, особенно по налоговым преступлениям. Кроме того, изучение бухгалтерской документации не исчерпывает собой всех вопросов, возникающих в ходе принятия решения о возбуждении уголовного дела. Порой требуется исследовать не только последствия экономической деятельности, но и правомерность и обоснованность самого факта ее возникновения. И в этом случае субъекту проверки также не обойтись без помощи специалиста-ревизора.
4. Большое значение как на стадии предварительной проверки, так и на протяжении всего процесса расследования имеют вопросы организации взаимодействия субъектов расследования. Субъектами взаимодействия выступают следователи, оперативные сотрудники подразделений полиции по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности, а также сотрудники экспертно-криминалистических подразделений ОВД.
Под взаимодействием следователей с оперативным работником следует понимать основанную на законе и согласованную по всем необходимым условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.
Взаимодействие следователя и оперативного работника заключается в совместном анализе полученных материалов, обнаружении доказательств преступлений, установлении лиц, их совершивших, определении вопросов, подлежащих выяснению оперативным путем.
В числе оперативно-розыскных вопросов могут быть:
— розыск преступников, скрывшихся от следствия, похищенных ими денежных средств и имущества;
— розыск свидетелей, сбор сведений, необходимых для определения тактики допроса этих лиц;
— изучение личности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, ставших субъектами процесса расследования;
— сбор сведений о планах преступников, их соучастников, попытках уничтожить или скрыть следы преступлений;
— получение данных о лицах и мерах, которые они вырабатывают для оказания противодействия раскрытию и расследованию преступлений;
— выяснение в налоговой инспекции по месту регистрации компании количества расчетных и иных счетов, в каких банковских учреждениях они имеются для обеспечения возмещения материального ущерба от совершенного экономического преступления. В необходимых случаях на такие счета накладывается арест;
— получение данных об организации (юрид. адрес, фактический адрес, учредители и т.д.), ее финансовом положении и хозяйственной деятельности.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4921.
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов) / "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954/
4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон РФ от 12.08.95 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33.- Ст. 3349.
5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ. - 07.03.2011. - № 10. - Ст. 1334.
7. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 "Вопросы организации полиции" // Собрание законодательства РФ. - 07.03.2011. - № 10. - Ст. 1336.
8. Приказ МВД РФ № 333 от 30.04.2011 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
9. Приказ МВД России от 18.07.2011 N 847 дсп "Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Научная литература и материалы периодической печати:
1. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. N 5. С. 29 - 31.
2. Волгушев А.В. Специфика возбуждения уголовных дел об экономических преступлениях // Российский следователь. – 2007. - №16.
3. Гавло В.К., Клочко В.Е., Ким Д.В. Судебно-следственные ситуации, психолого-криминалистические аспекты: Монография. Барнаул: Из-во Алтайского ун-та, 2006. С. 225.
4. Гамзиков А.Г. Преступность в период экономических потрясений // Безопасность бизнеса. 2009. N 4. С. 18 - 20.
5. Голубятников С.П., Кравченко Ю.М., Меджевский А.А. Основы судебной бухгалтерии. Н. Новгород, 1994. С. 18.
6. Гончаров И.В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. 2010. N 12. С. 60 - 62.
7. Григорьев В.Н. Возбуждение уголовного дела: Лекция-консультация. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С.27-28;
8. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России: Учебное пособие для вузов / Л.И.Даньшина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
9. Дворянкин О.А. и др. Противодействие появлению и пресечение распространения контрафактной продукции в книгоиздании. Материалы в помощь работникам правоохранительных органов. М.: Весь мир, 2002.
10. Деревягин Ю.Т. и др. Участие специалиста - бухгалтера в проведении следственных и непроцессуальных действий о хищениях социалистического имущества: Учеб. пособие. М., 1989. С. 68.
11. Долинко В.И. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2011. N 7. С. 29 - 30.
12. Еремин С.Г. Выявление признаков экономических преступлений в бухгалтерском учете с использованием методов фактического контроля // Законодательство и экономика. – 2006. - № 5.
13. Есаян А.К., Трунцевский Ю.В. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений // Юридический мир, 2008, № 2.
14. Жуланов В., Ищенко Е. Анализ информации из электронных баз данных в следственной группе // Законность. 2007. № 4.
15. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: Учебно-практическое пособие. М.: ООО "Издательство "Юрлитформ", 2001. С. 320.
16. Капинус О.С. Став Я. Криминологическая характеристика преступлений в сфере комерческой банковской деятельности и их детерминант // Закон и право. – 2005. - № 1.
17. Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1992. С. 217.
18. Караханов А.Н. Новые уголовно-правовые вопросы применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: позиция пленума Верховного Суда РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. - № 5.
19. Карпович О.Г. Некоторые особенности специально-профилактических мероприятий по предупреждению экономических преступлений // Безопасность бизнеса. 2011. N 1. С. 35 - 40.
20. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006.
21. Кирюшатова Е.В. Противодействие следователю при установлении личности преступника в ходе расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский следователь. – 2007. - № 9.
22. Кисленко С.Л., Комиссаров В.И. Судебное следствие: состояние и перспективы. М., 2003.
23. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1976;
24. Кукушкин Д.А. Проверки предпринимателей могут быть! // Налоги (газета). – 2009. - № 11.
25. Ларичев В.Д., Докучаев В.А. Методические рекомендации по выявлению и документированию нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней // Совершенствование борьбы с преступностью в сфере экономики: Сборник аналитических и методических материалов. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 31 – 46.
26. Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В., Баграев С.П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования). М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. 187 с.
27. Литвинов А.Н., Степанюк Р.Л. Прогнозирование и планирование в криминалистике / Под общ. ред. канд. юрид. наук В.И. Гаенко. М., 2004.
28. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981.
29. Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 79 - 85.
30. Малинок Ж.В. Криминалистическое моделирование: анализ понятия, сущность и функции // Южно-Уральские криминалистические чтения: Сборник научных статей. Уфа, 2006.
31. Митричев С.П. Теоретические основы советской криминалистики. М., 1965.
32. Осипов Ю.Ю. Действия следователя в условиях тактического риска: Дис... канд. юрид. наук. М., 1992.
33. Панасюк А.Ю. Управленческое обучение: практические советы. М., 1990.
34. Панов Н.И. Способ совершения преступления и уголовная ответственность. Харьков, 1982.
35. Попович О.М. Криминологическая характеристика групповых корыстно-насильственных преступлений и их предупреждение органами внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 89.
36. Преступность в России. Состояние, проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: международная научно-практическая конференция. Ч. 1. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008. - 465 с.
37. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384 с.
38. Смирнов Г.К. Об общей проблеме модернизации государственной политики в области противодействия экономической преступности // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 35 - 39.
39. Трунцевский Ю.В. Финансовая безопасность: понятие и виды финансовых преступлений // Вестник Финансовой академии. 2007. № 2.
40. Трунцевский Ю.В., Петросян О.Ш. Экономические и финансовые преступления. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007.
41. Угольников А.В. Заявление о преступлении, исходящее от юридического лица, как повод для возбуждения уголовного дела // Налоги. – 2009. - № 24.
Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности