Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности — частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и т. п.
Возросло не только умышленное посягательство на собственность, но и иные преступления, связанные с хозяйственной деятельностью: экономические злоупотребления, злоупотребления полномочиями сотрудниками коммерческих организаций, взяточничество и коммерческий подкуп, мошенничество, подделки документов и т. п. Появилось немало новых и ранее редко встречающихся преступлений: лжепредпринимательство, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возврата, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность обеспечения экономической безопасности
§ 1. Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее…………………………………………..7
§ 2. Характеристика преступлений в сфере экономической деятельности………………………………………………………………….19
Глава 2. Характеристика деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности
§ 1. Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений………………………………………………………………….25
§2. Выявление экономических преступлений – как основное направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности…………………………………………………………………..32
Заключение…………..…………………………………………………46
Список используемой литературы ……………….…………………..57
Введение

Файлы: 1 файл

иляхина О.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Такое обстоятельство можно объяснить рядом объективных причин, основными из которых являются: принятие и введение в действие нового, и далеко не совершенного законодательства о собственности, предприятии и предпринимательстве и налогах, а также его постоянной корректировки; существенное изменение условий хозяйствования, и появление новых форм собственности; изменение уголовного и уголовно-процессуального законодательства; структурная перестройка органов внутренних дел и непосредственно реструктурирование служб по борьбе с экономическими преступлениями; растерянность практических работников правоохранительных органов и суда, обусловленную недостаточностью специальных познаний, требующихся для обнаружения, фиксации специфических следов при расследовании преступлений, а также многими другими.

К сожалению, опираясь только на общедоступные статистические сведения, невозможно реально оценить количественное и качественное состояние экономической преступности, в виду того, что на этот вид противоправной деятельности серьезное влияние оказывают субъективные факторы. Состояние регистрируемой органами внутренних дел экономической преступности напрямую зависит от активности подразделений полиции, осуществляющих противодействие экономической преступности, их подготовленности, наличия необходимой судебно-следственной практики, совершенства применения специфических судебно-бухгалтерских познаний и многих других факторов.

Анализ динамики зарегистрированных преступлений свидетельствует о наличии некоторых тенденций увеличения доли тяжких преступлений, появлении новых преступлений и типов преступников.

Еще до недавнего времени прогнозировалась растущая организованность экономической преступности, сохранение в ее структуре традиционных экономических правонарушений (хищений путем присвоения, растраты; злоупотребления служебным положением; краж; преступной халатности, злоупотреблений властью и т.п.) при резком росте числа весьма опасных, но ранее практически единичных преступлений: нарушений правил валютных операций, фальшивомонетничества, мошенничества, налоговых преступлений.

Такие виды преступлений, как изготовление и сбыт поддельных ценных бумаг, незаконные сделки с валютными ценностями, преступления, связанные с применением высоких технологий, до конца девяностых годов имевшие единичные проявления, за последние годы приобрели массовый характер.

Преступления, совершаемые в сфере экономики, предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, разделом 8 , включающим 3 главы, а также главами 28 и 30 и некоторыми другими статьями УК РФ (например ст. 210 УК РФ), которые хотя и помещены в разных разделах и главах, но затрагивают и преступные деяния, совершаемые в сфере экономики[12]. Эти разные преступления имеют свою специфику, поэтому для их расследования необходимы частные методики, разработка которых для преступлений в хозяйственной и экономической сферах весьма сложна. Кроме того, как показывает практика, часто в материалах дела содержатся признаки нескольких различных преступлений, связанных между собой.

Преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, разнообразны, квалифицируются по соответствующим статьями главы 22 УК РФ, совершаются различными способами[13]. Однако все они характеризуются типичными особенностями, которые во многом определяют содержание характеристики и состоят в следующем:

— деятельность в экономической сфере регламентируется правовыми нормами и должна оформляться соответствующими учетными документами;

— преступления совершаются умышленно (с прямым умыслом, реже с косвенным), как правило, путем нарушения по различным мотивам определенных правовых требований, правил, положений, инструкций, в том числе порядка, установленного на конкретном предприятии, организации, в основном в корыстных целях;

— преступления совершаются: субъектами предпринимательской деятельности (руководителями, директорами предприятий, их заместителями, рядовыми работниками), экономическими лицами государственных органов или с их участием, а также иными лица не относящимися к организации на которой совершено преступление (например, при незаконном получении кредита);

— преступления совершаются в большинстве случаев в процессе осуществления предпринимательской деятельности, выполнения тех или иных производственных операций или под их прикрытием;

— преступные действия, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета и документооборота, частично находят свое отражение в документах, т.е. оставляют определенные следы, реже такие следы – отсутствуют, что тоже может свидетельствовать о преступном умысле;

— преступления носят длящийся характер, осуществляются систематически и, как правило, в рамках легальной хозяйственной деятельности;

— преступные действия связаны с деятельностью других предприятий и организаций (контрагентов) и, таким образом, криминалситически значимая информация может быть отражена в их деятельности, операциях, документах, в памяти лиц, работающих в этих организациях;

— преступная деятельность осуществляется в рамках предпринимательской, коммерческой деятельности, конкретных операций, в определенных условиях, которые в той или иной степени находятся под ведомственным, государственным контролем; результаты проверок органов государственного контроля документально оформляются и при этом, несомненно, формируются определенные следы;

— в результате совершения экономических преступлений гражданину, предприятию, организации и государству в целом причиняется определенный вред, ущерб, который отражается на финансовом и экономическом состоянии этих субъектов. В УК РФ последствия преступлений в сфере экономики измеряются такими понятиями как «крупный размер» и «крупный ущерб».

В результате совершения экономических преступлений и с учетом названных общих закономерностей можно выделить следующие характерные нарушения (являющиеся следами-отражениями преступления):

— нарушения нормативных требований деятельности предприятия, организации, как регулируемых государством, так и установленных учредительными и нормативными актами данной структуры;

— нарушения в оформлении и ведении документов, в том числе учетных и отчетных, связанных с хозяйственной деятельностью, наличие противоречий во взаимосвязанных и корреспондирующих документах, а также отсутствие документального оформления производственно-хозяйственных и бухгалтерских операций, когда такое оформление предусмотрено;

— нарушения оформления и порядка действий, связанных с регистрацией предприятия, получением лицензии, иных действий, характеризующих начальный период работы предприятия;

— нарушения сроков представления отчетной и учетной документации;

— нарушения порядка производства хозяйственных, кассовых, банковских операций;

— негативные явления в деятельности хозяйственных структур (нарушение порядка производства работ, услуг, резкие изменения показателей рентабельности, себестоимости, прибыли, расходов и т. п.);

— недостачи, сомнительные, не предусмотренные выплаты, штрафные санкции, перерасход ценностей, наличие неучтенных ценностей и т. п.;

— негативные или криминальные явления на смежных, связанных производственным процессом и коммерческой деятельностью предприятиях и организациях, особенно по операциям, которые предусмотрены контрагентскими соглашениями;

— неправомерное поведение, незаконные или криминальные действия тех или иных работников, связанные с хозяйственной деятельностью, нереагирование на них соответствующих руководителей и экономических лиц;

— сомнительный образ жизни, в частности расходы не по доходам, приобретение конкретными лицами за счет организации (предприятия) дорогостоящего имущества и др.

Изложенные закономерные признаки являются типичными для всех экономических преступлений, однако, есть и ряд специальных, особенных признаков, присущих отдельным видам экономических преступлений и характеризующих различные элементы их криминалистической характеристики.


ГЛАВА 2.  ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПОЛИЦИИ  ПО  ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

§ 1. Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений

 

 

Основная тяжесть по обеспечению  экономической безопасности ложится на органы внутренних дел, и приоритетная роль в предупреждении экономических преступлений принадлежит подразделениям полиции.

В системе подразделений полиции функциями по противодействию экономическим преступлениям наделены подразделения по борьбе с экономическими преступлениями[14], возглавляемые Главным  управлением   экономической безопасности и  противодействия  коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации[15].

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

- выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики. Вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иные уполномоченные органы, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики;

- проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;

- поддерживают взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц;

- осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики;

- участвуют в освещении средствами массовой информации деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям.

Эффективность предупреждения экономических преступлений обеспечивается высококачественной информационно-аналитической деятельностью, наличием научно обоснованных прогностических оценок высокой достоверности; ОВД, в частности, следует оценивать следующие показатели:

- действительный уровень и тенденции криминального бизнеса, как паразитирующего на легальной экономике, так и выражающегося в нелегальной экономической деятельности;

- доля в нем преступных сообществ;

- сравнительную интенсивность совершаемых мошенничеств по сферам и территориям.

Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются:

- негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;

- юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установлению правил, нормативов и стандартов;

- лица, замышляющие или подготавливающие преступления;

- лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;

- лица с устойчивым противоправным поведением;

- лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;

- лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.

С позиции предупреждения экономических преступлений следует рассмотреть меры уголовно-правового воздействия, в частности нормы с "двойной превенцией". Учитывая, что для каждого вида тяжких преступлений имеется собственный "набор" таких норм[16], выделим их.

Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что функцию норм с "двойной превенцией", применительно к хищениям чужого имущества, совершаемых путем мошенничества, могут выполнять несколько статей УК РФ, к которым относятся, например, ст. ст. 174, 175, 181, ч. 1 ст. 188, 191, 192 - 199 и другие нормы, закрепленные в главах 21, 22, 23 и 30 УК РФ, предоставляющие возможность правоохранительным органам влиять на определенные экономические и финансовые условия совершения рассматриваемых преступлений.

Так, применение ст. ст. 201, 202, 204, 285, 286, 288 - 293 УК РФ может оказать предупредительное воздействие на мошенничество с использованием должностного и служебного положения; ст. ст. 294 - 296, 315, 316, 325, 327 УК РФ преступлениях против правосудия и порядка управления в некоторых случаях позволяют правоохранительным органам нейтрализовать усилия организованного финансового мошенничества.

В уголовный закон ФЗ от 27.07.2006 № 153-ФЗ была возвращена конфискация имущества в виде иной меры уголовно-правового характера (глава 15.1 "Конфискация имущества" УК РФ) - это принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения ряда преступлений (только тяжких и особо тяжких, совершенных из корыстных побуждений). Изъятие имущества производится безвозмездно, т.е. бывший собственник не получает и не имеет права на получение компенсации за изъятое имущество, за исключением тех случаев, когда имела место отмена приговора, либо в случаях применения законов, имеющих обратную силу, либо в случаях реабилитации осужденного, либо при амнистии, если приговор в части конфискации имущества не был исполнен.

Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности