Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности — частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и т. п.
Возросло не только умышленное посягательство на собственность, но и иные преступления, связанные с хозяйственной деятельностью: экономические злоупотребления, злоупотребления полномочиями сотрудниками коммерческих организаций, взяточничество и коммерческий подкуп, мошенничество, подделки документов и т. п. Появилось немало новых и ранее редко встречающихся преступлений: лжепредпринимательство, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возврата, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность обеспечения экономической безопасности
§ 1. Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее…………………………………………..7
§ 2. Характеристика преступлений в сфере экономической деятельности………………………………………………………………….19
Глава 2. Характеристика деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности
§ 1. Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений………………………………………………………………….25
§2. Выявление экономических преступлений – как основное направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности…………………………………………………………………..32
Заключение…………..…………………………………………………46
Список используемой литературы ……………….…………………..57
Введение

Файлы: 1 файл

иляхина О.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

С правовой точки зрения специальная конфискация в полной мере решает вопросы противодействия финансовому мошенничеству и сопутствующим ему экономическим преступлениям: все предметы, нажитые преступным путем, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения преступления, изымаются у виновного в совершении преступления лица по приговору суда и не способны далее удовлетворять нужды осужденного. Указанные ценности конфискуются потому, что не принадлежат ему и у лица нет правовых оснований для обладания указанными ценностями. Таким образом, специальная процессуальная конфискация направлена на восстановление существующего положения (в случае возврата ценностей их законному владельцу), а если это невозможно, то государство берет на себя роль распоряжения указанными ценностями.

Конфискации подлежит только то, что являлось орудием совершенного преступления, а также имущество, нажитое криминальным путем. Все имущество, нелегальное происхождение которого следствие доказать не смогло, оставалось у наказуемого. В то же время ограничение в один миллион рублей, наложенное на размер штрафа, зачастую лишало судей возможности заставить преступника полностью возместить нанесенный его действиями ущерб. Конфискации подлежит имущество, использованное для совершения преступления, нажитое с помощью уголовной деятельности, а также прибыль и доходы, полученные от его применения. В список потенциального конфиската попадают и средства, которые направлены на финансирование преступной и террористической деятельности, и состояние, переданное другому лицу в случае, если это лицо могло догадываться о незаконном происхождении имущества.

В сфере экономических преступлений конфискация применяется по следующим статьям: ч. ч. 3 и 4 ст. 184 "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов"; ст. 186 "Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг"; ст. 187 "Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов"; ст. 188 "Контрабанда" и ст. 189 "Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники".

Конфискация осуществляется в отношении имущества, использованного для совершения преступления, нажитого с помощью уголовной деятельности, а также прибыли и доходов, полученных от его применения:

- денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно услуг имущественного характера, предоставленных в тех же целях (ч. 3 ст. 184);

- денег, ценных бумаг или иного имущества, услуг имущественного характера (ч. 4 ст. 184);

- банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ст. 186);

- поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (ст. 187);

- товаров или иных предметов (ст. 188);

- сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ либо услуг (ст. 189).

Современная концепция документирования экономического преступления должна быть основана на строго разработанной методике по комплексному анализу признаков, позволяющих выявлять и фиксировать факты совершения определенного вида преступления, собранных в результате многоплоскостного анализа достаточно большего числа данных.

В науке криминалистике факты совершения преступлений определяются их признаками, показателями, симптомами или индикаторами - своего рода "красными флажками", которые ассоциируются с конкретным преступлением.

В основе формирования модели данных о признаках и наиболее характерных способах экономических преступлений должны лежать признаки, имеющие симптоматическое или индикативное значение, а также признаки, обладающие процессуальным (доказательственным) значением.

Получение повторяющихся индикативных признаков возможно путем применения метода оперативно-экономического анализа.

Так, в журнале "Учет. Налоги. Право" были опубликованы 109 признаков неблагонадежности компании в глазах налогового инспектора (отдельно - признаки, выявляемые на этапе регистрации компании; признаки, выявляемые на этапе постановки компании на налоговый учет; признаки, выявляемые в ходе деятельности компании)[17], когда выявление любого из указанных признаков означает внесение компании в список юридических лиц, контролируемых в первую очередь (ЮЛ-КПО). Одновременно туда заносятся все ее учредители.

Анализ правоохранительными органами признаков экономического преступления осложняется отсутствием специальных познаний у сотрудников подразделений полиции и слабостью оперативных позиций, не позволяющих в полной мере не только влиять на оперативную обстановку в экономической системе и даже отслеживать многие криминогенные процессы.[18]

В этой связи в предупредительной деятельности экономического преступления большое значение должно быть уделено исследованию "признаков-симптомов", для чего необходимо выработать концепцию и методику мониторинга по выявлению и анализу признаков-симптомов, организовать обучение следователей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений ОВД основам мониторинга, базирующегося на анализе признаков-симптомов.

 

 

§2. Выявление экономических преступлений – как основное направление деятельности  полиции  по  обеспечению  экономической  безопасности

 

В соответствии с П.3 статьи 2  Федерального закона «О полиции» к числу основных направлений ее деятельности относится: выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

При возбуждении уголовного дела по преступлениям в сфере экономики, в соответствии со ст. 140 УПК, поводами (источниками информации) могут служить:

— материалы оперативно-розыскной деятельности;

— материалы ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организации, поступившие от контролирующих органов, организаций, экономических лиц (прежде всего, налоговые органы, терр. органы банка России, аудиторские фирмы; контрольно-ревизионные органы Мин. Финансов, Счетная палата, Комитета по финансовому мониторингу);

— сообщения экономических лиц, руководителей организаций и предприятий о фактах нарушений, которые они расценивают как противоправные;

— заявления граждан, в том числе потерпевших от преступлений, работников предприятий и организаций, акционеров и членов обществ о ставших им известных фактах преступной деятельности;

— публикации в средствах массовой информации.

Весьма редко среди поводов и оснований для возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям встречается явка с повинной.

Кроме законного повода, для возбуждения уголовного дела необходимы и достаточные основания, т.е. конкретные фактические данные, свидетельствующие о наличии признаков совершения экономического преступления. Например, по делам о незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности, лжепредпринимательстве и некоторым другим преступлениям в сфере экономики, в частности, относятся:

— факты приобретения и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг гражданами без соответствующей государственной регистрации либо специального разрешения или с нарушением условий лицензирования;

— сведения об осуществлении экономическими лицами незаконной банковской деятельности, кредитных операций без соответствующей регистрации либо разрешения или с нарушением условий лицензирования, а также по истечении срока действия лицензии;

— данные об образовании гражданами коммерческого предприятия на территории России либо за рубежом без намерения выполнять законную предпринимательскую, банковскую деятельность, либо с целью незаконного получения кредитов, имущественной выгоды, уклонения от уплаты налогов, прикрытия запрещенных видов деятельности;

— факты перечисления значительных сумм денежных средств, иностранной валюты, полученной от незаконной предпринимательской деятельности на счета предприятий, имеющих налоговые льготы, либо лжепредприятий;

— сведения о создании незарегистрированной фирмы на базе ранее имевшегося, но в данное время ликвидированного предприятия;

— случаи использования подложного сертификата и фиктивных учредительных документов на приобретение иностранной компании;

— данные о фальсификации различных представительских документов (доверенностей, кредитных карт, акций, хозяйственных договоров);

— факты расчетов за работы, услуги неучтенными промышленными товарами, продуктами питания, денежными средствами из "черного нала" и др.

Всю типичную исходную информацию о преступлении можно разделить на:

                       доказательственную (используется в процессе доказывания, после возбуждения уголовного дела);

                       ориентирующую (носит ориентирующий характер и в ходе поисково-познавательной криминалистической деятельности в целях выявления новой доказательственной информации и установления иных источников обстоятельств, так или иначе связанных с преступлением);

                       вспомогательную (не имеющую значения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела).

Доказательствами по уголовному делу, в соотв. с п.1 ст. 74 УПК РФ, являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке определенном законом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Перечень основных источников доказательств содержится в п. 2. ст. 74 УПК РФ (например, показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля и т.д.).

В качестве доказательства в уголовном судопроизводстве рассматривается информация о каких-либо обстоятельствах дела, которая получена в установленном порядке. Допустимость как свойства доказательства предполагает, что доказательство получено, во-первых, субъектом, правомочным производить процессуальные действия; во-вторых, из надлежащего источника фактических данных; в-третьих, путем производства процессуального действия, определенного законом; в-четвертых, при соблюдении установленных законом порядка проведения процессуального действия и фиксации его хода, условий и полученного результата.

Исходную информацию о преступлении, поступающую в правоохранительные органы, можно также подразделить на две группы:

1.                     материалы, требующие предварительной проверки о событии преступления;

2.                     материалы, не нуждающиеся в подобной проверке до возбуждения уголовного дела, как уже содержащие необходимые и достаточные сведения о признаках преступления.

Материалы первой группы содержат лишь косвенную, неполную и недостаточную информацию о событии преступления, его признаках, либо информация носит противоречивый характер.

Вторая группа содержит данные о преступлении, достаточные для возбуждения уголовного дела; при этом отсутствуют сведения об обстоятельствах, исключающих производство по делу, а дополнительную информацию о признаках преступления собирать до возбуждения дела нет необходимости.

В материалах, служащих поводом и основанием для возбуждения уголовного дела необходимо наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом не требуется доказывать признаки всех элементов состава преступления. Признак преступления есть материальный или интеллектуальный след преступления и сопутствующих ему существенно значимых для расследуемого дела обстоятельств.

Предварительная проверка, как специфическая разновидность поисково-познавательной деятельности, проводится с целью своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. выяснения, действительно ли совершено общественно опасное деяние и если совершено, содержит ли содеянное признаки преступления. При проверке предварительно устанавливается наличие (или отсутствие) признаков того или иного состава преступления, что необходимо для правильной квалификации преступлений, а также определения его подследственности.

При производстве предварительной проверки должны соблюдаться определенные условия:

1.                     запрещение производить следственные действия, за исключением следственного осмотра, в соответствии со ст. 176 УПК РФ;

2.                     проведение проверки в установленные ст. 144 УПК РФ сроки;

Одним из негативных обстоятельств проведения предварительной проверки является нарушение сроков рассмотрения сообщений о преступлении, предусмотренных статьей 144 УПК РФ, т.е. не более 3 суток, а с учетом продлении до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор может продлить этот срок до 30 дней. В большинстве дел по экономическим преступлениям уложится в эти сроки весьма проблематично и таким образом основная часть расследования осуществляется в «непроцессуальной» форме, т.е. до возбуждения уголовного дела.

3.                     ограничение проверки оптимальным числом проверочных действий;

Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности