Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:38, доклад

Краткое описание

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз.
Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
Критерий экономической безопасности.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения.
характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
среды. качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

     Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз.

     До  недавнего времени доминировало традиционное понимание, согласно которому национальная экономическая безопасность рассматривалась как способность  к обеспечению выживаемости страны в условиях военных действий. Применительно  к мирному периоду – как  способность к обеспечению выживаемости экономики страны в случае природных  бедствий и экологических катастроф.

     На  Западе широко распространен подход, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение  живучести национальной экономики  в условиях мировых экономических  кризисов. В последние годы понятие  экономической безопасности было дополнено  таким признаком, как способность  к обеспечению конкурентоспособности  национальной экономики или ее ведущих  отраслей на мировой арене.

     Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной  литературе. Так, например, по мнению Е.А.Кузнецовой, "...под экономической безопасностью  той или иной системы нужно  понимать совокупность свойств состояния  ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы" [8, с.57].

     Е.Б.Завьялова  считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных  интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство  страны в целом, отдельные регионы  страны, отдельные сферы и отрасли  хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной  деятельности" [6, с.22].

     По  Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической  системы, которое позволяет ей развиваться  динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство  имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую  экономическую политику [3, с.217].

     Развернутое определение национальной экономической  безопасности дает В. Паньков: «Национальная  экономическая безопасность – это  состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию  внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного  воспроизводства, подрывающих достигнутый  уровень жизни населения и  тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию  государства» [10, с.114].

     В данном определении условием возникновения  угрозы НЭБ считается ухудшение  уровня жизни населения, а результатом  ее нарушения – угроза существованию  государства. Связующим звеном между  этими двумя моментами является повышенная социальная напряженность  в обществе. Однако при этом из поля зрения выпадает экономическая система  страны, которая, видимо, и должна составлять объект НЭБ. Кроме того, в качестве ключевого звена механизма возникновения  угрозы НЭБ вводится «нормальное  функционирование общественного воспроизводства», которое тоже требует расшифровки, ведь функционирование экономической  системы как раз и складывается из бесчисленных нарушений плавного течения экономической жизни  и приспособлений к таким нарушениям.

     Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

     Согласно  тексту Основных положений Государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 года, экономическая безопасность – такое состояние развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

     Обеспечение экономической безопасности – это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха. Это объясняется  тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства  и личности, и, следовательно, понятие  национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных  внешних и внутренних угрозах. Поэтому  обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших  национальных приоритетов. Здесь недопустимы  легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и  ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных  упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций  опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально  важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая  безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как  обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального  мира в обществе, защита от экологических  бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет  другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны  безопасности, нельзя обойти их экономические  аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

     Сама  экономическая безопасность имеет сложную  внутреннюю структуру, в которой можно  выделить три её важнейших  элемента [8, с.73]:

     1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

     2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

     3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

         В настоящее время критерием  экономической безопасности гос-ва служит степень соответствия проводимой экономической политики выбранной стратегии развития национальной экономики, а также уровень доверия к ней как со стороны населения, так и международных организаций.

     Данный  критерий должен быть охарактеризован  целостной системой индикаторов  экономической безопасности, которая  отражает отдельные частные аспекты  этой проблемы.

     Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые  значения. Пороговые значения –  это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному  ходу развития различных элементов  воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций  в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению  к внутренним угрозам) можно назвать  уровень безработицы, разрыв в доходах  между наиболее и наименее обеспеченными  группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической  стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о  реальном подрыве экономической  безопасности. С точки зрения внешних  угроз в качестве индикаторов  могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом  рынке, зависимость национальной экономики  и её важнейших секторов (включая  оборонную промышленность) от импорта  зарубежной техники, комплектующих  изделий или сырья.

     Критерий  экономической безопасности – это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов [7, с.53].

     Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет  заблаговременно сигнализировать  о грозящей опасности и предпринимать  меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что  весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих  пороговых значений, а пороговые  значения одного показателя достигаются  не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению  уровня безработицы сверх допустимого  предела, или снижение дефицита бюджета  до порогового значения - к полному  замораживанию капиталовложений и  падению производства и т. д.

     Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность  к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных  и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели [11, с.146]:

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).

     Пороговые уровни снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности [11, с.147]:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

     Общую схему обеспечения экономической  безопасности можно представить  в следующем виде [13, с.20]:

  1. Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
  2. Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
  3. Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
  4. Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
  5. Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями.
  6. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.
  7. Организационно-управленческий блок.

     Анализ  информации, приведенной  в табл. 2.1 и 2.2, позволяет  сделать ряд фундаментальных  выводов.

     Вывод первый. При самых высоких показателях в сравнении с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в России производится на порядок меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения.

Информация о работе Экономическая безопасность