Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:38, доклад

Краткое описание

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз.
Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
Критерий экономической безопасности.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения.
характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
среды. качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

     Кроме того, низки позиции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более  низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что  обширная территория и огромные природные  ресурсы могли бы давать гораздо  большую финансовую отдачу, однако, к сожалению, этого не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.

     Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов. В России доходы 10% наиболее богатых граждан превышает доходы наиболее бедных в 14 раз и более.  Разрыв в з/п в 27 раз.

     Выполненные в Центре финансово-банковских исследований аналитические работы показывают, что  по финансовым индикаторам вся «чаша» наших достижений переполнена: значительные резервы, профицит бюджета (кроме, может быть, некоторых кредитных индикаторов). Что же касается развития инновационной сферы, машиностроения и социальной сферы, то пороговые значения здесь не обеспечиваются (табл. 2.3, 2.4).

     Проблемы  глобальной безопасности тесно связаны  с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных причин мирового финансового кризиса стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д.

     В связи с этим необходима новая  архитектоника мирового финансового  рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, – разработка системы  индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального  сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.

     Гармонизация  – это, прежде всего сбалансированность основных сфер и секторов экономики.

     Основой сбалансированности может быть только масштабный рост объемов массового  производства внутри страны. При этом обязательно должны быть обеспечены достаточно высокие темпы роста  в промышленных отраслях, в первую очередь в ТЭК при поддержании  достигнутых его масштабов.

     Необходимо  решить проблему внедрения конкурентоспособных  передовых технологий.

     В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне.

     Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы  роста по отдельным видам продуктов  достигают 15-20% в год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента [14, с.117].

     Анализируя  причины этого отставания, ученый заключил: «Россия импортирует инновации  вместе с зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение  темпов развития экономики конкурентов».

     Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик [14, с.118].

     Для России характерная проблема продовольственной  безопасности. Имея около 10% мировых  запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует это богатство  неэффективно: доля страны в мировом  агропроизводстве не превышает 1,34%. Причина в том, что около 30% пахотных земель являются бесхозными и неиспользуемыми. Россия, располагая 240 млн га сельскохозяйственных угодий, производит лишь 62% необходимого стране продовольствия. В то же время Европа с ее 100 млн га сельхозугодий полностью обеспечивает себя продуктами питания. Япония, имея только 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 122 млн своих граждан. Причем продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40%. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85%. «Если мы хотим сохранить свой статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село и страну от экономического умирания, необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и особенно возрождения агропромышленного комплекса», - говорит член Совета по аграрной политике при Председателе Совета Федерации М.Коробейников. По его мнению, такой подход требует резкого усиления роли государства, что подтвердил мировой финансовый кризис. Например, в США мгновенно забыли о так называемом свободном рынке, как только возникли серьезные проблемы на финансовом и банковском поле. Был национализирован ряд обанкротившихся банков, подтвердив тем самым, что в реальной жизни свободный рынок должен быть социально ориентированным, а значит, регулируемым государством [14, с.119].

     Другой  важной проблемой экономической  безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам  исследования, проведенного учеными  Академии госслужбы совместно с рядом других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране сократится на 17 млн человек, а количество граждан пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн человек. Статистики ООН также прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г., у нас некому будет осуществлять [14, с.121].

     По  мнению специалистов, выход здесь  может быть только один – кардинальное(в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационных программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.

     Б. Гусев высказывает убеждение, что  инновационным процессом должны заняться профессиональные инженеры. Правильно выбрав принцип инновационного развития страны, они дадут импульс  прогрессу всей экономики. К сожалению, сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли не превышает 1 %, тогда как в развитых странах  Запада она достигает 20-25%. Причина  известна: уже несколько лет в  России регистрируются лишь 20 тыс. патентов (из них только 5% используется в промышленности), в то время как в СССР этот показатель ежегодно составлял 200 тыс. авторских свидетельств. «Для того чтобы преодолеть отставание, исполнительная власть, прежде всего Минобрнауки России, должна думать о подготовке кадров высшей квалификации, которые могут стать мостом между наукой и производством», - подчеркивает Б. Гусев [14, с.122].

     Одна  из причин нашего экономического отставания – отсутствие долгосрочной социально-экономической  стратегии страны, считает академик А. Абалкин. Ведь еще в 1999 г. в правительстве было принято решение о разработке долгосрочной концепции развития страны. Но первый ее вариант научная общественность отвергла как несовершенный. С тех пор самое большое, что делалось, был прогноз на три года. Но при таком подходе эффект от инвестиций в новые технологии нельзя точно установить, он проявляется лишь на четвертый год и даже позже. В результате получается затратная перспектива.

     Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации  от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

     Концепция имеет следующую структуру [2]:

  1. Общие положения.
  2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
  3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
  4. Обеспечение национальной безопасности.
  5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии
  6. Основные характеристики состояния национальной безопасности

     Реализация  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения  качества жизни населения, обеспечения  политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной  безопасности и правопорядка, повышения  конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации

     Сейчас, после долгого перерыва, в Минэкономразвития  России идет работа над Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. Если этот проект будет выполнен и получит общественную поддержку, мы будем иметь государственную стратегию, содержащую не только национальные интересы и потребности страны, механизм их достижения, но и ожидаемые результаты. Для этого надо создать наделенный широкими полномочиями совет по стратегии, который объединит представителей власти, науки, предпринимателей.

     Необходимо  обеспечить единство системы управления в решении стратегических задач. Нужен орган управления, который  на научной основе определил бы объемы наших ресурсов, оценил возможности  науки, отладил систему натуральных  и стоимостных балансов. На этой базе возможно построение комплексной  стратегии долгосрочного развития страны.

     Представляется, что определенным решением проблем  институционального обеспечения экономической  безопасности в стране может стать  разработка и реализация перспективного приоритетного национального проекта "Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации", который должен включать в себя следующие мероприятия:

1. Его  следует реализовывать исключительно  вкупе с иными приоритетными  национальными проектами в связи  с тем, что он обеспечивает  их надлежащим количеством финансовых  средств, придавая экономическому  развитию системный характер, а  они, в свою очередь, создают  все необходимые предпосылки  и условия (например, кадровые, материально-ресурсные)  для обеспечения экономической  безопасности страны [14; 15].

2. Необходимо  сформировать в системе государственного  и муниципального управления  надлежащие структуры по организации  и реализации перспективного  приоритетного национального проекта  "Обеспечение экономической безопасности  Российской Федерации". Основная  роль по их координации должна  быть отведена Президенту Российской  Федерации и Совету Безопасности  России [16; 17]. В связи с этим  следует дополнить в Законе  Российской Федерации от 5 марта  1992 г. N 2446-1 "О безопасности" компетенцию  Совета Безопасности страны полномочиями  по координации и контролю за реализацией приоритетных национальных проектов, связанных с обеспечением национальной безопасности России [18]. Как вариант, можно вернуться к советской практике совместного существования Совета обороны и Совета Безопасности, разгрузив Совет Безопасности вопросами обеспечения обороны страны. В качестве органа власти по организации и текущей реализации перспективного приоритетного национального проекта "Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации" может выступить Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [19]. Кроме того, необходимо обратиться к опыту государственного управления и планирования экономического развития времен СССР, создав Госплан Российской Федерации, наделив его полномочиями, аналогичными Госплану СССР, который отвечал за согласование планов народного хозяйства любого уровня и разработку единого союзного перспективного плана государственного хозяйства [20]. К вопросам системной реализации приоритетных национальных проектов следует подключить Общественную палату Российской Федерации.

3. Реализация  приоритетного национального проекта  в области обеспечения экономической  безопасности России невозможна  без проведения жесточайшей чистки  государственного и муниципального  аппарата от коррупции, клановости. Как справедливо отметил в этой связи Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, данные вопросы должны стать приоритетом национальной политики страны [21]. Ряд ученых в этой связи предлагают обязать лиц, занимавших должности выше руководителя отдела (управления) в федеральных и региональных органах государственной власти начиная с 1987 г., отчитаться об источниках доходов и приобретения ими самими и членами их семей объектов недвижимости, а также иных активов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом [2].

Информация о работе Экономическая безопасность