Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:38, доклад

Краткое описание

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз.
Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
Критерий экономической безопасности.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения.
характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
среды. качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

4. Следует  ввести систему жесткого контроля  не только целевого характера  использования бюджетных средств,  но и эффективности подобного  использования. В связи с этим некоторые авторы отмечают необходимость реализации в системе государственного управления популярного за рубежом аудита эффективности использования бюджетных средств, под которым следует понимать оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по выполнению государственных функций, использованию государственных ресурсов, а также принятие рекомендаций по совершенствованию их работы, причем его главной целью является повышение эффективности управления общественными ресурсами [22]. Полномочия по осуществлению аудита эффективности использования бюджетных средств следует закрепить за системой контрольно-счетных органов Российской Федерации во главе со Счетной палатой России.

5. Необходимо  осуществить мобилизацию дополнительных  средств в доходную часть федерального и региональных (местных) бюджетов. Для получения дополнительных доходов в бюджеты всех уровней можно, например, ввести господствующую во всем мире прогрессивную шкалу подоходного налога. Кроме того, следует провести национализацию предприятий и месторождений топливно-энергетического комплекса страны, а доходы от реализации за рубежом продукции ТЭК необходимо направлять в бюджет страны и использовать, с одной стороны, для реструктуризации и обновления производственных фондов ТЭК, а с другой - для внедрения новых энергосберегающих технологий в экономику отрасли и страны в целом.

В связи  с этим вопросы эффективности  использования природной ренты  следует поставить под жесткий  общественный контроль, создав, например, Общественный совет по контролю использования  доходов от природной ренты, который  следует формировать из представителей главы государства, Федерального Собрания, высших судебных органов Российской Федерации, а также ведущих политических партий и иных общественных объединений  страны.

6. Следует  поставить под жесткий парламентский  и общественный контроль расходную  часть государственных и местных  бюджетов, особенно в части расходов  на содержание и заработную  плату государственных и муниципальных  служащих. Представляется необходимым  ужесточить ответственность должностных  лиц органов государственной  власти и местного самоуправления  за совершение правонарушений  и преступлений, которые повлекли  материальный ущерб для государственных  и муниципальных бюджетов (внебюджетных  фондов). В этой связи следует  использовать положительный опыт  борьбы с хищениями государственной  собственности в КНР, где за  подобные преступления применяются  такие меры уголовного наказания,  как смертная казнь и пожизненное  лишение свободы с конфискацией  имущества. Например, необходимо  вернуть в Уголовный кодекс  Российской Федерации конфискацию  имущества как меру основного  и дополнительного наказания  [23].

7. Следует  разработать систему мероприятий  по стимулированию возвращения  капиталов, вывезенных в последние  18 лет с территории Российской  Федерации представителями олигархических  кругов. Данные мероприятия могут включать в себя сочетание как сравнительно мягких вариантов, состоящих в полной или частичной легализации выведенных капиталов, даже полученных незаконным и преступным путем, в обмен на их возвращение в Россию и вложение в отечественную экономику, так и жесткие варианты, например возбуждение уголовных дел в отношении владельцев незаконно вывезенных капиталов, их уголовное преследование, насильственный вывоз данных лиц представителями отечественных спецслужб в случае уклонения от сотрудничества с правоохранительными органами России (подобный эффективный опыт можно позаимствовать у спецслужб Израиля). В случае добровольной выдачи и перевода капиталов в Российскую Федерацию данным лицам можно предоставлять амнистию, тем более что подобный опыт принуждении к возвращению незаконно выведенных из страны денежных средств применялся активно в СССР в 30-е годы прошлого столетия (хотя и никогда не афишировался) [2]. Следует стимулировать привлечение в Россию "бегающих" капиталов, даже сомнительных с точки зрения законности (например, принадлежащих партийной и государственной номенклатуре бывших союзных республик и стран СЭВ).

8. Обеспечение  национальной экономической безопасности  страны невозможно без осуществления  ряда экономически прибыльных, а  также стратегических отраслей  российской экономики. Те отрасли экономики, которые во всем мире эффективно функционируют преимущественно в частной собственности (например, мелкая торговля, бытовое обслуживание, часть гостиничного бизнеса), должны оставаться в частной собственности. Основным критерием в вопросах национализации и приватизации должны выступать интересы экономической безопасности, обеспечения структурной модернизации российской экономики и эффективный рост экономических показателей (прежде всего подушевого валового внутреннего продукта, производительности труда, энерго- и ресурсосбережения при производстве продукции).

9. В  стране необходимо осуществить  разработку и реализацию ряда  крупных проектов по строительству  новых инновационных предприятий  и их конгломератов, которые  будут выступать в роли локомотивов  экономики. В связи с этим  интересен опыт не столько  КНР (так как рост ВВП в  данной стране значительно ниже  темпов ухудшения показателей  окружающей природной среды), сколько  Японии, Сингапура и Южной Кореи.  Так, например, Япония, используя  центральное финансирование, осуществила  реализацию ряда проектов по  созданию центров машиностроения, электронной промышленности на  базе разрушенных ядерными бомбардировками  США городов Хиросима и Нагасаки. В частности, город Хиросима  в настоящее время является  мировым центром автомобильной  промышленности, электронного приборостроения  и робототехники. В нем базируются  известные автоконцерны (например, "Тойота"), производящие до 15 миллионов автомобилей в год [1].

10. Следует  привлекать иностранный капитал  в Российскую Федерацию с учетом  опыта КНР. Так, в Китае иностранные инвестиции привлекаются при условии разработки и внедрения в стране новых технологических цепочек полного цикла (в отличие от Российской Федерации, где выдают за большой успех размещение отверточных сборочных производств продукции из зарубежных комплектующих, которые сразу же "выдавливают" отечественные производства). В связи с этим ряд ученых отмечают необходимость предварительной оценки государством экономической безопасности хозяйственных систем с участием иностранного капитала [24].

11. В  целях стимулирования привлечения  в страну новых технологий  необходимо законодательно закрепить  ряд налоговых льгот и преференций  для отечественных и иностранных  инвесторов, обеспечивающих их внедрение  в российскую экономику. Кроме  того, подобные льготы следует  предоставлять любым производствам  наукоемкой и инновационной продукции.

12. Представляется  неоправданной выбранная стратегия  превращения Российской Федерации  в сырьевую державу, так как  ресурсы ТЭК относятся преимущественно  к невозобновляемым и рост реализации данной сырьевой продукции на внешних рынках "обкрадывает" будущие поколения. Данные ресурсы должны быть национализированы, а их продажа на рынках Европейского союза должна увязываться со встречным предоставлением российской экономике новых технологий полного цикла.

13. Требует  восстановления и развития военно-промышленный  комплекс. Конверсия оборонных производств  на деле оказалась диверсией,  направленной, с одной стороны,  на подрыв национальной безопасности  Российской Федерации, а с другой - на уничтожение наукоемких производств.  Как справедливо отмечают ряд  ученых, пристального внимания требуют  вопросы обеспечения экономической  безопасности военной организации  государства [25]. Представляется, что  предприятия ВПК должны находиться  в собственности государства.

14. В  целях обеспечения экономической  безопасности страны необходимо  серьезно ограничить объемы трудовой  миграции в Российскую Федерацию.  Вопреки ведущейся более десятилетия  со стороны средств массовой  информации пропаганде относительно  того, что в России стремительно  сокращаются трудовые ресурсы,  российские экономисты (основываясь  на данных официальной статистики) отмечают, что реально сокращение  числа лиц трудоспособного возраста  в нашей стране произошло впервые  только в 2009 г., да и то незначительно  [2]. В то же время с 1991 г.  в стране наблюдается устойчивое  падение реального ВВП (в связи с чем при сохранении уровня производительности труда требуется не большее, а меньшее число работников). Очевидно, что пропаганда трудовой миграции обусловлена лишь желанием привлечь относительно бесправные и дешевые трудовые ресурсы (так как работодателям это выгоднее, чем обеспечить достойный уровень оплаты и условий труда гражданам России). В то же время приток мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья не только нарушает этнический и культурный баланс в регионах страны (особенно в столице), но и способствует вымыванию трудовыми мигрантами из страны на их историческую Родину десятков миллиардов долларов ежегодно, что обескровливает российскую экономику.

Представляется, что в вопросах трудовой миграции следует использовать положительный  опыт ряда стран, например Польши, где  чрезвычайно усложнена возможность  получения разрешительной документации на использование иностранной рабочей  силы, а также Швейцарии [1]. Можно, например, разрешить миграцию в Российскую Федерацию только лиц с высшим образованием и учеными степенями и только в наукоемкие производства либо разрешить получение вида на жительство и гражданства Российской Федерации только при условии инвестирования в ее экономику не менее 50 - 100 тысяч долларов США каждым лицом, желающим переехать на постоянное или временное жительство в Россию. Данные средства беспроцентно должны использоваться в стране и могут быть возвращены их владельцам по истечении пятилетнего срока.

15. Требуют  оперативного решения и вопросы  защиты авторских прав, обеспечения  информационной безопасности российской  экономики, особенно предприятий,  учреждений и организаций, находящихся  в частной собственности [26; 27]. В связи с этим вызывает недоумение осуществление продажи российских ноу-хау (особенно в оборонной сфере) странам вероятного противника, а также глобальным конкурентам России, в частности КНР. В отличие от Российской Федерации, американские и европейские компании, щедро внедряющие на территории Китая гражданские технологии, никаких военных разработок КНР не предоставляют [2].

16. Представляется, что Российской Федерации следует  расширять выгодные и стабильные  экономические связи со странами, которые являются реальными или  гипотетическими союзниками нашей  страны (Индией, Ираном, странами Латинской  Америки).

17. Требует  пересмотра и политика финансирования  науки и образования в Российской  Федерации. Так, в период последнего  глобального экономического кризиса  анализ расходов на НИОКР в  США и КНР показывает, что они  выросли в 1,5 - 2 раза, в то время  как в России снизились [1]. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая безопасность