Экономическая безопасность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности. 5
2. Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. 11
3. Механизм обеспечения экономической безопасности страны. 14
4. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России. 21
Заключение 27
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_антикризисное управление.docx

— 146.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение 3

1. Понятие, сущность  и субъекты экономической безопасности. 5

2. Макроэкономические  показатели экономической безопасности  национальной экономики. 11

3. Механизм обеспечения  экономической безопасности страны. 14

4. Пути совершенствования  экономической безопасности и  экономического развития России. 21

Заключение 27

Список использованной литературы. 31

 

 

 

Введение

 

Устойчивое  и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность  на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны»  отражает способность соответствующих  политических, правовых и экономических  институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической  безопасности – это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что  экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без  оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних  и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение  экономической безопасности принадлежит  к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически  включена в систему государственной  безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального  мира в обществе, защита от экологических  бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет  другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны  безопасности, нельзя обойти их экономические  аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается  как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Объект исследования – экономическая  система России.

Предмет исследования – социально–экономические  процессы воспроизводства в национальной экономике.

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности.

Для реализации поставленной цели планируется  выполнение следующих задач:

- определение понятия и сущности  экономической безопасности;

- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;

- проанализировать основные показатели  экономической безопасности России;

- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

В ходе исследования была использована система общенаучных  методов диалектического познания, системного и факторного анализа. При  решении конкретных задач использовались элементы теории управления, экономико-статистические, расчетно-конструктивные методы исследования, метод экспертных оценок.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Понятие, сущность  и субъекты экономической безопасности.

 

Термин «национальная  безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

В России разработка стратегии  экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных  органов исполнительной власти и  совместно с межведомственной комиссией  Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».

Указ Президента РФ «О государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»  был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

Таким образом, в структуре  национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая  безопасность занимает особое место. Это  обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени  реализованы без экономического обеспечения.

 

Рис. 1.1. - Структура национальной безопасности

 

Целью системы обеспечения экономической  безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса  страны, которое характеризуется  благосостоянием общества, позволяет  удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую  независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом  хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз.

В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные  организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству  и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и  преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации  и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и  обязанностями по участию в обеспечении  безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми  в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее  сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство  осуществляет деятельность по обеспечению  всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов  самого государства. Государство через  систему своих органов принимает  законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь  всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия  на законотворчество и принуждение  при его реализации.

Фактически  вопросами обеспечения экономической  безопасности занимаются все ветви  государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения  безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее  руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

Но поскольку  это направление деятельности представляет большую сложность и требует  профессиональных знаний и умений в  различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности» сформулированы следующие  основные задачи Совета безопасности:

  1. определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  2. разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
  3. подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
  4. разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации  для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные  представители и руководители федеральных  органов исполнительной власти. Секретарь  Совета безопасности подчиняется непосредственно  Президенту РФ.

Кроме государственных  органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует  система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических  и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических  и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают  влияние на выработку экономической  политики, стратегии и тактики  экономической безопасности.

Итак, в  управлении по обеспечению экономической  безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты  экономического управления, особенно такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

На рис. 1.2 представлена возможная система  управления экономической безопасностью  страны.

 

Рис. 1.2.- Система управления экономической  безопасностью страны

 

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической  науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической  безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с  точки зрения обеспечения экономической  безопасности, а именно оценка:

  • ресурсного потенциала и возможностей его развития;
  • уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);
  • конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;
  • экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень и  качество жизни; темпы инфляции; норму  безработицы; экономический рост; государственный  долг; вовлеченность в мировую  экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

 

 

2. Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики.

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается  как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Система макроэкономических показателей позволяет  определить степень экономической  безопасности государства. Кроме того, с помощью макроэкономических показателей  можно провести оценку макроэкономических результатов и осуществить анализ предпосылок их получения. С помощью  обобщающих показателей, таких как, чистое экономическое благосостояние можно определить благосостояние граждан. Значимость макроэкономических показателей  очевидна, так как они играют весомую  роль в экономике страны.

Информация о работе Экономическая безопасность страны