В научной экономической литературе
приводится огромное число показателей
состояния экономической безопасности
государства.
Все эти
показатели можно разделить на внутренние
и внешние.
По степени значимости показатели
экономической безопасности можно
разделить на общие, базовые и
частные.
По масштабам
характеризуемого объекта безопасности
можно выделить:
- микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;
- мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль;
- макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом[39, с.83].
К наиболее
значимым из них следует отнести
макроэкономические показатели. Тема
макроэкономических показателей будет
актуальна в любое время, так как, именно
с помощью этих показателей оценивается
уровень экономики любой страны.
В состав
этой группы входят следующие показатели:
1. Уровня
и качества жизни населения,
которые можно оценить многими
параметрами: производство валового
внутреннего продукта или валового
национального продукта на душу
населения; личный располагаемый
доход; потребительские расходы;
личные сбережения; индекс потребительских
цен; средняя заработная плата;
социальный и физиологический
прожиточный минимум; индекс дифференциации
доходов (децильный коэффициент); уровень
безработицы; уровень бедности населения;
уровень потребления основных продуктов
питания на душу населения; обеспеченность
жильем; состояние здравоохранения; уровень
образования; продолжительность жизни;
показатель чистого экономического благосостояния;
«совокупный индекс развития человеческого
потенциала» и другие.
Под уровнем
жизни понимается обеспеченность населения
необходимыми материальными благами
и услугами, достигнутый уровень
их потребления и степень удовлетворения
разумных (рациональных) потребностей».
Под качеством
жизни в широком толковании понимается
удовлетворенность населения своей
жизнью с точки зрения различных
потребностей и интересов. Это понятие
охватывает: характеристики и индикаторы
уровня жизни как экономической
категории, условия труда и отдыха,
жилищные условия, социальную обеспеченность
и гарантии, охрану правопорядка и
соблюдение прав личности, природно-климатические
условия, показатели сохранения окружающей
среды, наличие свободного времени
и возможности хорошо его использовать,
и, наконец, субъективные ощущения покоя,
комфортности и стабильности.
- Экономического роста: динамика и структура национального производства и дохода; показатели объемов и темпов промышленного производства; индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям и его удельный вес в ВВП; темп роста производства агропромышленного комплекса; отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей; капиталовложения; структура ВВП и др.
- Характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны: показатели ресурсосбережения; состояние воспроизводство факторов производства; эффективность использования научных технологий.
- Характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов: уровень цен в России в % к США; соотношение между ценовой массой товаров и денежным обеспечением; уровень инфляции; дефицит консолидированного бюджета; действие внешнеэкономических факторов; стабильность национальной валюты; внутренняя и внешняя задолженность.
- Характеризующие деятельность теневой экономики: показатели производства товаров; показатели услуг и доходов от незарегистрированной и запрещенной деятельности, их доля в ВВП и национальном доходе.
- Характеризующие встроенность государства в мировую экономику: экспорт, импорт, сальдо; структура, доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологических товаров; импортная зависимость, доля импорта во внутреннем потреблении; обменный курс валюты и паритет покупательской способности.
3. Механизм обеспечения экономической
безопасности страны.
Для обеспечения экономической
безопасности России, для решения
поставленных задач нужна разработка
соответствующего механизма их реализации.
Механизм обеспечения экономической
безопасности страны в условиях глобализации
– это система организационно-экономических
и правовых мер по предотвращению
экономических угроз. Он включает в себя
следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Механизм
обеспечения экономической безопасности
в условиях глобализации реализуется
посредством государственной стратегии,
которая должна быть идеологией развития
и учитывать стратегические приоритеты,
национальные интересы. Поэтому главная
цель экономической стратегии состоит
в формировании структуры экономики и
образовании промышленно-финансовых и
банковских структур, способных создавать
условия для внедрения капитала в новое
русло развития экономики.
Одно
из направлений соблюдения стратегических
интересов безопасности состоит
в создании системы гибкого регулирования
рыночной экономики. В систему гибкого
государственного регулирования целесообразно
включить следующие основные подсистемы:
- макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
- индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
- более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.
Другой
важный аспект стратегии экономической
безопасности – устойчивость национальной
валюты. Можно констатировать, что
в рамках монетаристского подхода
в России на сегодняшний день удалось
обеспечить относительную стабильность
валюты. Проблема устойчивости национальной
валюты приобретает важнейшее значение
во всей системе рыночных индикаторов.
Государственная
стратегия в области обеспечения
экономической безопасности разрабатывается
и реализуется в рамках проводимой
экономической политики, основными
приоритетами которой являются достижение
устойчивости экономического положения
личности, социально-экономической
стабильности общества, государства, соблюдение
конституционных прав и свобод граждан,
законности и законопослушания всех,
включая органы государственной
власти.
В этих целях
должна быть создана отлаженная и
надежная система государственного
воздействия на экономику, позволяющая
осуществлять с наименьшими потерями
регулирование важнейших экономических
преобразований, а также способная
взять на себя функции управления
и поддержания экономики страны
на безопасном уровне. При этом необходимо
четко определить границы и критерии
или условия государственного вмешательства
в экономику, в частности, границы
государственного сектора, а также
обеспечить развитие эффективных методов
государственного регулирования.
Государство
должно осуществить комплекс мер, прежде
всего, по обеспечению экономического
роста, что и будет гарантией
экономической безопасности страны.
Эти меры должны охватить все сферы
экономики. В число этих мер входят
осуществление активной структурной
и социальной политики, усиление активности
государства в инвестиционной, финансовой,
кредитно-денежной и внешнеэкономической
сфере, продолжение институциональных
преобразований.
При этом
социальная политика должна содействовать
консолидации общества на условиях устойчивого
экономического положения граждан,
повышения их уровня жизни. Определенный
позитивный сдвиг, наблюдавшийся в
росте среднемесячных денежных доходов
населения в течение последнего
времени, имел место на фоне значительных
задержек денежных выплат, усиления дифференциации
в доходах различных социально-демографических
групп. Однако процесс расслоения общества
на богатых и бедных продолжается,
что оказывается дестабилизирующим
фактором, создающим потенциальную
угрозу возникновения социальных конфликтов.
Основным
направлением инвестиционной политики
должно стать формирование благоприятной
среды, способствующей повышению инвестиционной
активности, привлечению частных
отечественных и иностранных
инвестиций для реконструкции российской
экономики. При проведении эффективной
инвестиционной политики должны соблюдаться
следующие основные принципы:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
- использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
Следует
заметить, что важнейшим элементом
механизма обеспечения экономической
безопасности общества является деятельность
государства по выявлению и оперативному
предупреждению внутренних и внешних
угроз безопасности экономики, особенно
при современном социально-политическом
положении России. Основные направления
этой деятельности следующие:
- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
- организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.
Реализация
мер по устранению угроз экономической
безопасности в условиях глобализации
требует организации эффективной системы
контроля за исполнением этих мер со стороны
Совета Безопасности Российской Федерации.
Для обеспечения экономически безопасной
интеграции России в мировую экономику
государству, развивая специальные
институты, необходимо завершить:
- формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
- достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
- обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
- долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.