Экономическая безопасность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности. 5
2. Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. 11
3. Механизм обеспечения экономической безопасности страны. 14
4. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России. 21
Заключение 27
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_антикризисное управление.docx

— 146.36 Кб (Скачать)

В научной экономической литературе приводится огромное число показателей  состояния экономической безопасности государства.

Все эти  показатели можно разделить на внутренние и внешние.

По степени значимости показатели экономической безопасности можно  разделить на общие, базовые и  частные.

По масштабам  характеризуемого объекта безопасности можно выделить:

  1. микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;
  2. мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль;
  3. макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом[39, с.83].

К наиболее значимым из них следует отнести  макроэкономические показатели. Тема макроэкономических показателей будет актуальна в любое время, так как, именно с помощью этих показателей оценивается уровень экономики любой страны.

В состав этой группы входят следующие показатели:

1. Уровня  и качества жизни населения,  которые можно оценить многими  параметрами: производство валового  внутреннего продукта или валового  национального продукта на душу  населения; личный располагаемый  доход; потребительские расходы;  личные сбережения; индекс потребительских  цен; средняя заработная плата;  социальный и физиологический  прожиточный минимум; индекс дифференциации  доходов (децильный коэффициент); уровень безработицы; уровень бедности населения; уровень потребления основных продуктов питания на душу населения; обеспеченность жильем; состояние здравоохранения; уровень образования; продолжительность жизни; показатель чистого экономического благосостояния; «совокупный индекс развития человеческого потенциала» и другие.

Под уровнем  жизни понимается обеспеченность населения  необходимыми материальными благами  и услугами, достигнутый уровень  их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей».

Под качеством  жизни в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей  жизнью с точки зрения различных  потребностей и интересов. Это понятие  охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической  категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и  соблюдение прав личности, природно-климатические  условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени  и возможности хорошо его использовать, и, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.

  1. Экономического роста: динамика и структура национального производства и дохода; показатели объемов и темпов промышленного производства; индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям и его удельный вес в ВВП; темп роста производства агропромышленного комплекса; отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей; капиталовложения; структура ВВП и др.
  2. Характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны: показатели ресурсосбережения; состояние воспроизводство факторов производства; эффективность использования научных технологий.
  3. Характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов: уровень цен в России в % к США; соотношение между ценовой массой товаров и денежным обеспечением; уровень инфляции; дефицит консолидированного бюджета; действие внешнеэкономических факторов; стабильность национальной валюты; внутренняя и внешняя задолженность.
  4. Характеризующие деятельность теневой экономики: показатели производства товаров; показатели услуг и доходов от незарегистрированной и запрещенной деятельности, их доля в ВВП и национальном доходе.
  5. Характеризующие встроенность государства в мировую экономику: экспорт, импорт, сальдо; структура, доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологических товаров; импортная зависимость, доля импорта во внутреннем потреблении; обменный курс валюты и паритет покупательской способности.

 

 

 

 

 

 

3. Механизм обеспечения экономической безопасности страны.

 

Для обеспечения экономической  безопасности России, для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения экономической  безопасности страны в условиях глобализации – это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
  • деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм  обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется  посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики.

Одно  из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит  в создании системы гибкого регулирования  рыночной экономики. В систему гибкого  государственного регулирования целесообразно  включить следующие основные подсистемы:

  • макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
  • индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
  • более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

Другой  важный аспект стратегии экономической  безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что  в рамках монетаристского подхода  в России на сегодняшний день удалось  обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности разрабатывается  и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической  стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной  власти.

В этих целях  должна быть создана отлаженная и  надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая  осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических  преобразований, а также способная  взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства  в экономику, в частности, границы  государственного сектора, а также  обеспечить развитие эффективных методов  государственного регулирования.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией  экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы  экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной  и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической  сфере, продолжение институциональных  преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в  росте среднемесячных денежных доходов  населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических  групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим  фактором, создающим потенциальную  угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным  направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных  отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной  инвестиционной политики должны соблюдаться  следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних  угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления  этой деятельности следующие:

  • выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
  • организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику  государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

  • формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
  • исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
  • достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
  • обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
  • долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Информация о работе Экономическая безопасность страны