Экономическая безопасность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности. 5
2. Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. 11
3. Механизм обеспечения экономической безопасности страны. 14
4. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России. 21
Заключение 27
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_антикризисное управление.docx

— 146.36 Кб (Скачать)

Многообразная роль системы государственного и  хозяйственного управления в обеспечении  экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена  выполнением присущих его механизму  функций, в том числе следующих.

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических  и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих  программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер  и действий в зависимости от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с  монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

 4. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России.

 

Стратегической  целью обеспечения экономической  безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз.

Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному  времени (ближайшие 15-20 лет) и стать  ориентиром при принятии важнейших  политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее  важными задачами в обеспечении  экономической безопасности, должны стать:

  1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
  2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
  3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
  4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
  5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
  6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
  7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Внутренние  факторы,  все в большей степени  будут определять как уровень, так  и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно  возрастает роль инвестиционного климата  и государственной экономической  политики.

В 2008 году в Российской Федерации  началось сокращение численности трудоспособного населения. За 2009 - 2012 годы численность трудоспособного населения сокращаться в среднем на 0,9 млн. человек ежегодно. Эта тенденция приведет к снижению численности экономически активного населения до 72,8 млн. человек в 2012 году.

Экономический кризис сократил спрос  на труд. В результате в 2009 году численность занятых в экономике снизится на 2,1 млн. человек и составит 66,4 млн. человек. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, численность занятых в экономике постепенно возрастет и в 2012 году составит 66,6 млн. человек.

Выделение субсидий предусмотрено  на реализацию региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности  на рынке труда: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения; создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство  безработных граждан, а также  работников в случае массового увольнения); оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения  рабочих мест, в том числе создаваемых  в рамках реализации федеральных  целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В сфере  борьбы с криминализацией экономики  необходимо активизировать противодействие  организованной преступности, в том  числе пресечение деятельности международных  преступных группировок. Должны быть приняты  меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз экономической  преступности, наносящей ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам  государства во внешнеэкономической  деятельности.

Крупные задачи должны быть решены в области  управления экономикой. Совершенствование  системы управления экономикой требует  четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

Для поддержания  экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание  нормативно-правового пространства, новых институтов управления  и осуществление институциональных  преобразований;

- разработку  механизма разрешения спорных  вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических  отношений между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации; 

- гармоничное  развитие экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление  государственной власти, повышение  доверия к ее институтам, а  также рационализацию механизмов  выработки и формирования экономической  политики.

Для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической  безопасности страны - это система  организационно-экономических и  правовых мер по предотвращению экономических  угроз. Он включает в себя следующие  элементы:

- бъективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

- выработку  пороговых, предельно допустимых  значений социально-экономических  показателей, несоблюдение которых  приводит к нестабильности и  социальным конфликтам;

- деятельность  государства по выявлению и  предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Важнейшим элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Основные направления этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.

Совет безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения  экономической безопасности государства. Правительство координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых  мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных  актов. В-третьих, экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической  безопасности.

Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности Российской Федерации  требует организации системы  контроля за их исполнением. Следует  отметить, что в условиях многоукладной  рыночной экономики, когда государство  не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование  экономики, в частности, путем воздействия  государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования  структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

 

 

Заключение

 

Экономическая безопасность – это состояние  защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической  безопасности является обеспечение  устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании  природных ресурсов.

Угрозы  в сфере экономики носят комплексный  характер. Это означает, что экономическая  безопасность подвержена воздействию  со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние  геополитические, социальные, экологические  и другие факторы.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией  экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы  экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной  и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической  сфере, продолжение институциональных  преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в  росте среднемесячных денежных доходов  населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических  групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим  фактором, создающим потенциальную  угрозу возникновения социальных конфликтов.

Информация о работе Экономическая безопасность страны