Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО  МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

имени адмирала Ф.Ф.Ушакова

ФАКУЛЬТЕТ МОРСКОГО ПРАВА  И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Кафедра «Экономики»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

На тему: Проблемы экономической  безопасности страны и механизмы её регулирования.

 

 

 

 

 

 

Выполнил курсант группы: 1922 Шульга О.В.

Допущен к защите:


Руководитель работы:


Нормоконтролёр:


Защита:               (дата)                                Оценка:


Члены комиссии:



 

Новороссийск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас   становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентно способного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним можно отнести и Россию, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность  соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства  защищать интересы своих ключевых субъектов  в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему  государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение  надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в  обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев  и показателей. Но для экономической  безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Центральное направление  мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия[1]. До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели.

 

Некоторые ещё пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы, но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными) методами. Это вызвано, прежде всего, возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы.

 

Интернационализация коренным образом  изменяет характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.

 

[1] Б.Кузык. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели. «Российский экономический журнал» №3, 2000 г.

 «Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывный передел мира. В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом атласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.

 

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или

конъюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и

соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно,

векторная стратегия  задаёт стратегическую модель внешнеэкономических  связей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической ситуации. Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

 

Если государство берёт  на вооружение геоэкономический вектор развития, то

появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие  как

экономические, экологические, демографические и т.д.

 

Как показывает мировой  опыт, обеспечение экономической  безопасности - это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Объект исследования – национальная хозяйственная система  страны.

 

Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.

 

Цель работы – рассмотреть  роль экономической безопасности в  системе национальной безопасности страны.

 

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих  задач:

- определение понятия  и сущности экономической безопасности  страны;

-определение основных  задач в области обеспечения  национальной безопасности Российской  Федерации;

- характеристика основных  критериев и показателей экономической  безопасности страны;

- анализ основных показателей экономической безопасности России;

- выявление существующих  и потенциальных угроз экономической  безопасности России на современном  этапе развития.

Различные аспекты управления народным хозяйством и его отдельными секторами в условиях трансформации российской экономики исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. Экономической безопасности в основных сферах экономики посвящены работы Л.И. Абалкина, А.А. Прохожева, В.К. Сенчагова, С.Ю. Глазьева, Е.А. Оленикова, Д.С. Львова и др.

Теоретической и методической основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области  управления и защиты экономических  интересов, решения проблем обеспечения  безопасности, результаты научных исследований Института экономики РАН, Академии управления МВД России, Академии экономической безопасности МВД России и ряда других институтов по вопросам экономической безопасности.

Исходными материалами  для исследования являются данные Федеральной  службы государственной статистики Российской Федерации, репрезентативные информационные и статистические материалы Минэкономразвития Российской Федерации, правоохранительных и контрольных органов, результаты научных исследований и практической деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, публикации в экономических изданиях и др.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, нормативный  и позитивный анализ.

Структурно работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны.

1.1. Понятие, сущность, критерии, специфика и внутренняя структура экономической безопасности страны.

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.[1]

Сама экономическая  безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

 Экономическая независимость  не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения

 

[1]Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №2

и т. д.).Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Необходимо подробнее  рассмотреть связь между понятиями  развитие и устойчивость экономики.

 

Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко  сокращается возможность её выживания, а также сопротивляемость и способность  к адаптации к внешним и  внутренним угрозам. Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики.

 

Устойчивость экономики  характеризует прочность и надёжность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки».

Таким образом, экономическая  безопасность - это совокупность условий  и факторов, обеспечивающих независимости  национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Ряд общих условий  и факторов выдвигает понятие  экономической безопасности в ряд  понятий, формирующих системный  взгляд на современную жизнь общества и государства:

    • Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.
    • Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере  финансово-банковских услуг. Умение создавать  условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. [1]

 

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

 

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев  и показателей. Критерий экономической  безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий

Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования