Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

 

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

 

Основными задачами в  области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

- своевременное прогнозирование  и выявление внешних и внутренних  угроз национальной безопасности;

- реализация оперативных  и долгосрочных мер по предупреждению  нейтрализации внутренних и внешних  угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

- подъем экономики  и уровня жизни населения, проведение  независимого и социально ориентированного  экономического курса;

- преодоление научно-технической  и технологической зависимости страны от внешних источников;

- обеспечение на всей  территории государства личной  безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных  прав и свобод;

- совершенствование системы  государственной власти, федеративного  и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

- неукоснительное соблюдение  законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- равноправное и взаимовыгодное  сотрудничество со всеми государствами  мира;

- подъем и поддержание  на достаточно высоком уровне  оборонного потенциала государства. [1]

 

[1] Л.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 2009 г. – 30 с.

 

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

- создание благоприятных  условий для международной интеграции  российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской  продукции;

 

В условиях либерализации внешней  торговли и обострения конкуренции  на мировом рынке товаров и  услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

 

Основными направлениями обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической  деятельности следует считать:

- правовую поддержку  реформ и создание эффективного  механизма контроля над соблюдением законодательства страны;

- усиление государственного регулирования  в экономике;

- принятие необходимых мер по  преодолению последствий экономического  кризиса, сохранение и развитие  научно-технического, технологического  и производственного потенциалов,  переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения. [1]

 

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются  задачи, связанные с устранением  деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции  и продукции высокой степени  переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения. [2]

 

Существенное значение имеют усиление государственной  поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития

[1]В.Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики» №1, 2010 г. – 18 с.

 [2] Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 200 с.

прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность  российских предприятий на мировом  рынке.

 

Важное значение имеет  концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

 

Таким образом, обеспечение  экономической безопасности является принципиально важным в целях  укрепления государства, реального  обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической  безопасности страны.

2.1. Классификация угроз  экономической безопасности страны.

 

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию  которых должна быть направлена  деятельность федеральных органов  государственной власти, являются: [1] [2]

 

1.Ослабление научно-технического  и технологического потенциала  страны.

 

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет  не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

 

Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы  деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.

[1]Л.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 2009 г. – 30 с.

[2]Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2006. – 235 с.

Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

 

2. Дезинтеграция  экономики  и спад производства.

 

В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое  пространство страны распалось на две  слабо связанные друг с другом сферы.

Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег.

 

Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).

 

В сбалансированной экономической  системе, находящейся в состоянии  равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала  из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.

 

В неравновесном  и  разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения  капитала и производственная сфера  оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала   из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)

 

Дезинтеграция прогрессирует  и в производственной сфере экономики. В этой связи существенно то, что  предприятия, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в условиях постоянного оттока денежных ресурсов и обесценения оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.

 

Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для  удержания собственных  оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт. Последнее и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств и привлекать относительно дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств они в состоянии задействовать кредитные и накопленные собственные средства в объемах, необходимых для финансирования инвестиций.

 

Вторая группа предприятий  характеризуется достаточной для  поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и с опозданием) оборот капитала. Они ориентированы главным образом на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере естественных монополий.

 

В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или  отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными циклами изготовления продукции (которым особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности).

 

3. Потеря экономической  независимости. 

 

В настоящее время  степень экономической зависимости  страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.

 

Экономика оказалась  в структурном отношении еще  более искаженной - увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась  доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию  с высокой степенью обработки.  С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия  приобрела типичные черты сырьевой колонии.

 

Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8—9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.

Однако подобная деформированность  экономики (в частности отсталость обрабатывающей промышленности и свертывание  разработки новых месторождений), а  также нестабильность мировых цен  предопределили то, что эффективность российского экспорта неуклонно падает, лишая российское правительство основного источника пополнения бюджета страны. 

 

В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к  числу наиболее серьезных угроз  экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Действительно, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, в дальнейшем,  возможно, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты.

 

Однако, возможно, что  под влиянием притока иностранных  инвестиций ускоренное развитие нефтегазового  комплекса приведет к дальнейшему  увеличению доли топливо-сырьевого  сектора в экономике страны и  усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования